double arrow

Теоретическая база гештальт-терапии

 

Источники возникновения гештальттерапии:

  1. психоанализ;
  2. феноменология;
  3. экзистенциальная философия;
  4. восточные учения;
  5. телесноориентированная психотерапия В. Райха (Reich W.);
  6. гештальт психология.

 

Экзистенциальная философия помогла Ф. Перлзу отойти от психоаналитического подхода, согласно которому основное внимание уделяется истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать корни проблем в прошлом своих пациентов, Ф. Перлз предложил всматриваться в настоящее, в то, как они приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти. Ф. Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении клиента, как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии.

Гештальт-психология помогла Ф. Перлзу понять важность феноменологии текущего опыта. Он стал осторожен в интерпретации бессознательного, фокусируя внимание на видимых проявлениях проблем пациентов (F. S. Perls, 1969). В то время как экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают свое существование в данный момент, академическая гештальтпсихология пытается ответить на вопрос, как они воспринимают свое существование (Kempler, 1973). Основатели гештальт-психологии – Келер (Kohler, 1947), Коффка (Koffka, 1935) и Вертгеймер (Wertheimer, 1945) – подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл. Свою теорию они противопоставили ранним теориям восприятия, сводившим психические процессы к простой сумме составляющих их компонентов и рассматривавшим воспринимающего как пассивного реципиента сенсорных качеств формы. Один из учителей Перлза, Курт Гольдштейн, применил положения гештальт-теории в области мотивации человеческого поведения. Сам Ф. Перлз распространил положения гельштальт-теории восприятия на изучение личности, использовав понятие «отношение фигуры и фона» для объяснения восприятия чувств, эмоций и телесных ощущений. Современник Ф. Перлза Курт Левин, эксперименты которого положили начало движению Т-групп, позаимствовал принцип целостности Гольдштейна для объяснения взаимодействия человека с его социальным окружением, а также социально обусловленных изменений личности.

В. Райх оказал влияние на представление Ф. Перлза о сопротивлении в терапии. Сопротивление – это термин, который используется для описания переживания внутренней преграды, возникающего у людей по отношению к возможным изменениям в поведении или при сознавании значимых переживаний. Сопротивление также можно рассматривать как защиту от стресса, обусловленного развитием и изменением личности. В. Райх, ученик З. Фрейда, выдвинул предположение, что сопротивление является частью так называемого «мышечного панциря», то есть физического выражения психологической защиты. Он верил, что сопротивление изменениям можно преодолеть путем использования методик прямого телесного контакта. Ф. Перлз заимствовал идею В. Райха о том, что сопротивление проявляется в невербальном поведении, или языке тела. Более полное описание терапии Райха будет дано в 10-й главе.

После переезда в 1946 г. в Соединенные Штаты Ф. Перлз разработал большинство своих оригинальных и продуктивных теорий личностного развития и терапевтического изменения. В 1952 г. он основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. Это положило начало новому мощному психотерапевтическому движению. В 1964–1969 гг. Перлз жил в Институте Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния, где проводил семинары, терапевтические группы и курсы обучения гештальт-терапии. В 1969 г. он переехал в Канаду для создания Института гештальт-терапии. Зимой 1970 г. его не стало.

Ф. Перлз занимался такими различными вопросами, как теория поля Курта Левина, театр психодрамы, биоэнергетика и метод Ф. Александера. Из каждой области он извлекал то, что могло оказаться значимым для развития его собственной терапевтической модели. Подобно К. Левину, Ф. Перлз отказался от каузального подхода, поиска в поведении ответа на вопрос «почему?», при котором человек рассматривается как «пассивная пешка», управляемая силами среды, и сосредоточился на изучении взаимодействия активной личности и среды, поиске в поведении ответов на вопросы «что?» и «как?» Из психодрамы, биоэнергетики и метода Ф. Александера Ф. Перлз заимствовал упражнения и методики, видоизменив их в соответствии со своими теоретическими представлениями.

Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм саморегуляции организма. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу формирования и завершения гештальтов (гештальт – паттерн или конфигурация, специфическая организация частей, которые образуют единое целое). Для сохранения гармонии и здоровья человеку необходимо осуществлять свое Я, реализовывать свои потребности, наклонности, способности.

Ф. Перлз определяет состояние «здоровья» как стабильность процесса внутреннего гомеостаза, творческого приспособления к среде, реализуемого в ходе разумного удовлетворения потребностей организма. Жизнь и поведение управляются процессом, который в науке называется гомеостазом, а проще - приспособлением или адаптацией. Гомеостаз - это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях. Иными словами, гомеостаз – это процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Поскольку потребности эти многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и неравновесия в организме. Если гомеостатический процесс до некоторой степени нарушается, так что организм слишком долго остается в состоянии неравновесия, - это значит, что он болен. Если процесс гомеостаза терпит полную неудачу, –  организм умирает. Таким образом, мы можем назвать гомеостатический процесс процессом саморегуляции, посредством которого организм взаимодействует со своей средой. Если же несколько потребностей (или, если хотите, инстинктов) возникают одновременно, то здоровый организм действует по принципу иерархии ценностей. Поскольку он не способен подобающим образом делать более одной вещи одновременно, он обращается к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо иной. Он действует по принципу "сначала самое важное" (first things first). Формулируя этот принцип в терминах гештальт-психологии, мы можем сказать, что в каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере временно, отступают на задний план. Фигура - это та потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения; она может быть, как в нашем примере, потребностью сохранить саму свою жизнь; в менее острых ситуациях она может быть физиологической или психологической потребностью. Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном – это процесс постоянного, но значимого появления и исчезновения.

Таким образом, взаимодействие фигуры и фона является центральным для той теории, которая представлена в этой книге: внимание, сосредоточение, интерес, забота, возбуждение и красота характеризуют здоровое формирование фигуры/фона, в то время как спутанность, скука, компульсивность, фиксация, тревожность, амнезия, стагнация и смущение указывают, что формирование фигуры/ фона затруднено. Такие термины как "фигура/фон", "незавершенная ситуация", "гештальт" заимствованы нами из гештальтпсихологии.

Чтобы человек мог удовлетворить свою потребность, завершив тем самым гештальт, и перейти к другим делам, ему необходимо сознавать свои потребности и уметь обращаться с собой и со своей средой, потому что даже чисто физиологические потребности могут удовлетворяться лишь во взаимодействии организма и среды.

Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего Я, направляющий все свои силы на реализацию Я-концепции, создаваемой для него другими людьми – прежде всего близкими – и которую он со временем начинает принимать свою собственную.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: