Шкала для оценки критериев эффективности разработана в институте им.Бехтерева [5]:
1. Степень симптоматического улучшения:
a. симптоматика проявляется несмотря на проводимую психотерапию очень часто и является достаточно выраженной;
b. симптоматика проявляется часто, стала чуть менее выраженной;
c. симптоматика проявляется редко и стала маловыраженной;
d. отсутствие симптомов;
2. Критерии степени осознания психологических механизмов болезни или нежелательного поведения:
a. не осознает;
b. осознает взаимосвязь между симптомом и возникающими напряжением или тревогой;
c. осознание взаимосвязи между симптоматикой и конфликтной ситуацией, которая возникает в связи с особенностями личности данного человека;
d. понимание собственной роли в возникновении конфликта и причин возникновения личностных особенностей;
3. Оценка степени восстановления нарушенных личностных отношений:
a. отсутствие изменений;
b. изменяется отношение к болезни и лечению;
|
|
c. меняется отношение к конкретной конфликтной ситуации;
d. изменяются отношения пациента во всех сферах взаимодействия со значительной степенью перестройки этих отношений;
4. Критерий степени улучшения социального функционирования (уровень удовлетворенности жизнью):
a. низкая степень удовлетворенности жизнью;
b. умеренная степень;
c. значительная степень;
d. выраженная степень.
Вопросы для повторения:
- Какие основные критерии используются для оценки эффективности терапии?
- Как оценивается степень улучшения состояния?
Литература
5. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.
7. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.
8. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.
Рекомендуемый дополнительный материал для изучения предмета:
Приложение 1
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
(для студентов дневного и заочного отделения)
1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и класстификация методов.
2. Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.
3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.
4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов В.В. Макарова.
5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.
|
|
6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.
7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.
8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.
9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания к групповой психотерапии.
10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.
11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.
12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психодинамической психотерапии.
13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.
14. Экзистенциальный анализ В.Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов».
15. Экзистенциальный анализ В. Франкла. Основные психотерапевтические техники.
16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.
18. Когнитивная психотерапия А. Бека. Теоретические основы и технические приемы.
19. Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.
20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.
21. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана.
22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.
23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения З. Фрейда.
24. Работа с материалом сновидений.
25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.
26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.
27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.
28. Психодрама: характеристика метода; основные процедуры и приемы.
29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.
30. Трансактный анализ Э. Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.
31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.
32. Психосинтез Р.Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.
33. Психосинтез Р.Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.
34. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи и технические приемы.
35. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение ответственности, времени, допустимые пределы привязанности).
36. Экзистенциональный анализ В Франкла. Теоретические основы и технические приемы.
37. Нейролингвистическое программирование: теоретические основы и базисные постулаты.
38. Нейролингвистическое программирование: понятие о модальностях, «ключах доступа».
39. НЛП: работа с мета-моделью.
40. НЛП: работа с субмодальностями.
41. НЛП: метод использования «якорей».
42. НЛП: рефрейминг.
43. Работа с метафорами в психотерапии.
44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе.
45. Приемы наведения и использования трансового состояния.
46. Арттерапия и ее принципы. Теоретические основы и технические приемы.
47. Внушение. Пробы на внушаемость.
48. Арттерапия. Основные премы и техники рисуночной терапии.
49. Арттерапия. Музыкотерапия.
50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.
51. Самовнушение; технические приемы.
52. Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния.
|
|
53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.
54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.
55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
57. Психотерапия, ориентированная на тело. Основные положения учения В.Райха.
58. Семейная психотерапия.
59. Психологическая проблематика семьи. Семья, как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.
60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.
61. Катотимно-имагинативная психотерапия.
62. Основные приемы и мотивы в кататимно-имагинативной терапии.
63. Психотерапия при кризисных состояниях.
64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.
65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.
66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.
67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.
68. Психотерапия невротических состояний.
69. Особенности психотерапии детей и подростков.
70. Критерии эффективности психотерапии.
Приложение 2