Г) эпическое и лирическое в повести

Определение автобиографического произведения, особенности жанра.

 

В литературоведении автобиография понимается как «литературный прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни».

В широком смысле автобиография - произведение, основное содержание которого составляет изображение процесса духовно - нравственного развития личности автора, основанного на осмыслении прошлого с точки зрения опытного, зрелого человека, умудренного жизнью. Жизнь писателя становится протосюжетом, а его личность (внутренний мир, особенности поведения) прототипом главного героя. Для автобиографии характерны особый тип биографического времени и "специфически построенный образ человека, проходящего свой жизненный путь". Одно из особых достоинств автобиографических произведений - отражение в них исторических примет своего времени (пейзаж, описание жилища, интерьер, вещи, портреты, традиции, передача особенностей речи, манер и т. д.).

Характеристики автобиографии как жанра:

- наличие одного эгоцентрического сознания, которое составляет ментально-психологический и эмоциональный центр текста;

- единство в одном лице автора, рассказчика и протагониста;

- композиционно-сюжетная гетерогенность повествования, обусловленная прагматическими особенностями процессов запоминания и воспоминания;

- ретроспектива как принцип движения временного повествования от начала к концу, в основе которой лежит деятельность воспоминания субъекта речи

 

2. "Детство Никиты" Толстой А.Н.

 

А) художественное время и пространство

Толстой действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести—обычное утро мальчика, Здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале «ДН» замыкается. Для Никиты в нем было много открытий и новых впечатлений.

Помогают выражению главного героя и изображения праздников и будней: они открывают картину бытия, и Никита - часть ее. «А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках «единого пространства - родина, Россия, вечно юная, неделимая неделимая и светлая», то есть замкнутого, идиллического, и эпического времени, круглого, завершенного, соотносящегося с временами года».

Б) герой в системе образов

Повествование ведется от 3 л., все люди (взрослые и дети), события, явления, картины природы даются через восприятие 10-летнего мальчика Никиты, а не автора, и этот мальчик, наблюдательный и тонко чувствующий, видит все своими глазами.

Рисуя образ Н., автор помнит, что ему всего-навсего 10 лет, а в таком возрасте человек может думать только конкретно и образно. Его учитель Аркадий Иванович диктует задачу: «Купец продал несколько аршин синего сукна, по 3 рубля 64 копейки за аршин, и черного сукна…» И Н. сразу же представился купец из задачника: «Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший». Н. думал, а «купец совсем расплющился, оба куска вошли в стену, завернулись пылью…»

Н. присущи особая острота восприятия, сила воображения и наблюдательность. По отношению к людям у Н. точное и ясное представление, его мышление предметно. Каждого человека он видит не отвлеченно, а вещественно, образно. Васса Ниловна, знакомая Аркадия Ивановича, написала, что она не может приехать в Сосновку, потому что «прикована к постели больной матери». «Н. так и представил эту Вассу Ниловну: сидит длинная унылая женщина в серой кофточке, со шнурком от часов, и одна нога ее прикована цепью к ножке кровати».

А домашняя швея Соня с «выщербленным от постоянного перегрызения нитки передним зубом» была такая «скучная девица, словно несколько лет валялась за шкапом,--ее нашли, почистили немного и посадили шить».

В) сюжет

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

г) эпическое и лирическое в повести

    «Детство Никиты» обладает многими реалистическими подробностями: например, прототипы реальных людей, которых автор перенес из своего детства (Мишка Коряшонок, репетитор Аркадий Словоохотов, проч.). Это качество роднит повесть с такими автобиографическими произведениями, как «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова.

    Повесть о «Детство Никиты» отразила главный итог детских лет – гармоничную слитность всех граней бытия: растений, животных, людей, жизни и смерти, взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры». «Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту»- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: