Срок обучения – 6 лет

Общие требования

Класс (подготовительный)

Одним из основных моментов начального процесса с детьми дошкольного возраста является элемент игры, который применяется педагогом для изучения первичной нотной грамоты, понятие штриха деташе в разных частях смычка. Основы метроритма изучаются на основе детских стихов, считалок, попевок. Особое внимание уделяется посадке ребёнка за инструментом, учитывая специфику виолончели.

В течение года изучаются штрихи, 2 легато, 2 отдельно. Приобретение навыка перехода правой руки со струны, на струну сохраняя плавность движения.

 Работа над свободным аппаратом правой и левой руки, а так же раскрепощение корпуса. Исполнение «пиццикато» лёгких пьес в диапазоне терции – квиты.

Для наиболее одарённых детей игра смычком в 1 позиции лёгких пьес со 2 полугодия.

 

Инструктивный материал

Мардеровский. Уроки игры на виолончели

Н. Бакланова. Лёгкие пьесы

А. Стогорский. Пьесы советских композиторов

Борисяк. Пьесы

Р. Сапожников. Школа игры на виолончели (Для начинающих).

И. Мерк. Лёгкие упражнения для виолончели.

 

Пьесы

Р.Сапожников. Лёгкие пьесы советских композиторов

Рнп: «Там за речкой, там за перевалом»

«Ой, лопнул обруч»

«Ой, Джигуне, джигуне»

«Перепёлочка»

«Ходит зайка по саду»

Калинникова «Журавель»

«Во саду ли в огороде»

Бакланова Н. 12 лёгких пьес для виолончели и ф-но

Захарьина Т. Как пошли наши поджружки

 Полька

«Не летай соловей»

«Во поле берёза стояла»

«Кукушка»

Фома и Ерёма

 Калинникова «Тень-тень»

Кюи Ц. Весенняя песенка

Иордан И. Аллегретто

ЛюлиЖ.Б. Песенка

Шуберт Ф. Колыбельная

 

Примерная программа итогового академконцерта

 


1. Иордан И. Маленький вальс

Гайдн И. Анданте

2. Живцов А. Детская песенка

Рнп «Не летай соловей»




Класс

Ознакомление с названиями частей виолончели и смычка. Нотная грамота, чтение нот в басовом ключе.

Простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Работа над развитием слуха, ритма и музыкальной памяти.

Основы постановки: посадка ученика и установка инструмента, постановка левой руки, постановка правой руки.

Изучение первой позиции в узком расположении пальцев (первое полугодие) и в широком расположении пальцев (второе полугодие).

Развитие навыков ведения и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, легато по две и четыре ноты на смычок, комбинированные штрихи. Переходы со струны на струну. Работа над качеством звука и интонацией. Ознакомление с настройкой инструмента.

В конце первого полугодия возможно изучение IV позиции (с наиболее подвинутыми учащимися). Изучение перехода из I в IV позицию.

 

Ориентировочные годовые требования

В течение года учащийся должен пройти 3-4 мажорных и минорных гаммы и арпеджио в одну октаву и 2-3 гаммы в две октавы; 10-12 этюдов и 8-10 пьес.

При переходе во второй класс исполняется: гамма и арпеджио, этюд и 1-2 пьесы.

 

Примерный репертуарный список

Гаммы, арпеджио, упражнения

1. Кальянов С. Виолончельная техника. М., 1968.

2. Мардеровский Л. Гамма и арпеджио. М., 1960.

3. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений).

М. 1963.

А. Борисяк. Школа игры на виолончели. М.-Л.,1949.

Тактакишвили Г. Школа для виолончели. Т.,1959

 

Этюды

1. Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций (для виолончели в сопровождении фортепиано). М. 1955. (№№1,3,4,5,6,9).

2. Кальянов С. Избранные этюды. М.-Л., 1951. (по выбору педагога).

3. Ли С. Соч. 70. Сорок лёгких этюдов (на первой позиции). М.-Л. 1940. (№№2,5,12,14,18,21,23,28).

4. Ли С. Соч. 70 Сорок лёгких этюдов (на первой позиции). Краков, 1965.

5. Мардеровский Л. 48 лёгких этюдов для виолончели, 1 и 2 классы ДМШ. М., 1956.(№№1-20,21).

6. Мардеровский л. 25 этюдов для виолончели. М.-Л., 1950.

(№№1-9).

7. Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов. М.-Л., 1949. (1-й раздел, №№1-20).

8. Сапожников Р. Этюды для начинающих Виолончелистов. М. 1960.

9. Сапожников Р. Сборник этюдного материала для виолончели, I – IV классы ДМШ. М., 1957. (№№ 1-20,22-24,26,27,29,30,32,33,36,37).

10. Струве Б. Сборник этюдного материала для виолончели (на первой позиции). М.-Л., 1948. (1-й и 2-й отделы, №№26,27).

11. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 1, часть 2. Этюды, гаммы и упражнения для 1 и 2 классов ДМШ. (Ред.-сост. Р. Сапожников). М., 1963,1969. (1-й раздел: все номера, кроме 32,42,48-50,57-59,62,63).

Пьесы

1. Аарнэ Э. Маленький марш. Пять пьес. Л., 1966.

2. Бакланова Н. 12 лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М., 1948:

- Песенка

- Прелюдия

- Скерцо

- Колыбельная

- Мелодия

- Мазурка

- Романс

- Вальс

 

Доброхотов Б. Сборник лёгких пьес для виолончели и фортепиано. М.-Л., 1946:

- Этюд

- Вальс

- Марш Прогулка

- Дождь идёт

- Маленький рассказ

- Хоровод

- Фома и Ерёма

- «Как у наши у ворот стоит озеро воды»

- Казахская песня

- Журавель

- Кукушка

 

Мельников А. Четыре лёгкие пьесы в 1 позиции. М.-Л. 1951:

- Про зайчика

- Русская песня

- Гармошка сама играет

- Танец

 

Маредовский Л. Уроки игры на виолончели. М., 1962:

- «Ах ты, ноченька»

- «Летал голубь, летал сизый»

- «Ой, джигуне, джигуне»

- Лядов А. «Я с комариком плясала»

- Ребиков В. «Воробушек»

- Чайковский П. «Зелёное мое ты, виноградье»

 

Нолинский Н. Первые уроки игры на виолончели. Л., 1961:

- Захарьина Т. «Как пошли наши подружки»

- Захарьина Т. Мелодия

- Захарьина Т. Маленький вальс

- Захарьина Т. Яблочко

 

Десять народных песен и мелодий. (В обр. Р. Сапожникова). Тетрадь М. 1946:

- Русская

- Литовская

- Украинская

 

Лёгкие пьесы для начинающих. (под общ. Ред. Р. Сапожникова). Вып. 1. М., 1954:

- «Не летай, соловей»

- «На зелёном лугу»

- «Там за речкой, там за перевалом»

- «Ходит зайка по саду»

- «Во поле береза стояла»

- «Как на тоненький ледок»

 

Лёгкие пьесы для начинающих. Вып. 2. М., 1954:

- «Исходила младшенькая»

- Катенька веселая

- «Ой, лопнул обруч»

- «Во горнице, во светлице»

- «Заиграй, моя волынка»

Лёгкие пьесы русских композиторов. (Под общ. ред Р. Сапожникова). М., 1954:

- Глинка М. «Ты, солнышко, умолкни» (перелож. Р.Сапожникова)

- Калинников В. «Тень-тень» (перелож. Н. Грановского)

- Калинников В. Журавель (перелож. Н. Грановского)

- Кюн Ц. Весенняя песенка (перелож. Н. Грановского)

- Римский-Корсаков Н. Проводы зимы (перелож. Сапожникова и М. Кусс)

 

Примерная программа итогового акдемического концерта:

 


1. Гама Соль-мажор 1 – 2 октавы

С.Ли Этюд №12

Бетховен Л. «Сурок»

Станко А. «Танец»

Бакланова Н. «Мазурка»

2. Гамма Ре-мажор 1 октава

Бакланова Н. Этюд № 2

Гайдн И. Анданте

Калинников «Журавель»




Класс

Дальнейшая работа над постановкой, звукоизвлечением, интонацией. Ритмом и фразировкой. Изучение штрихов: деташе, легато и их сочетаний в медленном и более подвижном темпе. Не симметричные штрихи. Акценты.

 Изучение IV, половиной и III позиции. Начальное развитие навыков в смене позиций.

Настройка инструмента. Чтение лёгких пьес в диапазоне терции.

 Работа над качественным звукоизвлечением в переходных позициях при сохранении постановочного аппарата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: