Морфологический разбор глагола

Пятое мая

Дистанционное обучение

Безличные глаголы

Безличные глаголы – это глаголы, называющие действие без действующего лица.

Вечером подморозило.

Его лихорадит от ужаса.

Смеркается.

Список литературы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Обычно действие, которое обозначает глагол, связано с кем-то или чем-то. Например:

Мальчик читает.

Море волнуется.

Солнышко припекает.

А как же быть с предложениями, где лицо, которое совершает, действие, не указано?

Знобит.

Хочется на природу.

Смеркается.

Мы видим, что в русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (предмета). Это безличные глаголы.

Перечислим примеры:

Светает, подморозило, не спится, легко дышится, лихорадит, нездоровится, не достаёт.

Они могут входить в состав фразеологизмов (пришло в голову).

В предложении с безличными глаголами нет подлежащего.

Утром подморозило.

Необходимо запомнить, формы безличных глаголов:

1. могут иметь форму третьего лица единственного числа настоящего и будущего времени (за окном светает);

2. могут иметь форму среднего рода единственного числа прошедшего времени (подморозило; все дорожки замело).

Довольно часто безличные глаголы образуются от личных с помощью суффикса -ся. Сравним предложения:

Ребёнок не спит. Ему не спится.

В первом предложении глагол личный, здесь есть подлежащее, лицо, производящее это действие. Во втором предложении глагол безличный, но он образован от личного с помощью суффикса -ся.

Запомните, что в значении безличных могут употребляться и личные глаголы.

Дерево темнеет вдали.

Темнеет – личный глагол.

А вот в предложении:

В лесу быстро темнеет.

Темнеет – личный глагол в значении безличного.

Рассмотрим предложения с личными и безличными глаголами.

Лес шумит. В лесу зашумело.

Ветер дует в окно. В окно дует.

Пахнет сиренью весенний сад. Пахнет сиренью.

Вдали что-то темнеет. Зимой рано темнеет.

Задание 1

Запишите предложения, подчеркните безличные глаголы.

За окном смеркается.

В лесу темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой /

Без звука тонет под ногой.

Задание 2

Распределите глаголы из предложений в таблицу.

В открытое окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

За окном льёт как из ведра.

Зацветая, черёмуха сладко пахнет.

Ветер сломал осину.

Личные глаголы Безличные глаголы
   
   
   

Морфологический разбор глагола

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что мы знаем о глаголе?

· Как выполнить морфологический разбор глагола?

· Какие проблемы у нас могут возникнуть при разборе глагола?

И вновь мы возвращаемся к существу, которое мы однажды придумали. Да. Мы нарисовали квакозябру. И, между прочим, при этом совершили действие. А, как известно, мы выражаем действия при помощи глаголов.

И это значит, мы можем выполнить морфологический разбор этого слова.

Вот в нашем предложении уже есть глагол нарисовали. Так его и будем разбирать.

И сначала нам нужно выяснить самую важную информацию. Это будет нашим первым этапом разбора. Мы должны выяснить информацию о части речи.

Нарисовали – глагол. Во-первых, обозначает действие: что сделали? – нарисовали.

Начальная, то есть неопределённая форма – нарисовать.

А теперь нам нужно выяснить признаки глагола. Посмотрим на наш глагол. Сначала мы должны выяснить постоянные признаки. Что в этом глаголе уже никогда нельзя изменить?

Нам поможет начальная форма нарисовать. Какие признаки есть у нее?

Но ведь у глагола так много разных признаков.

Зададим себе вопрос: как глаголы изменяются? По наклонениям, временам, лицам или родам, и числам. Значит, все остальное – это как раз постоянные признаки глагола.

Вот они. Вид, спряжение, переходность, возвратность. И с этих признаков мы и начинаем анализ.

Мы помним, что бывают глаголы двух видов. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Они обозначают незавершённые действия. А глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? они обозначают завершённые действия.

Что сделать? Нарисовать.

Мы уже нарисовали нашу квакозябру. Действие завершено.

Нельзя изменить и спряжение глагола.

Посмотрим на глагол нарисовать. Перед -ть стоит а. Нарисуют – в личном окончании третьего лица стоит ю. Наш глагол – первого спряжения.

Глаголы бывают также переходными. Они сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.

И непереходными – они с такими существительными не сочетаются.

Нарисовали кого? что? – квакозябру. Действие переходит на предмет. Значит, наш глагол – переходный.

Глаголы также могут быть возвратными – у таких глаголов есть суффикс -ся (-сь). Или невозвратными. У них такого суффикса нет.

Посмотрим на глагол нарисовать. Квакозябру мы нарисовали, она не сама нарисовалась. Суффикса нет, глагол невозвратный.

Возвратность указывают в разборе не всегда. Но мы на всякий случай её укажем.

Итак, во-вторых, глагол имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.

И теперь нам нужно рассказать о непостоянных признаках глагола. Таких, как наклонение, время, лицо или род, число.

При этом от наклонения может зависеть время, а наличие лица или рода – от времени. Все эти признаки связаны друг с другом.

Мы помним, что глаголы изменяются по наклонениям.

Мы нарисовали квакозябру. Значит, совершили реальное действие. Наш глагол будет стоять в изъявительном наклонении.

Мы знаем, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.

Квакозябру мы нарисовали в прошлом. Значит, глагол стоит в прошедшем времени.

Мы также помним, что глаголы изменяются по лицам.

В соответствии с лицами меняются и вопросы… Но постойте, ведь это вопросы настоящего времени!

Только в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам.

Они бывают мужского, женского и среднего рода: нарисовал, нарисовала, нарисовало … И нам не подходит ни один вариант. Но ничего странного в этом нет.

Ведь все это – глаголы в форме единственного числа. А нам нужно множественное число.

Ведь квакозябру мы нарисовали вместе.

Итак, наш глагол здесь употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе – это его непостоянные признаки.

И нам осталось только определить функцию глагола в предложении. Что делает наше слово? Оно обозначает действия подлежащего. Значит, это сказуемое.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Итак, что нам нужно для морфологического разбора глагола?

А теперь мы проведём небольшую тренировку.

Многие дети ненавидят уколы.

Ненавидят – глагол.

Во-первых, обозначает действие: (что делают?) – ненавидят.

Начальная форма – ненавидеть.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, переходный, второе спряжение.

Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Обратим внимание. Глагол в настоящем времени изменяется по лицам, мы указали это.

Пожалуйста, расскажи мне историю.

Мы разберём глагол расскажи.

Расскажи – глагол.

Во-первых, обозначает действие: (что сделай?) – расскажи.

Начальная форма – рассказать.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, первое спряжение.

Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Обратите внимание. Глагол стоит в повелительном наклонении, поэтому по временам не изменяется.

Я засмеялась бы, но не хочу.

Разберём глагол засмеялась бы.

Засмеялась бы – глагол.

Во-первых, обозначает действие: (что сделала бы?) – засмеялась бы.

Начальная форма – засмеяться.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, первое спряжение.

Здесь употреблён в условном наклонении, женском роде, единственном числе – это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Здесь глагол стоит в условном наклонении, поэтому мы не указываем время, зато указываем род.

Обратите внимание на отличия устного разбора от письменного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: