Конституция Российской Федерации (ст. 9) устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Таким образом, право собственности на землю классифицируется на формы по субъекту – носителю права. В соответствии с ст. 8 Конституции, в Российской Федерации все формы собственности признаются и защищаются в равной степени.
Конституционное положение нашло свое дальнейшее развитие в ст. 212 Гражданского кодекса РФ, п. 1 которой гласит: в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Указание на «иные формы собственности» делает данный список открытым. Это позволяло предположить, что законами могут предусматриваться и формы собственности, не относящиеся к частной, государственной или муниципальной. Однако, несмотря на бурно развивающиеся отношения собственности, иные формы не были определены и, соответственно, не нашли своей законодательной регламентации. Видимо этим объясняется то, что в Земельном кодексе, принятом в 2001 году, нашли свое закрепление только частная, государственная и муниципальная формы собственности и нет никакого указания на «иные» формы. Видам (формам) собственности на землю посвящена глава III Земельного кодекса.
|
|
ФОРМЫ ПРАВА СОБСВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ |
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ |
Кроме легальной (установленной Конституцией, Гражданским кодексом и иными нормативными документами) классификации, в юридической науке общепризнанной является деление собственности на частную и публичную. Частной собственностью на землю является собственность граждан и юридических лиц. Публичной собственностью является все то имущество, включая землю и иные природные ресурсы, которое не относятся к частной собственности[5]. Таким образом, публичной собственностью является государственная и муниципальная. В правовой литературе существует мнение, что основное отличие частной и публичной собственности состоит в том, что последняя концентрирует в себе интересы большой группы людей, в то время как частная служит для удовлетворения интересов собственника – гражданина или юридического лица[6]. Субъект права публичной собственности одновременно является носителем суверенитета, осуществляет властные полномочия, и реализация им правомочий собственника является одним из инструментов управленческой деятельности. Субъекты публичной собственности осуществляют основную деятельность в рамках публичного права, поэтому они признаются гражданским законодательством особыми субъектами гражданских отношений[7]. И хотя право собственности остается неизменным, различие между частной и публичной собственностью прослеживается во всех элементах, характеризующих его. Основания возникновения права собственности на землю, объекты собственности, правомочия собственника и юридические процедуры их осуществления существенно различаются в зависимости от того, частной или публичной является собственность.
|
|
Как и любое правоотношение, правоотношение собственности имеет свою внутреннюю структуру: субъект, объект и содержание. Конституцией РФ определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а так же установлено, «что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю»[8].