1. Адаптация - процесс активного взаимного приспособления принятого на работу человека и организации с целью наиболее эффективной реализации физического и творческого трудового потенциала работника.
Различают несколько аспектов адаптации работника к новой среде:
• организационный - усвоение работником роли своего рабочего места в общей организационной структуре и особенностей механизма управления предприятием;
• психофизиологический - приспособление к физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;
• профессиональный - постепенное доведение трудовых показателей до необходимого уровня (навыков, дополнительных знаний и т. д.);
• социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.
Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус работника в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, признание, приемлемое вознаграждение за труд, удовлетворенность организацией труда и т. д.).
|
|
Показатели низкой адаптации - это отклоняющееся поведение работника, текучесть кадров и др.
2. Процесс адаптации крайне важен, и служба персонала организации должна уметь им управлять.
На практике при найме на работу используют целый ряд способов для успешной социализации работника:
• предоставляется исчерпывающая информация о работе, с тем, чтобы ожидания работника стали более реалистичными;
• проводится персональное собеседование с разъяснением, какая работа в данной организации считается эффективной;
• проводится собеседование о приоритетах, принятых в данной организации;
• проводится инструктаж по технике безопасности, организации рабочего места, эффективным приемам труда и др.
В эту систему включается и та информация, которую работник получает непосредственно в коллективе. Этой информацией, в результате которой работник узнает неписаные правила организации (кому принадлежит реальная власть, каковы шансы на рост оплаты труда, на продвижение и т. д.) - также необходимо управлять. Известно, что нормы, ценности, принятые в неформальных группах, должны соответствовать официальным целям и установкам организации, и это является одним из важных направлений деятельности службы управления персоналом.
Завершение процесса адаптации должно совпадать с истечением испытательного срока. К этому сроку служба управления персоналом обязана, оценив работу испытуемого, сделать вывод о том, подходит ли новый работник организации.
|
|
Управление профессиональной карьерой персонала
1. Карьера в широком смысле - последовательность развития человека в трудовой, творческой, семейной жизни. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Понятие «карьера» в основном связывается с трудовой, профессиональной деятельностью человека.
С точки зрения степени овладения человеком профессиональным опытом в конкретном виде деятельности можно выделить профессиональную и должностную карьеру.
Профессиональная карьера характеризует уровень развития и степень реализации профессиональных способностей человека, качественное состояние его профессионального опыта. Профессиональная карьера должна служить основой для должностной карьеры. Должностная карьера -это перемещение работника как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. Она есть не что иное, как форма реализации профессиональных возможностей человека.
2. Унравление профессиональной карьерой -целенаправленная деятельность кадровой службы по развитию профессиональных способностей человека, накоплению им профессионального опыта и его рациональное использование как в интересах сотрудника, так и в интересах организации.
Управление профессиональной карьерой - это всего лишь помощь персоналу в достижении его целей в профессиональном развитии, в стремлении сделать личную карьеру и реализовать свои способности.
Техника управления карьерой включает:
• изучение и выявление потребностей организации в персонале (кого, когда, сколько);
• оценку способностей и личностных качеств персонала;
• разработку вариантов планирования использования сотрудника;
• индивидуальную беседу с сотрудником, обсуждение предложенного варианта его планового использования (согласование, коррекция плана карьеры);
• разработку и утверждение плана карьеры и профессионального развития руководителем организации и их реализацию;
• контроль за ходом выполнения плана карьеры.
План карьерного роста - это документ, в котором представлен вариант (варианты) должностного перемещения специалиста в организации. Может включать и основные положения плана профессионального развития сотрудника. В плане карьеры указываются наименования должностей, на которые может быть назначен сотрудник, ориентировочные сроки, а также необходимые для этого мероприятия по его профессиональному развитию.
План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Для реализации плана карьерного роста молодому работнику рекомендуется самостоятельно разработать план самосовершенствования и достижения личных целей.