Тема 24. Критерии эффективности психотерапии

 

Шкала для оценки критериев эффективности разработана в институте им.Бехтерева [5]:

 

1. Степень симптоматического улучшения:

a. симптоматика проявляется несмотря на проводимую психотерапию очень часто и является достаточно выраженной;

b. симптоматика проявляется часто, стала чуть менее выраженной;

c. симптоматика проявляется редко и стала маловыраженной;

d. отсутствие симптомов;

 

2. Критерии степени осознания психологических механизмов болезни или нежелательного поведения:

a. не осознает;

b. осознает взаимосвязь между симптомом и возникающими напряжением или тревогой;

c. осознание взаимосвязи между симптоматикой и конфликтной ситуацией, которая возникает в связи с особенностями личности данного человека;

d. понимание собственной роли в возникновении конфликта и причин возникновения личностных особенностей;

 

3. Оценка степени восстановления нарушенных личностных отношений:

a. отсутствие изменений;

b. изменяется отношение к болезни и лечению;

c. меняется отношение к конкретной конфликтной ситуации;

d. изменяются отношения пациента во всех сферах взаимодействия со значительной степенью перестройки этих отношений;

 

4. Критерий степени улучшения социального функционирования (уровень удовлетворенности жизнью):

a. низкая степень удовлетворенности жизнью;

b. умеренная степень;

c. значительная степень;

d. выраженная степень.

Вопросы для повторения:

  1. Какие основные критерии используются для оценки эффективности терапии?
  2. Как оценивается степень улучшения состояния?

 

Литература

5. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. – Питер. - 1999.

7. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

8. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 


Рекомендуемый дополнительный материал для изучения предмета:


Приложение 1

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

(для студентов дневного и заочного отделения)

 

 

1. Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и класстификация методов.

2.  Психотерапия, ее место в системе научных знаний. Роль психотерапии в современной жизни.

3. Психотерапия как наука. История возникновения и развития психотерапии.

4. Интердисциплинарный характер психотерапии. Многоосевая классификация психотерапевтических подходов В.В. Макарова.

5. Взаимодействие психотерапевта и клиента. Позиция психотерапевта в ходе лечебного процесса. Управление эмпатическим реагированием.

6. Формирование психотерапевтического альянса. Личность психолога-консультанта, психотерапевта.

7. Общие правила ведения психотерапевтической беседы, основные ее этапы.

8. Групповая психотерапия. Основные типы психотерапевтических групп. Фазы группового процесса; стили руководства психотерапевтической группой. Проблемные ситуации в группе.

9. Групповая психотерапия. Основные задачи групповой психотерапии. Показания и противопоказания к групповой психотерапии.

10. Групповая психотерапия. Ролевое взаимодействие в группе и групповая динамика.

11. Теоретические основы главных направлений психотерапии и составляющих их форм и методов.

12. Психоаналитическое направление в психотерапии. Основные принципы проведения психодинамической психотерапии.

13. Задачи и механизмы лечебного воздействия личностно-ориентированной психотерапии.

14.  Экзистенциальный анализ В.Франкла. Понятие об «универсальных ценностях». Причины возникновения «ноогенных неврозов».

15. Экзистенциальный анализ В. Франкла. Основные психотерапевтические техники.

16. Поведенческая психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.

17. Техника проведения занятий в группах тренинга умений.

18.  Когнитивная психотерапия А. Бека. Теоретические основы и технические приемы.

19. Рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса. Теоретические основы и технические приемы.

20. Основные формы и этапы проведения рациональной психотерапии.

21. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана.

22. Основные этапы позитивной психотерапии. Смысловые блоки психотерапевтической работы.

23. Основные положения классического психоанализа. Научная эволюция учения З. Фрейда.

24. Работа с материалом сновидений.

25. Анализ сопротивления, переносов, ошибочных действий.

26. Гештальт-терапия: основные положения, принципы и технические приемы.

27. Применение гештальт-терапии в индивидуальной и групповой психотерапии.

28. Психодрама: характеристика метода; основные процедуры и приемы.

29. Основные элементы и фазы классической процедуры психодрамы.

30. Трансактный анализ Э. Берна. Структурный анализ, анализ трансакций.

31. Трансактный анализ. Анализ игр, сценариев и ролей.

32. Психосинтез Р.Ассаджиоли. Теоретические основы и технические приемы.

33. Психосинтез Р.Ассаджиоли. Самоотождествление и разотождествление. Работа с субличностями.

34. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Условия психотерапевтического процесса, задачи и технические приемы.

35. Клиент-центрированная психотерапия К.Роджерса. Основные аспекты терапевтических взаимоотношений. Проблема ограничений (ограничение ответственности, времени, допустимые пределы привязанности).

36. Экзистенциональный анализ В Франкла. Теоретические основы и технические приемы.

37. Нейролингвистическое программирование: теоретические основы и базисные постулаты.

38. Нейролингвистическое программирование: понятие о модальностях, «ключах доступа».

39. НЛП: работа с мета-моделью.

40. НЛП: работа с субмодальностями.

41. НЛП: метод использования «якорей».

42. НЛП: рефрейминг.

43. Работа с метафорами в психотерапии.

44. Основные способы присоединения в психотерапевтическом сеансе.

45. Приемы наведения и использования трансового состояния.

46. Арттерапия и ее принципы. Теоретические основы и технические приемы.

47. Внушение. Пробы на внушаемость.

48. Арттерапия. Основные премы и техники рисуночной терапии.

49. Арттерапия. Музыкотерапия.

50. Внушение. Основные технические приемы проведения внушения.

51. Самовнушение; технические приемы.

52. Гипнотерапия. Показания и противопоказания. Характеристики и стадии гипнотического состояния.

53. Технические приемы и правила проведения гипнотерапии.

54. Аутогенная тренировка. Основные этапы и упражнения.

55. Трансперсональная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.

56. Телесно-ориентированная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.

57. Психотерапия, ориентированная на тело. Основные положения учения В.Райха.

58. Семейная психотерапия.

59. Психологическая проблематика семьи. Семья, как возможный источник психотравматизации. Значимость работы с семьей пациента.

60. Регрессивная психотерапия. Теоретические основы и технические приемы.

61. Катотимно-имагинативная психотерапия.

62. Основные приемы и мотивы в кататимно-имагинативной терапии.

63. Психотерапия при кризисных состояниях.

64. Распространенность и предпосылки суицидального поведения. Психотерапия и психопрофилактика.

65. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки.

66. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом.

67. Психотерапия пациентов с психосоматическими расстройствами.

68. Психотерапия невротических состояний.

69. Особенности психотерапии детей и подростков.

70. Критерии эффективности психотерапии.

 

 

  Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: