double arrow

Игра «Отгадай предмет по признакам»

2

Задача: упражнять детей в понимании смысла слов и предложений, развить их слуховую память, закрепить понятие о признаке предмета, научить подбирать подходящий предмет к признакам.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков.

Описание. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.

Например, красивая, заботливая, любимая, единственная - мама; сильный, строгий, высокий - папа; пушистая, рыжая, хитрая - лиса; деревянный, квадратный, обеденный - стол и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух, без использования картинок, но взрослый должен подобрать наиболее яркие, характерные именно для этого предмета слова-признаки.

Игра «Утро, день, вечер»

Задача: закрепить в речи детей слова - наречия времени.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей в разное время дня.

Описание. Взрослый перемешивает сюжетные картинки и предлагает ребенку разложить их в 3 ряда: утро, день, вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен положить картинки, как девочка или мальчик проснулись, умылись, сделали зарядку, переоделись, позавтракали; «День» - как они занимаются, рисуют, читают книгу, гуляют, обедают и т. д. Затем, когда все картинки разложены, взрослый начинает задавать ребенку вопросы:




«Когда девочка проснулась?»,

«Когда она гуляла?»,

«Когда девочка ужинает?».

"Найди лишнее слово".

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

"Сравнение предметов"

Пары слов.

1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток

2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка

3) Стол и стулья 8) Шалость и драка

4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить

5) Вода и молоко 10) Город и деревня

Методика.

Ты видел муху? А бабочку?

Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи?

А чем отличаются друг от друга?

При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул

(ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).

Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.

Игра – «Верно», «Неверно»

На каждый вопрос дети поднимают карточки:

–красная – неверно, зелёная – верно.



1. После четверга идет суббота

2. В году 13 месяцев

3. Январь – последний месяц года

4. Август – это летний месяц

5. 3 меньше 4

6. Снег тает весной?

7. Листья облетают с деревьев зимой?

8. В неделе 5 дней?

9. Солнце появляется в небе ночью?

10. Осенью листья зеленеют?

11. Камень мягкий и лёгкий?

12. Суп варят из фруктов?

13. Морковь – это овощ?

14. Медведи уходят зимой в спячку?

15. Пух мокрый?

Упражнение «Вывод»

Описание игры: взрослый загадывает загадку, а дети должны отгадать.

Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший?

Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий?

Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой?

Лена читает лучше Кати, а Катя – лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто – хуже всех?

Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто хуже всех?

В качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков.

«Что потом? »

Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как…

Папа поймал большую рыбу…

После этого:

- Пруд стал мелкой лужей.

- Рыба перекусила леску и уплыла.

- Семья целый год ела рыбу.

- Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще и т. д.

Белоснежка кормила голубей…

Папа Карло стругал полено…

Аннушка пролила масло…



Воробьишка выпал из гнезда…

Бабушка испекла пирожки…

Если ответы детей однотипны. Взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения

« Назови слова»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

• Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

• Назови, слова, обозначающие домашних животных

• Назови, слова, обозначающие диких животных

• Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

• Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

• Назови, слова, обозначающие водный транспорт

• Назови, слова, обозначающие овощи

• Назови, слова, обозначающие фрукты

• Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)



2




Сейчас читают про: