1. Маркетинг персонала - вид деятельности по изучению рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале, выявлении круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.
Предпосылками маркетинга персонала являются состояние человеческого ресурса организации, ее имидж и наличие вакансии.
Маркетинг персонала включает:
• исследование рынка рабочей силы;
• сегментирование рынка рабочей силы (руководитель, экономисты, рабочие; уровни оплаты труда; учебные заведения, выпускающие и переподготавливающие специалистов; демографическая ситуация; национальные и культурные особенности и т. п.);
• исследование качеств кандидатов и их потребностей;
• реклама вакансий;
• создание базы данных о кандидатах;
• выявление потенциальных кандидатов в резерв внутри организации.
Анализ кадровой ситуации особенно важен на стадии формирования организации и бизнес-планирования. Формирование в составе службы управления персоналом самостоятельного подразделения маркетинга целесообразно для крупных организаций.
|
|
2. Лизинг персонала характерен для современного инновационного управления персоналом и означает подбор кадров на временные рабочие места за счет кратко- или среднесрочной аренды персонала другой организации.
Лизингом персонала занимаются рекрутинговые агентства. Лизинг обусловливается краткосрочной потребностью организации в определенных кадрах.
В России лизинг персонала появился в середине 90-х гг. Предприниматели охотно принимают «сезонных» работников, готовых работать на временной основе. Заказчик при этом получает персонал, с которым юридически не связан, ответственность за работу предоставленных работников несет кадровое рекрутинговое агентство. Отношения между заказчиком и агентством оформляются договором.
В странах с развитой рыночной экономикой идея лизинга персонала получает все более широкое распространение и активное развитие.
Набор персонала организации
1. Набор персонала заключается в комплектовании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которых организация отбирает подходящих для нее работников. Процесс набора включает следующие этапы:
• планирование персонала (кадровое планирование) - определение потребности в персонале нужного количества и соответствующего качества;
• разработка требований к соответствующим должностям или видам деятельности, включая деловые и личностные характеристики;
|
|
• поиск персонала во внутренних и внешних источниках (реклама, служба занятости, рекрутинговые агентства, Internet и др.);
• составление базы данных по кандидатам на вакантные должности;
• отбор персонала - выявление различий между кандидатами и соответствующими требованиями будущей деятельности, выбор лучших кандидатов;
• решение о приеме на работу;
• введение в должность (адаптация) работника.
2. Процедура принятия окончательного решения зависит от размеров организации, квалификации работников отдела персонала, от специфики вакансии. Наиболее часто встречающиеся варианты принятия решения о приеме следующие:
• отдел персонала осуществляет предварительный отбор, итоговое собеседование с претендентами (интервью) проводит будущий руководитель кандидата (на малых предприятиях - руководитель организации), он же принимает окончательное решение;
• отдел персонала проводит все этапы отбора, готовит информацию по 3-5 кандидатам, окончательное решение о приеме руководитель принимает без проведения итогового интервью;
• отдел персонала осуществляет предварительный отбор, кандидаты проходят собеседование со специально созданной комиссией, окончательное решение принимается коллегиально на основании мнения всех членов комиссии.
3. Введение в должность (адаптация) новых работников является прямым продолжением процесса отбора персонала.