Д) авторская позиция, средства ее воплощения

Автор призывает нас подольше наслаждаться своим детством и брать все из него, а также указывает нам, что не стоит торопиться взрослеть. Мораль повести такова: следует ценить беззаботное время и хранить в памяти свои детские воспоминания.

Толстой придавал большое значение родному языку. Впитать в себя живую речь своего народа в ее богатстве и неповторимом своеобразии — значит напитаться духом народа, его жизнью, историей, стать его частью. Чтобы сохранить этот дух, передать его юным читателям, Толстой писал свою повесть.

Тонкий стилист И.А. Бунин восхищался «редкой талантливостью всей его натуры, наделенной к тому же большим художественным даром», отмечал, что Толстой «владел богатым русским языком, все русское знал и чувствовал, как очень немногие».

«ДН» написано превосходным, чистым, выразительным языком, красочным и в то же время эмоциональным. Большим достоинством является лаконизм повести: автор полностью осуществил завет Н. Некрасова, кот. учил писать так, чтоб «словам было тесно, мыслям—просторно». Короткая фраза, отчетливая интонация—характерные черты его прозы.

Например, «Никита проснулся от счастья. Утро было ясное и морозное, Окна замерзли густым слоем лапчатых листьев». Здесь и переживания героя, и описание природы—и все это сделано с предельной чеховской сжатостью.

Или см. описание картины ночи в степи: «…Никита открыл глаза. Покачивался, поскрипывая воз. В степи было теперь почти темно. Все небо усыпано августовскими созвездиями. Бездонное небо переливалось…».

Сравнения Т. оригинальны, конкретны, вещны. Например, Мишка Коряшонок сидел на лошади «как клещ»: у Аркадия Ивановича палец, «как карандаш»; «за черными окнами видит луна большим светлым шаром»; «лунный свет неподвижно лежит длинными квадратами на полу» и т.д.

Т. умел отыскать и выбрать в богатом словаре подходящее, наиболее точное и нужное слово. Рисуя коня, подаренного Н. отцом, он называет его «курбатеньким меринком, в чулках…». Замена слов другими синонимами невозможна без ущерба для повести.

Т. в «ДН» следовал традициям рус. классич. лит-ры и создавал новые приемы в изображении детской психологии. Этой задаче—изображению ребенка—подчинены в повести вся ее структура: композиция, система образов, обилие пейзажей, язык.

3. "Детство" М. Горького.

А) художественное время и пространство

Значима для образной системы произведения степень заполненности пространства. Так, в повести А.М. Горького «Детство» при помощи повторяющихся лексических средств (прежде всего слова тесный и производных от него) подчеркивается «теснота» окружающего героя пространства. Признак тесноты распространяется как на внешний мир, так и на внутренний мир персонажа и взаимодействует со сквозным повтором текста — повтором слов тоска, скука: Скучно, скучно как-то особенно, почти невыносимо; грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит изнутри, распирает грудь, ребра; мне кажется, что я вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под грибообразным потолком.

Течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». Так, в повести А.М. Горького «Детство», в тексте которой почти отсутствуют конкретные темпоральные показатели (даты, точный отсчет времени, приметы исторического времени), движение времени отражается в пространственном перемещении героя, вехами его служат переезд из Астрахани в Нижний, а затем переезды из одного дома в другой, ср.: К весне дядья разделились... а дед купил себе большой интересный дом на Полевой; Дед неожиданно продал дом кабатчику, купив другой, по Канатной улице;

Б) герой в системе образов

Имя главного героя – Алексей Максимович Пешкóв:
"...Дверь затворите… Алексея – вон!.."
"...Моя фамилия – Пешков..."

Внешность Алеши Пешкова:
"...Легкий ты, тонкий, а кости крепкие, силач будешь..."
"...Вали дальше, курнос!.."
"...Тебе – который год? Только‑о? Какой ты, брат, длинный, а? Под дождями часто стоял, а?.."

У Алеши "калмыцкие скулы", как и у его отца:
"...Скулы‑те отцовы… Слезайте в лодку!.."
"...Садись, скула калмыцкая..."

Алеша - умный, способный мальчик:
"...Грамота давалась мне легко..."
"...Вскоре мать начала энергично учить меня «гражданской» грамоте... я одолел в несколько дней премудрость чтения гражданской печати..."
"...я легко одолевал арифметику, но терпеть не мог писать и совершенно не понимал грамматики..."

У Алеши хорошая память:
"...А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная!.."

Алеша - сильный и ловкий мальчик:
"...Был я не по годам силен и в бою ловок..."

Алеша - упрямый мальчик:
"...Она говорила, сердясь, что я бестолков и упрям..."
"–...Ты упрямый?
– Да..."

Алеша ведет "уличную", независимую жизнь. У него появляются друзья, такие же бедняки, как и он:
"...И на мой взгляд, нам жилось не плохо, – мне эта уличная, независимая жизнь очень нравилась, и нравились товарищи, они возбуждали у меня какое‑то большое чувство, всегда беспокойно хотелось сделать что‑нибудь хорошее для них..."
"...Вообще деньги давались нам нелегко, но жили мы очень дружно, и, хотя иногда ссорились немножко, – я не помню ни одной драки между нами..."

Алеша чувствует себя одиноким в своей семье:
"...Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, всё чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на всё, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе..."



















В) сюжет

У маленького Алеши от холеры умирает отец. Это случилось в Астрахане. Бабушка решает забрать его с новорождённым братом к себе в Нижний Новгород. Там живет вся семья, главой которой является дед Алеши, владеющий красильной мастерской. Мать исчезла из его жизни. Атмосфера в доме тяжелая, дядья постоянно ссорятся, недовольные тем, что отец не разделил наследство. Мальчик вынужден претерпевать болезненные телесные наказания от деда за любой неправильный поступок. Далее Алексей жил с матерью, которая вышла замуж. Отчим относился к ней плохо, отношения не заладились. В конце рассказа мама умирает, а дедушка бесчеловечно отправляет Алешу «в люди». Будущие годы Горький описал в следующей повести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: