1. Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.
Главная цель управления персоналом - вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).
Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.
|
|
2. В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:
• в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;
• планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;
• проведении маркетинга персонала;
• определении потребности организации в персонале;
• учете и нормировании численности персонала.
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:
• поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;
• адаптация, обучение и переподготовка персонала;
• мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;
• организация труда и соблюдение этики делового общения;
• оценка деятельности персонала и структурных подразделений;
• управление конфликтами и стрессами;
• управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
• управление коммуникационными процессами;
• обеспечение безопасности персонала;
• оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.
Основа современной концепции и принципы управления персоналом
Основу концепции управления персоналом как систему теоретико-методологических взглядов, принципов и методов в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом в таких условиях приобретает особую значимость. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности.
|
|
Рыночная концепция управления персоналом требует переоценки ценностей, поворота сознания работающего к потребителю, к прибыли, к проявлению инициативы, перехода к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственной стороне бизнеса.
2. Принципы управления персоналом - нормы, правила, требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации. Основными из них являются следующие:
• принцип научности (объективности) управления персоналом - исходный принцип;
• принцип системности - предполагает тесную увязку решений экономического, социально-культурного, технологического характера в процессе управления;
• принцип эффективности - достижение поставленных целей в короткий срок и с наименьшими потерями человеческой энергии;
• принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач - важнейшей;
• принцип оптимальности соотношения между централизмом и демократизмом, соединения творческой активности рядовых работников и руководства сверху (демократический централизм);
• сочетание единоначалия и коллегиальности;
• контроль и ответственность за исполнение решений.