№ п/п | Наименование темы (раздела, части) | Вид учебных занятий | Количество часов |
1 | Этногенез китайской нации. Теоретические подходы к изучению нации, этничности и межнациональных отношений в Китае. | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 6 | ||
2 | Этническая география Китая. | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 6 | ||
3 | Государственная этнонациональная политика в Китае (исторический аспект). | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 7 | ||
4 | Государственная этнонациональная политика в современном Китае. | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 7 | ||
5 | Религия Китая. Основные религиозные учения Китая. | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 7 | ||
6 | Современных этноконфессиональные конфликты в Китае. | Лекции | 1 |
Практические занятия | 2 | ||
Под руководством преподавателя | 7 |
Тема 1.Этногенез китайской нации. Теоретические подходы к изучению нации, этничности и межнациональных отношений в Китае.
Лекционное занятие:
Теоретические подходы к пониманию нации, этничности и межнациональных отношений в Китае. Анализ работ Ли Вэйханя – главного теоретика КПК по национальному вопросу. Обоснование особенностей становления китайской нации, неприемлемость в условиях Китая принципа самоопределения нациии конфедеративного государственного устройства. Китай – единое многонациональное государство, а «китайская нация» - это «суперэтнос». Споры по поводу понятия «нация» в современном Китае.
Под руководством преподавателя:
Представление о единстве происхождения. В чем заключалась суть противопоставления общности «хуася» всем другим общностям, которых в Древнем Китае называли «варварами». Теория «Срединного царства».
Тема 2.Этническая география Китая.
Лекционное занятие:
Этнический состав населения Китая и его разделение по хозяйственно-культурному типу. Обусловленность хозяйственно-культурного типа этноса естественно-географическими условиями и социально-экономическим развитием. Основные группы хозяйственно-культурных типов. Основные географические регионы Китая и расселение национальных меньшинств. Ханьцы. Основные занятия и социальный состав. Особенности социальной и семейной жизни, материальной культуры. Древние мифы, верования, культы. Религия и культура.
Под руководством преподавателя:
Изучение малых народов Китая. Хуэй; чжуан-дунские (тайские) народы; тибето-бирманские народы (тибетцы, лису, ицзу, наси, бай, цзинпо); мая-яо; вьетнамцы; мон-кхмерские народы; индонезийские народы; таджики; монгольские народы; тунгусо-маньчжурские народы; корейцы в Китае. Познакомиться с малыми народами Китая, их особенностями социальной организации, материальной и духовной культурой, языковой принадлежностью. Этническая культура и особенности этнопсихологии национальных меньшинств Китая.
Тема 3. Государственная этнонациональная политика в Китае (исторический аспект).
Лекционное занятие:
История формирования политики по отношению к национальностям в Китае. Централизованная имперская государственность и как следствие консолидация и ассимиляция китайского этноса. Теория «единой китайской нации», состоящей из различных этнических компонентов, связанных «единством хозяйственной и культурной жизни».
Практическое занятие:
В китайской этнографии существует теория ассимиляции, составленная ученым ЦзяньБозан. Согласно этой теории высокоразвитый народ захватывает менее развитый. Дайте развернутую характеристику данной теории и подумайте, почему именно эта теория является наиболее правомерной по отношению к историческому развитию Китая.
Тема 4. Государственная этнонациональная политика в современном Китае.
Семинарское занятие:
Политика управления межнациональными отношениями в Китае (в конце XX- начале XXIвв.). Сходства и различия в национальной политике Китая разных исторических периодов.Государственная концепция национальной политики КПК: принципы и способы управления национальными меньшинствами. Конституция как основной закон для решения национального вопроса. Законы, защищающие национальные меньшинства. Районно-национальные автономии. Основные этапы процесса развития межнациональных отношений в КНР после «культурной революции». Актуальные проблемы в сфере межэтнических отношений в Китае: преодоление экономической отсталости регионов, где проживают различные национальные меньшинства по сравнению с центральным районом; борьба с сепаратизмом и радикальным национализмомв Тибете и Синьцзяне;
Под руководством преподавателя:
Главный принцип национальной политики Китая – равноправие всех национальностей. Данный принцип зафиксирован в Конституции КНР, в «Законе о национальной районной автономии» и других законодательных актах. Дайте развернутый анализ данного принципа национальной политики Китая и меры по его реализации в современном Китае.