Латинские хронисты о причинах и целях Первого крестового похода. Двойственность их суждений 4 страница

Одежды — нагой, жаждущий — чашу к вину добывает,

К сокровищам жадный торопится... 157)

 

Особенно детально этот автор рисует сцену ограбления крестоносцами храма Соломонова, точнее, мусульманской мечети (аль-Акса), стоявшей на его месте. Внимание завоевателей прежде всего привлекло возвышавшееся здесь серебряное изваяние (stabat in excelso simulacrum... scilicet argentum), «столь тяжелое, что шесть сильных рук едва могли его поднять, а десять — унести». Загоревшийся при виде драгоценной статуи Танкред разыгрывает возмущение языческим идолом, которого объявляет... Магометом. Впрочем, вначале он предлагает воинам, столпившимся вокруг, определить, что это за изваяние, сверкающее драгоценными камнями, украшенное золотом и покрытое пурпуром. Демонстрируя собственную образованность, историк-поэт Рауль Каэнский заставляет своего героя высказать по этому случаю догадку, будто перед крестоносцами, возможно, находится статуя Марса или Аполлона (Forsitan hoc Martis vel Apollinis est simulracrum). Но Танкред не задерживается на [219] такой мысли. На миг у него возникает предположение, что изваяние изображает Христа, однако, он тотчас отметает и такого рода гипотезу; она его не устраивает — перед ними несомненно мусульманский идол. «А так как это не Христос, но, вернее, древний Антихрист (pristinus Antichristus), злобный и пагубный Магомет (Mahummet pravus, Mahummet perniciosus), надо немедленно низвергнуть его», — якобы заявляет герой. И едва этот приказ был отдан, тотчас рыцари выполнили его: «изваяние схватили, стащили, ободрали, разбили». Рауль Каэнский замечает при этом: «Хотя сам по себе металл и был дорог, но облечен [был] в презренную форму; теперь же, когда она была разбита, серебро из презренного снова сделалось ценным

 

(Materia carum sed forma vile metallum

Ergo diffictus de vili fit preciosus). 158)

 

Но воины христовы не удовлетворились и этим. Они сорвали «серебряную ленту, шириною в локоть и в палец толщиной, опоясывавшую весь храм; по весу она была равна семи тысячам марок», — присовокупляет историк. Со стен и колонн были ободраны драгоценные камни, золото и серебро. Рауль Каэнский оправдывает ограбление храма. Там все эти замечательные вещи, которым надлежало бы славиться во всем мире, были укрыты от взоров и находились бесплодно, погребенные под украшениями, прятавшими их от света. Мудрый Танкред превратил их в полезные, вернул из темноты дневному свету. Этими богатствами он «вооружил своих безоружных слуг, одел нагих, накормил голодных, увеличил число своих рыцарей». 159) А спустя несколько страниц историк признает, что после захвата иерусалимского храма его герой «разбогател больше других вождей. 160)

 

Не стал беднее в крестовом походе и граф Сен-Жилль: «Когда другие уже истратили свои деньги, его богатства возрастали». 161) Да и вообще провансальцы, как об этом не без злорадства пишет Рауль Каэнский, отражающий в данном случае враждебные им настроения итало-норманнов, «не расточали своих средств; они служили собиранию плодов, а не растрате их, [220] накоплению скорее, чем славе»; «все свои силы племя провансальское прилагало не к тому, чтобы тратить, но всегда старалось увеличивать свои богатства». 162) Но эти характеристики могут быть отнесены и ко всей массе воинов христовых — как к предводителям, так и к рядовым рыцарям, оруженосцам и пр. По словам Фульхерия Шартрского, в результате ограбления Иерусалима «многие неимущие разбогатели (unde multi inopes effecti sunt locupletes)». 163)

 

Всепоглощающая жадность рядовых крестоносцев хорошо известна их предводителям, вполне разделяющим ее. Используя это качество воинов божьих, они возбуждают их энергию и храбрость. Накануне дорилейского сражения, как рассказывает его непосредственный участник, рыцарям был брошен призыв: «Будьте всячески единодушны в вере христовой и [в вере] в победу святого креста, ибо все вы сегодня разбогатеете, если это будет угодно богу!» 164) Готовя засаду против турок под Антиохией, Танкред увещевает наиболее нетерпеливых не обнаруживать преждевременно своего присутствия перед лицом противника: «Обождите, могучие воины, этот денек (hanc dieculum), — говорит он им, — завтра, если я не ошибаюсь, в наши сети попадет куда более обильная добыча». 165) Побуждая своих рыцарей атаковать Лаодикею (1101 г.), тот же герой Рауля Каэнского аргументирует свой призыв такими доводами: «Йо, соратники, — восклицает [он], — вступим же в эту овчарню... Ведь она полна богатств и лишена защитников». 166)

 

О жадности крестоносцев был осведомлен и мусульманский мир. Характерно сообщение Пьера Тудебода, что турки, предложив плененному ими рыцарю Рено де Порше принять ислам, обещали ему золото и серебро, коней и мулов и много всяческих иных ценностей, «какие только пожелаешь», включая «жен и наследственное имущество». 167) Арабские князья сирийских и палестинских приморских городов (Триполи, Бейрута, Сайды и др.), чтобы избавить свои владения от разорения, старались, как могли, улестить разнузданное воинство; едва только узнавая о его приближении, эмиры спешили послать вождям западных полчищ ценные подарки, брали на себя обязательства снабжать крестоносцев продовольствием, конями и всем остальным. Предводители крестоносцев, однако, и сами, не всегда надеясь, видимо, на подобную предупредительность, «смело требовали (audacter exigitur) от правителей (Триполи, Джебеля, [221] Бейрута, Сайды, Тира, Аккона, Хайфы и Кесарии) много денег и припасов продовольствия и немедля получали все это». 168) Прежде всего именно золотом покупали эмиры благорасположение воинов христовых. Так эмир Эмеса (Камеля) послал графу Сен-Жиллю лошадей и золото, эмир Триполи выразил через посланца готовность заключить с ним соглашение и тоже послал ему «десять коней, и четырех мулов, и золото», он же «подарил [крестоносцам] 15 тысяч безантов и 15 дорогих коней». Упомянув этот факт, Аноним добавляет, что эмир «дал нам также много добра — коней, ослов и всего прочего, в результате чего все воинство Христа весьма разжилось (unde nimis ditata est omni Christi milicia)». 169)

 

Во время стремительного марша вдоль палестинского побережья весной 1099 г. иные из предводителей, желавшие получить дань тех или иных сарацинских эмиров, шли на такое ухищрение: они посылали в их города своих вестников, снабженных фальшивыми грамотами, где говорилось, что князь, от лица которого предъявляется данная грамота, якобы является главнокомандующим всем ополчением крестоносцев. Об этой уловке вождей с укором в их адрес сообщает провансальский хронист. 170) И даже когда Иерусалим был взят, наиболее предприимчивые из главарей воинства христова, обагряя руки в крови сарацин, не упускали в то же время случая поживиться и иными способами. Так, по рассказу Фульхерия Шартрского, граф Сен-Жилль, войско которого расположилось возле крепостной башни Давида, согласился за приличную сумму отпустить около пятисот «турок, и арабов, и черных эфиопов, укрывшихся в башне: они отдали графу все, что имели при себе». 171)

 

Но кто особенно хорошо знал и умел использовать к своей выгоде «бескорыстие» крестоносцев — это Византия. Как рассказывает Рауль Каэнский, Алексей Комнин, желая в начале похода привлечь к себе Боэмунда Тарентского, отправил ему послание, полное заманчивых обещаний. Император сулил князю «и одежды, и золото, и коней; здесь тебя ожидает поток всяческих сокровищ, — будто бы писал он. — Что бы ты где ни увидел, нет ничего, чего не было бы у меня. Знай, что все это приготовлено для тебя как для сына». 172) Придуманный историком с целью изобразить коварство василевса и чистоту помыслов Боэмунда, этот текст, однако, превосходно передает тайные мечтания норманнских рыцарей, жаждавших богатства. И греки понимали, какую роль может сыграть в их собственных планах алчность крестоносцев. Тот же историк, желая выставить перед [222] читателями неподкупность Танкреда, сообщает, будто Алексей Комнин предложил ему (после вероломного захвата Никеи греками), чтобы он, Танкред, «просил у императора всего, что пожелает, не опасаясь отказа. Все были уверены, — с гордостью за своего героя, отказавшегося от подарков, повествует Рауль, — что он захочет золота, серебра, драгоценных камней, одежды и тому подобных предметов... прельщающих жадную душу». Рауль противопоставляет Танкреду остальных крестоносцев: император, заявляет историк, «убедился [в том], что этот муж презирает деньги и его нельзя сковать золотой цепью, как прочих». 173) И в самом деле, на «прочих» крестоносцев византийская политика подкупа оказывала ожидавшееся греками действие. Сброд продажных рыцарей за добрую толику золота готов был пожертвовать даже плодами своих ратных подвигов. Алексей Комнин, намереваясь утвердиться в Никее, которая вот-вот должна стать добычей крестоносцев (гарнизон ее уже объявил о сдаче!), «обещал предводителям и войску франков отдать... все золото, и серебро, и коней, и [вообще] все, что находилось в Никее»; кроме того, он посулил «дать каждому воину столько из своей сокровищницы, чтобы они всегда хотели сражаться за него». Результат этих посулов не замедлил обнаружиться: франки согласились сдать императору город, «полагаясь на его обещания». 174) В стремлении обогатиться на Востоке рыцари креста и их главари не склонны присматриваться слишком внимательно, за чей счет будет достигнута эта цель — нехристей или же восточных братьев-христиан. В армянской Киликии граф Балдуин Булонский (родной брат Готфрида Бульонского) цинично предлагает Танкреду совместно ограбить христианский город Тарс и разделить добычу, которую удастся там взять: «Ворвемся туда вместе и ограбим город, и кто сможет получить больше — получит, кто сможет больше взять — возьмет». 175) Напротив, там, где встает вопрос о приобретении территорий, о прямых политических интересах, крестоносцы не останавливаются и перед тем, чтобы вступить в явно недозволительные, казалось бы, для убежденных противников мусульман дипломатические отношений со своими врагами. Так, в начале февраля 1098 г. под Антиохией завязались переговоры с прибывшими сюда послами египетского султана, враждовавшего с сельджуками; переговоры эти намечено было продолжать в самом Египте, и уполномоченные крестоносцев отбыли из-под Антиохии вместе с египетскими послами, чтобы заключить с султаном договор о союзе против, сельджуков и разделе территории Сирии и Палестины. 176) [223]

 

На первом плане у крестоносцев всегда захваты и грабежи, которые, к слову сказать, хронисты оправдывают ссылками на волю божью: согласно Раймунду Ажильскому, сам всевышний «настолько умножал имущество своего воинства в конях, и мулах, и верблюдах, и [во] всем остальном, необходимом для жизни, что удивлял и повергал в изумление нас самих». 177)

 

Из хроник явствует, что рыцари-крестоносцы и двинулись-то на Восток, чтобы разбогатеть и, конечно, завоевать себе владения. Танкред, по рассказу его историка, крайне сожалел о принесении Боэмундом оммажа византийскому императору, считая, что князь Тарентский будто бы сам воздвиг этим препятствия на пути к своим целям. «Он отправился, — рассуждает герой, — за богатствами, соблазненный именем сына (так назвал его Алексей в приводимом ранее историком обращении. — М. З.). Он отправился, чтобы царствовать, а нашел иго. Он шел, чтобы возвыситься, а содействовал возвышению другого [и] сам унизился». 178) Итак, получить богатство, царствовать, возвыситься — вот цели того самого Боэмунда Тарентского, который, если верить Анониму, будто бы считал поход духовной войной, ничего общего с земными делами не имеющей. 179) Проницательный Алексей Комнин, византийский император, судил о намерениях норманнского предводителя более верно, нежели его историографы: во время переговоров о вассальной присяге, ведшихся весной 1097 г. в Константинополе, он обещал предоставить ему территорию близ Антиохии «в 15 дней ходу длины и 8 дней ширины»; 180) в дальнейшем князь Тарентский, сам откровенно признававший, по словам провансальского хрониста, «что он не богат (nec esse divitem se dicebat)», 181) все свои помыслы обратил на овладение этим городом. И панегирист Боэмунда Аноним и враждебно настроенный по отношению к нему провансалец Раймунд Ажильский свидетельствуют, что Боэмунд «по честолюбию (ambitione praeceps) жаждал стать князем града Антиохии». 182) Но и весьма состоятельный граф Раймунд Тулузский тоже не прочь сделаться ее обладателем: прослышав еще в Каппадокии, будто сельджуки оставили город, он срочно высылает вперед отряд в 500 рыцарей, чтобы захватить Антиохию, [224] пока Боэмунд занят военными операциями в другом месте. 183)

 

Адемар Пюйский, выступая с речью на военном совете (созванном после того, как Боэмунд поставил легата в известность о возможности захватить Антиохию с помощью предателя Фируза), выразительно предупреждает сеньоров: «Действуйте, но да не побуждает вас мысль о том, чтобы воцариться [в Антиохии]». 184) Очевидно, епископ отчетливо представлял себе подлинные намерения своей титулованной паствы.

 

Виды на захват земель и городов питают не только сиятельные начальники крестоносцев, но и простые рыцари. Провансальский рыцарь Пьер Альпийский вскоре по выходе войска из Кесарии Каппадокийской (летом 1097 г.), когда оно «подошло к некоему прекрасному и богатейшему городу» (возможно, это была Пластенция, древняя Комана), 185) обратился к предводителям с просьбой предоставить ему власть над этим городом, который он брался защищать, «верно служа господу богу и святому гробу, а также сеньорам и императору». Вожди уважили просьбу «с большой охотой»: они уступили город Пьеру Альпийскому, 186) для которого, что совершенно очевидно, ссылки на верную службу богу и его гробу служили лишь благовидным прикрытием явно неблаговидных, захватнических намерений. Сам Танкред, столь прославляемый Раулем Каэнским за бескорыстие, оказывается, придерживается мнения, что бывшие греческие владения на Востоке, находящиеся под властью сельджуков, должны перейти к крестоносным воинам. Свои соображения этот рыцарь в весьма прозрачной форме излагает при встрече с Алексеем Комниным в Константинополе, куда, согласно повествованию историка, Боэмунд после падения Никеи доставил своего строптивого родича, отказавшегося в свое время стать вассалом императора. Коль скоро греки утратили однажды свои владения, отдав их туркам, то эти владения с утверждением в них вновь христианской веры, не должны быть возвращены таким слабым покровителям: «защиту их могут обеспечить только франки; и вернуть города и крепости грекам — [это] все равно что вернуть их туркам». 187) О действиях Танкреда в Киликии Рауль пишет: «Счастливо овладев Киликией, отправился в Сирию, рассчитывая еще более счастливо овладеть ею». 188)

 

...Уже близок Иерусалим, предмет благочестивых вожделений воинства христова; по выходе из Рамлы крестоносцы беспорядочно и быстро устремляются к нему, но не потому, что горят [225] неодолимым желанием поскорее увидеть святой град, а совсем по другой причине: «Каждый, — признается Раймунд Ажильский, — хотел опередить остальных, увлекаемый желанием овладеть замками и деревнями (quisque volebat alium praevenire, ex ambitione ad occupanda castella et villas)», 189) «ибо, — продолжает он, — у нас было обыкновение, что, если кто-либо первым подходил к замку или селению и водружал свое знамя и ставил стражу, никто после этого уже не оспаривал его прав». Торопясь урвать побольше владений, крестоносцы полностью забывали свои священные обеты: в данном случае они пренебрегли указанием Петра Варфоломея о том, чтобы не приближаться к Иерусалиму на расстояние в две лиги иначе как босыми ногами. Хронист сокрушенно признается, что только «немногие крестоносцы, для которых божеское повеление было дороже (pauci autem, quibus mandatum Dei carius erat) (захватов. — M. З.), шли разутыми к Иерусалиму». 190)

 

Крестоносцев на Востоке влекут к себе не только богатства и земли. Они с первых же шагов стремятся подчинить своей власти местных земледельцев и перехватить торговые пути. «Бескорыстный» Танкред оказывается в этом смысле довольно предусмотрительным. После аскалонской битвы он укрепляется в замке Безан, расположенном довольно далеко от Иерусалима, руководствуясь прежде всего тем, что обладание этой крепостью обеспечивало благоприятные позиции для захвата добычи (noverat unde major praedae copiae deberet avelli). Засев в замке, этот рыцарь принялся грабить окрестные местечки и кабалить крестьян, отбирая у них пахотные орудия, по образному выражению Рауля Каэнского, «переносить ярмо с быка на мужика (jugum а bove ad rusticum transfert»), а также «преграждать дороги товарам, закрывая ворота городов». 191)

 

Заметим при этом, что крестоносное духовенство по алчности не отставало от воинов-мирян. Даже под Архой, когда армия оказалась в трудном положении, церковники (об этом сообщает Раймунд Ажильский) настаивали на выплате крестоносцами десятины со всей добычи. Предлог был придуман вполне благовидный: в войске-де много бедных и больных. Однако на деле лишь половина собранного пошла беднякам, вернее, Петру Пустыннику, «которого поставили над ними», а другую половину было предложено отдать священнослужителям, «чьи обедни слушали», и епископам (четвертую часть — одним, четвертую — другим). 192)

 

Таким образом, мы видим, что содержащиеся в хрониках известия о «деяниях франков» позволяют составить ясное представление о материальных побуждениях, которые толкнули [226] крестоносцев, принадлежавших к различным слоям населения Западной Европы, отправиться на освобождение гроба господня. Это представление гораздо более согласуется с реальной действительностью, нежели выдвигаемое самими хронистами. Истинные побуждения и цели, с которыми устремились на Восток толпы крестьянской бедноты и рыцарство, составившее главную силу крестовых походов, имели мало общего с их официальной программой, провозглашенной папством. Она-то и послужила, собственно, источником вдохновения для католических историков XI—XII вв.

 

Конкретные описания фактов в хрониках сплошь и рядом оказываются не соответствующими благочестивым, проникнутым апологетикой суждениям их авторов.

Подлинное обличье воинства христова (в нравственном и религиозно-политическом аспектах)

 

Освободители гроба господня, какими они рисуются в хрониках, — это не только алчные расхитители чужого добра, но и жестокие, хладнокровные убийцы, истязатели, палачи. Читая повествования католических летописцев, словно видишь воочию потоки крови, пролитой крестоносцами и в Европе, и особенно на Востоке. Эти историки восхваляют доблестные подвиги своих, героев, а по сути дела воспевают бесконечную цепь совершенных ими кровавых преступлений. Крестовый поход — казалось бы, благочестивое предприятие жаждущих небесного спасения и глубоко верующих людей — фактически оборачивается гигантским и бесчеловечным кровопролитием, самой что ни на есть разбойничьей войной (таковыми, впрочем, были многие так называемые религиозные войны средневековья). Католические апологеты этой священной войны рассказывают о кровавых деяниях паломников так же спокойно, как, видимо, они и творились самими крестоносцами. Милосердие к врагам им совершенно чуждо: практически евангельские заповеди на инаковерующих не распространялись. Напротив, пытки и убийства пленных, беспощадное истребление мирного иноверческого населения захваченных франками городов — это обычные эпизоды, на каждом шагу встречающиеся в хрониках, причем хронисты воспроизводят их с гордым сознанием правоты действий франков. Хронисты восхищаются насилиями, чинимыми их героями, и не выказывают им никакого порицания. Цинизм подобного рода описаний иной раз просто поразителен: кровавые преступления выдаются авторами «Иерусалимских историй» за дела героические, и притом — без тени смущения!

 

Преданный своей вере граф Сен-Жилль еще в Славонии изощренно издевается над пленными: шести далматинцам, захваченным провансальцами, он приказывает «одним — выколоть [227] глаза, другим — отрубить ноги, у третьих — отрезать носы и руки...» Графский капеллан изображает это злодеяние в известной мере чуть ли не как вынужденную военную необходимость: Раймунд Тулузский таким-де способом устрашил врага, окрутившего отряд провансальцев: они пользуются замешательством противника, вызванным зрелищем мучительной казни их соплеменников, и, прорвав окружение, спасаются, «пока склавины предаются скорби и страху». «Так милостью божьей, — заканчивает хронист свой рассказ об этом эпизоде, отнюдь не делающем чести Раймунду Тулузскому, — граф избавился от опасности смерти и трудностей, возникших перед ним в этом месте». 193) Вообще на протяжении всего похода этот военачальник проявляет безграничную жестокость, совершенно не вяжущуюся с принципами христианского милосердия. Захватив Албару (городок к востоку от реки Оронт, в двух днях перехода от Антиохии), «достопочтенный муж Раймунд» прикончил «всех сарацин и сарацинок, взрослых и детей, которых нашел там»; после победы при Аскалоне он «убил на морском берегу бесчисленное множество [пленных] сарацин». 194)

 

Под стать ему и Готфрид Бульонский. Нанеся в ноябре 1098 г. поражение небольшому турецкому отряду и взяв в плен 30 воинов, он «заставил живых нести [отрубленные] головы убитых, что лицезреть нашим было весьма радостно». 195) Кровью постоянно обагрены руки Танкреда: первым ворвавшись вместе с герцогом Бульонским в Иерусалим, он «пролил в тот день столько крови, что едва ли можно поверить». 196)

 

И эти сеньоры — вовсе не исключение среди крестоносцев. Аноним весьма хладнокровно рассказывает, как во время осады Антиохии они обезглавливали пленных турок прямо перед городскими воротами, «дабы увеличить печаль тех, кто находился в городе». 197) Не только убитых, но и живых врагов, попавших в их руки, франки сбрасывали в Оронт. По образному выражению Раймунда Ажильского, турки «сваливались в реку подобно камням (saxis in flumitıe obruuntur)». 198) Аноним свидетельствует: «Волны быстрой реки стали багровыми от крови турок, и, если кто из них пытался взобраться по быкам моста или вплавь (super pontis columnas aut natando) достичь берега, в него стреляли наши, всюду стоявшие на берегу реки». 199)

 

Обезглавливая поверженного противника, крестоносцы, видимо, усматривали в этом особую рыцарскую доблесть. Под Никеей, как пишет Альберт Аахенский, головы отрубали не только [228] убитым, но и раненым врагам: «их (т. е. головы) погружали в. повозки и доставляли в знак победы в лагерь» (букв.: «к своим палаткам» — in signo victoriae... ad tentoria sua detulerunt). 200) Нанеся сельджукам поражение близ Антиохии 9 февраля 1098 г. (Аноним повествует об этом как о самом заурядном факте), «наши принесли к городским воротам сотню голов убитых». 201) На Аскалонской равнине, по его же сообщению, крестоносцы «отрубали головы поверженным, подобно тому как это делают с животными на мясном рынке (ad macellum)». 202)

 

Грабежи чередовались со зверскими убийствами мирного населения. «Одни предаются убийствам, другие устремляются за сокровищами», 203) — так кратко определяет положение во взятой 11 декабря 1098 г. аль-Маарре Рауль Каэнский. А норманнский летописец похода уточняет: «Где бы [франки] ни обнаруживали кого-нибудь из сарацин, будь то мужчина или женщина,— убивали». Размах массового истребления жителей достиг здесь таких размеров, что, по его же словам, «не было ни одного закоулка, где бы не валялись трупы сарацин, и никто не мог ходить по городским улицам иначе, как перешагивая через мертвые тела». 204) Фульхерий Шартрский говорит, что «там убивали сарацин от мала до велика». 205) Возле Телль-Маньи рыцари, одержав победу, «хватали местных земледельцев (illius loci colonos) и убивали тех, кто не желал перейти и христианство». 206) Вблизи Триполи, обратив в бегство «турок, арабов и сарацин», франки «умертвили большую часть городской знати». Здесь же, под Архой (февраль 1099 г.), «было такое избиение язычников и такое кровопролитие, что вода, которая протекала в городе и наполняла хранилища, казалось, стала красной». 207)

 

В Антиохии и Иерусалиме крестоносцы устраивают настоящую оргию кровавых убийств, о которой хронисты рассказывают с циничной откровенностью. После взятия Антиохии были истреблены сотни ее жителей. «Все площади города, — пишет Аноним, — были уже полны телами мертвецов, так что никто не в состоянии был из-за сильного зловония там находиться. Никто не мог пройти по улицам иначе как по трупам (nisi super cadavera mortuorum)». 208) Убивали всех мужчин, годных носить оружие. 209) Когда удалось разгромить войско Кербоги, крестоносцы [229] ворвались в его лагерь; женщинам, которые оказались там, христиане «не причинили никакого вреда, кроме того, что пронзили их животы копьями». 210)

 

Еще большее жестокосердие обнаружили освободители святого гроба в Иерусалиме. По свидетельству Анонима, крестоносцы, ворвавшись в город, преследовали сарацин и убивали их. Большая толпа жителей пыталась найти спасение в храме Соломона. Здесь в течение всего дня происходило безжалостное истребление иерусалимцев, пробовавших сопротивляться завоевателям, «так что кровь сарацин текла по всему храму». Рыцари креста не щадили никого: «они хватали многих мужчин и женщин в храме и кого хотели — умерщвляли, а кого хотели — брали живыми». 211) В городе, подтверждает описание Анонима его французский собрат Фульхерий, буквально «не было места, где бы сарацины могли избежать меченосцев. Многие из них, спасаясь, взобрались на храм Соломона и были перестреляны и сброшены с кровли». 212) Шартрский капеллан настолько опьянен этим зрелищем (хотя передает его из вторых рук), что оно пробуждает у него поэтическое вдохновение — описывая сцены расправы своих соотечественников с сарацинами, он переходит от прозы к стихам собственного сочинения:

 

Мечи обнажив, рыскают франки по городу,

Они никого не щадят, даже тех, кто молит пощады...

Падал неверных народ под ударами их, как

Падают жёлуди с дуба гнилые, когда

Ветви его трясут. 213)

 

Нечто подобное мы видим и в «Деяниях Танкреда», автор которых с явным удовольствием рифмует грубо натуралистические описания диких зверств и неистовств воинов христовых в священном граде: «Как волки набрасываются на стадо, ворвавшись в овчарню, так обрушивается на поверженных туземцев галльский меч:

 

Душит старцев один, другой отбирает младенцев,

Многих заботит [одно] — повырывать из ушей украшенья. 214)

 

По свидетельству Раймунда Ажильского, в храме Соломона можно было передвигаться лишь в крови, доходившей до колен всадника и до уздечки коней. 215) Эта картина, вероятно, — плод [230] разыгравшейся фантазии хрониста. Остается фактом, однако, что число убитых в храме составило почти 10 тысяч, — такую цифру называет Фульхерий. 216)

 

Хронисты спокойно рисуют детали истребления иерусалимцев, искавших спасение в святилище. Оказывается, Танкред и некий рыцарь Гастон Беарнский будто бы хотели избавить от смерти большую группу язычников обоего пола, укрывшихся на крыше храма Соломона, и передали им в качестве охранного знака свои знамена. 217) На следующий день, однако, франки, незаметно взобравшись наверх, «бросились на сарацин и, обнажив мечи, стали обезглавливать мужчин и женщин. Иные сами кидались с крыши вниз». 218) Резня охватила весь город, «не щадили ни женщин, ни детей». 219) «Ты мог бы увидеть удивительное зрелище, — обращается к читателю Раймунд Ажильский, — одни из сарацин были с разбитыми головами, что являлось для них более легкой смертью; другие, пронзенные стрелами, вынуждены были бросаться с укреплений; третьи долго мучились и погибали, горя в пламени». 220)

 

Все эти насилия и зверства продолжались трое суток, после чего совет вождей распорядился убрать трупы, «которыми был полон почти весь город». Оставшиеся в живых мусульмане «вытаскивали покойников за городские ворота и складывали их в холмы величиною с дом». 221) «Никогда и никто, — восклицает норманнский хронист, — еще не слышал и не видел такого истребления язычников; и было приказано сложить костры, подобные пирамидам, и никто, кроме одного бога, не знает их числа». 222) О масштабах этого бессмысленного убийства в Иерусалиме может дать представление и такой факт, передаваемый Фульхерием Шартрским. Спустя полгода после взятия священного града крестоносцы Балдуина Эдесского (среди них находился и сам хронист — ego Fulcherus Carnotensis qui his inteream), 223) прибыли в Вифлеем, чтобы принять здесь участие в торжественном рождественском богослужении. Когда они возвращались в Иерусалим, вокруг стен, как внутри города, так и [231] снаружи, стояло непереносимое зловоние, исходившее от «все еще разлагавшихся трупов сарацин, которых наши соратники убили, преследуя их по взятии города»; 224) «из-за этого [запаха], — гласит текст одного рукописного варианта фульхериевой хроники, — нам приходилось затыкать наши носы и рты (unde nares nostras et ora oppilare nos opportebat)». 225)

 

Описывая кровопролитие, творившееся крестоносцами, хронисты также оправдывают его ссылками на волю божью. Истребление иноверцев в Иерусалиме (в их числе были и евреи) Раймунд Ажильский называет «бесспорно справедливым судом (justo nimirum judicio)». «То самое место истекало кровью тех, чьи богохульства оно [же] столь долго переносило», 226) — в этих словах содержится прямой оправдательный вердикт убийствам и жестокостям воинов христовых. Аналогичный тезис, перелагая его в стихи и явно имея в виду иудеев, выдвигает и Рауль Каэнский:

 

Ты, кто Христа столько раз на куски раздирал,

Кару теперь получай, что члены христовы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: