Средства, формы и методы ФР при ДЦП

ДЦП - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.(спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гиперкинетическая форма; гемипаретическая форма; атонически-астатическая форма.)

Реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно. Основными лечебными средствами являются лечебная физкультура, физиотерапия, массаж, медикаментозная терапия, ортопедический режим и логопедические занятия. Лечебная физкультура и массаж целенаправленно воздействуют на устранение двигательной патологии и воспитание произвольных движений. Только они могут дать возможность воспитания правильных представлений о необходимых движениях. Являясь частью комплексного воздействия, лечебная физкультура и массаж применяются в строгом соответствии с выраженностью и характером клинических проявлений заболевания.

(Средствами реабилитации инвалидов вследствие ДЦП являются методы социально-восстановительного действия, психологической коррекции, физической реабилитации (ЛФК, массаж, рефлексотерапия, светолечение, электролечение, вибротерапия, магнитотерапия, теплолечение, водолечение), и профессиональная ориентация. Методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии и рефлексотерапии применяются на всех этапах реабилитационного лечения с учетом тяжести функциональных нарушений и общих противопоказаний к этим методам лечения)

Поскольку заболевание проявляется с раннего детства, реабилитационный процесс должен начинаться как можно раньше и включать в себя следующие условия:

1. Как можно раньше, буквально с момента рождения, выявлять церебральную патологию и начинать лечебно-восстановительные мероприятия.

2. Коррекционную работу проводить непрерывно, объединив при этом усилия родителей, невропатолога, психолога, педагога-дефектолога, специалиста по физическому воспитанию и оздоровительной физической культуре, массажиста, физиотерапевта и др.

3. На ранних этапах развития ребенка ведущую роль отводить коррекции двигательных нарушений, как определяющего общее развитие ребенка с ДЦП.

4. Проведение мероприятий по коррекции нарушений высших корковых - Эти мероприятия целесообразно проводить в процессе игровой и лечебной деятельности.

36. Средства, формы и методы ФР при травматических повреждениях спинного мозга.

Степень выраженности последствий травмы спинного мозга во многом определяется ее локализацией: чем выше место повреждения, тем опаснее последствия. Так, при повреждениях на уровне поясничных сегментов спинного мозга развиваются парез или паралич, а также нарушения чувствительности нижних конечностей, отмечается расстройство функции тазовых органов и т.п. При повреждении шейного и верхнегрудного сегментов спинного мозга положение больного осложняется еще и изменениями в чувствительной и двигательной сферах верхних конечностей, в деятельности органов брюшной, а частично – и грудной полостей. При поражении шейного и верхнегрудного отделов позвоночника грудная клетка и живот ограниченно участвуют в дыхании, что ведет к развитию застойных явлений в легких.

Травматическое повреждение спинного мозга бывает с полным или с частичным перерывом спинного мозга. Травматические повреждения спинного мозга в зависимости от локализации повреждения дают вялые или спастические парезы либо параличи с быстро наступающей мышечной атрофией.

Лечение больных с повреждением спинного мозга производится комплексно и в числе других мероприятий включает лечебную гимнастику, массаж, обучение компенсаторным двигательным навыкам и пр.

ФК при повреждениях спинного мозга строится по периодам.

В первом (остром) периоде в стационаре больной укладывается на специальную «функциональную» кровать или на кровать с деревянным «щитом», поверх которого кладется водяной или обыкновенный матрац. Головной конец кровати приподнимается от уровня пола на 20 – 60 см. Пострадавший укладывается в положении лежа на спине, вытяжение осуществляется при травме ниже пятого грудного позвонка за лямки, наложенные в подмышечные области, а при повреждении выше пятого грудного позвонка – при помощи петли Глиссона. На подошвы стоп накладываются марлевые полоски и стопы подвешиваются.

Задачи ЛФК при травмах спинного мозга в первом периоде:

1) нормализация психического состояния больного и формирование установки на реабилитацию;

2) стимуляция регенерации нервных структур и проторения новых нервных путей в ЦНС;

3) предупреждение мышечных атрофий и контрактур;

4) профилактика пролежней и застойных явлений в кровообращении и в легких.

Несмотря на тяжелое состояние больного, лечебную гимнастику рекомендуется начинать как можно раньше – практически сразу после выхода больного из шокового состояния.

При вялых парезах и параличах физические упражнения используются с целью укрепления ослабленных мышц. Пассивные упражнения применяются с осторожностью, чтобы не вызвать разболтанности суставов. Учитывая быструю истощаемость ослабленных мышц, активные движения производят с небольшим количеством повторений «дробными» дозами, несколько раз в течение занятия. Пассивные движения выполняются медленно, плавно. При спастических парезах и параличах физические упражнения сочетаются с элементами расслабляющего точечного массажа. Активные движения производятся без большого напряжения и чередуются с упражнениями на расслабление. Используется лечение положением (фиксация нижних конечностей в положении разгибания и некоторого отведения).

Массаж при поражении спинного мозга выполняет целый ряд функций. Помимо его значения для предупреждения пролежней следует отметить влияние массажных процедур на местное кровообращение, что имеет особое значение для участков тела, находящихся в зоне паралича. Расположенные в этих районах мышцы массаж обеспечивает активизацией тонуса и трофики, что предупреждает возможность последствий в виде их атрофии. При нарушении чувствительности, создавая мощную импульсацию в ЦНС от массируемых зон, массаж способствует более быстрому ее восстановлению. Для решения указанных задач массаж должен выполняться глубоко и энергично с преимущественным использованием приемов растирания, разминания, ударных и вибрации.

Во втором (подостром) периоде применение физических упражнений должно определяться следующими задачами ЛФК:

1) дальнейшая активизация двигательной деятельности пораженных зон тела и конечностей;

2) стимуляция регенерации пораженных нервных структур;

3) возможно полное устранение возникших атрофий и контрактур;

4) восстановление у больного двигательных навыков, прежде всего по самообслуживанию и ходьбе.

Серьезным этапом реабилитации спинального больного является его подготовка к ходьбе. Она начинается уже в положении его лежа на спине, когда он выполняет упражнения для укрепления мышц спины, шеи, плечевого пояса, а также упражнения на координацию. Больного обучают «ходьбе лежа» со смещением таза вместе с выпрямленной ногой.

На втором этапе функциональной реабилитации очень эффективны занятия в лечебном плавательном бассейне, которые позволяют не только облегчить выполнение движений слабыми мышцами, но и способствуют нормализации эмоционального состояния больного.

На протяжении всего периода важной остается роль массажа.

В третьем периоде, начало которого соответствует свободному перемещению больного на костылях, основной задачей ЛФК является максимально полная бытовая и социальная реабилитация больного.

Уже в начале периода больному назначаются активные движения в различных звеньях двигательного аппарата в положении стоя на костылях: подтягивание прямой ноги вверх, переставление ноги вперед, в сторону, назад, втягивание ягодиц, промежности, наклоны туловища и т.п.

Разработаны методические приёмы, которые позволяют заставить больного выполнить движение и поверить в возможность реабилитации.

К таким приёмам относятся:

- выполнение идеомоторных упражнений;

- изометрические напряжения мышц;

- упражнения в воде;

- выбор исходных упражнений;

- пассивные и активно-пассивные упражнения;

- использование различных приспособлений, уменьшающих вес.

Действенной в физической реабилитации будет трудотерапия, а также нельзя принебрегать кинезотерапией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: