Проблемная ситуация у ребенка чаще всего является результатом дисгармоничных семейных отношений, поэтому лечить надо не только ребенка, но и семью [2, 4, 5].
Семейная терапия является неотъемлимой частью работы с детьми и подростками. Это метод восстановления единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья его членов.
Этапы:
1. Обследование семьи, выявление особенностей личности родителей и как это отражается на ребенке;
2. Семейное обсуждение – подчеркивается роль обоих родителей в воспитании здорового ребенка, выработка общего стиля воспитания;
3. Совместная терапия всех членов семьи (игровая терапия, участие в групповой работе).
Особенности индивидуальной психотерапии:
Цели:
1. установление контакта с ребенком и создание доверия;
2. укрепление психофизиологических возможностей ребенка, повышение самооценки;
3. создание возможности для устранения патологических стереотипов поведения на основании новой системы оценок и суждений;
|
|
4. обучение навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми;
Принципы:
1. тактика должна быть согласована с родителями, т.к. если родители помогать не будут – будет сложнее добиться изменений стереотипов поведения;
2. выбор метода психотерапии зависит от особенностей симптоматики, возраста ребенка и индивидуальных возможностей психотерапевта;
3. равноправные взаимоотношения с ребенком, директивность должна быть небольшой;
4. психотерапевт действует вместе с ребенком, а не вместо него;
5. предоставить ребенку возможности самому делать выбор;
6. в процессе занятий должна достигаться взаимная адаптация детей и родителей;
Виды психотерапии:
1. Рациональная психотерапия, которая сопровождает всю терапию ребенка, подростка; чем старше ребенок, тем больший акцент должен делаться на данной работе;
2. Рисуночная терапия – достаточно эффективный вид терапии, особенно у детей 6-9 лет; эффективна в терапии страхов и решении межличностных проблем;
3. Игровая психотерапия, которая является основой терапии в детском возрасте; основана на естественной потребности детей в игре. Вначале проводится беседа. Условием успешной игровой психотерапии является эмоциональное вовлечение ребенка и психотерапевта во все происходящее. Игровую психотерапию можно комбинировать с любыми другими видами психотерапии (например, игра и внушение). Игра рассматривается как средство диагностики, терапии и обучения. Выбор игровых тем должен быть интересен для ребенка. Игра не комментируется. Она должна способствовать развитию самостоятельности и инициативы. В игре воздействие на больного осуществляется посредством характера воспроизводимых им и психотерапевтом персонажей и психотерапевтически моделируемой игровой ситуации. В игре может создаваться искусственная стрессовая ситуация (обвинение, спор и т.д.) и предпринята попытка ее решения. В игре может происходить актуализация страха, отреагирование, закрепление результата. Длительность процедуры от 20-25 мин. У дошкольников до нескольких часов у подростков, курс от 6-7 процедур и более.
|
|
4. Психогимнастика – психолого-педагогическая и психотерапевтическая методика одновременно. В процессе занятий очень большое внимание уделяется азбуке выражения эмоций. Основная цель:преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, создать оптимальные возможности для самовыражения.
5. Групповая психотерапия – наиболее эффективна у подростков, что связано с особенностью возраста. Они более ориентированы на мнение сверстников, чем взрослых.