Г) эпическое и лирическое в повести

 

Лирическое

 

I. "До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни".
II. "Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе".
III. "Но главное, что угнетало меня,- я видел, чувствовал, как тяжело матери жить в доме деда; она всё более хмурилась, смотрела на всех чужими глазами, она подолгу молча сидела у окна в сад и как-то выцветала вся".
IV. "Проиграла гармоника, прозвучал женский смех, гремит сабля по кирпичу тротуара, взвизгнула собака - всё это не нужно, это падают последние листья отцветшего дня".
V. "Небо было видимо над селом очень редко: изо дня в день над крышами домов, над сугробами снега, посоленными копотью, висела другая крыша, серая, плоская, она притискивала воображение и ослепляла глаза своим тоскливым одноцветом".

Лиризм повествования создается также при помощи ряда сложных предложений, отличающихся симметричностью построения и звучания и представляющих собой миниатюрные вставные «стихотворения в прозе»:
«В комнате было очень светло,/ в переднем углу, на столе, горели серебряные канделябры по пяти свеч,/ между ними стояла любимая икона деда "Не рыдай мене, мати", / сверкал и таял в огнях жемчуг ризы,/ лучисто горели малиновые альмандины на золоте венцов».

Приведенные примеры, в которых наряду с прославлением радужного многоцветья жизни звучит, нарастая, мотив ее выцветания, ухода, исчезновения, пронизаны особым лиризмом и экспрессией. Предельно субъективированное повествование далеко выходит за рамки предметного и эпического изображения (6). Объективное начало в описании событий предельно ослаблено, их последовательность в ряде случаев на основании текста повести трудно уловить, они как бы предстают «вне времени», что характерно для лирики. Весьма активно используется Горьким такой прием поэтической речи, как звукопись.
Ср.: "Он Зажёг Серную Спичку, оСветив Синим огнём Своё лицо хорька, иЗмаЗанное Сажей, выСмотрел Свечу на Столе и, не торопяСь, Сел рядом с бабушкой".;"оЗОРниковато РОЗовые яЗыки"; "грОбООбразным пОтОлкОм" (7); "ШЕлками ШИтых берегов Волги"; "Перед Черным Челом пеЧи"; "Дом наполняла скуЧная (8) тиШина, какой-то Шерстяной Шорох, хотелось, чтобы скорее приШла ночь".; "Он засмеяЛся шеЛковым, Ласковым смехом…"; "И смеялась Густым, ГРеющим смехом, иГРая мною…" и др.







Д) авторская позиция, средства ее воплощения

 

Горьковское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: