Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Преподавание спецкурса осуществляется с применением активных методов обучения. Все лекции и семинары носят проблемный характер. На семинарах каждый студент обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример (case-study) из реальной политической жизни.

По каждому занятию предусмотрено выполнение заданий (домашних работ). Предусматривается выполнение самостоятельных и контрольных работ студентами. В качестве самостоятельных работ (по согласованию с преподавателем) могут быть засчитаны: рефераты, эссе, аннотированный список литературы по теме, аннотированный список Internet-ресурсов по теме, анализ события, деловая игра, анализ биографий политиков и успешных управленцев, аналитическая записка.

Активные методы обучения:

Лекции-коллоквиумы – 6 ч.

Семинары и практические занятия в диалоговом режиме – 20 ч., в том числе:

Обсуждение эссе – 2 ч.

Контрольные работы – 2 ч.

Подготовка и представление презентаций – 2 ч.

Разбор конкретных ситуаций – 2 ч.

Дискуссии – 2 ч.

Каждый семинар предполагает самостоятельную работу, которая должна быть выполнена студентом к моменту занятия. Во-первых – это самостоятельное ознакомление с основной и дополнительной литературой к каждой из тем курса. Во-вторых, студенту необходимо подготовить ответы на перечень вопросов, которые даются к каждому семинару. Для этого он также может использовать конспект лекций. Кроме того, рекомендуется по отдельным темам поручать студентам подготовку докладов и презентаций.

При подготовке доклада необходимо учитывать, что продолжительность его представления в аудитории должна составлять не более 10–15 минут. При наличии возможности использовать проектор, студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint. На слайдах студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления. Преподаватель должен рекомендовать студентам представлять список использованных для подготовки доклада источников. При подготовке доклада студенту рекомендуется использовать основную и рекомендуемую литературу к курсу. Возможно также использование других источников, которые студент должен предварительно обсудить с преподавателем.

За каждым докладом должно следовать обсуждение. Для стимуляции дискуссии на каждый из докладов можно назначать оппонента, который готовит несколько вопросов к докладчику. Вопросы должны быть четко сформулированы и должны соответствовать теме семинара. Вопросы задаются непосредственно докладчику, но при затруднении на них может ответить любой студент из группы. Кроме того, можно попросить, чтобы сам докладчик приготовил 1–2 вопроса к группе по теме своего выступления. Вопросы, которые задает сам докладчик, должны стимулировать внимание аудитории к докладу. Вопросы к докладчику в основном должны задавать студенты. На семинаре студент должен учиться отстаивать свою точку зрения и аргументированно представлять ее аудитории.

При оценке качества работы студентов на семинарском занятии преподаватель должен учитывать степень активности студента в обсуждении основных вопросов, содержание ответов на вопросы и полноту раскрытия темы в рамках презентаций, структуру выступления, умение правильно формулировать вопросы по теме семинарского занятия, проработку и использование основной и дополнительной литературы к курсу, умение приводить примеры, раскрывающие ту или иную политологическую тему.

На семинарских занятиях крайне необходимо уделять внимание разборке кейсов. Кейс-метод, как образовательная технология, предполагает анализ ситуаций. Разборка конкретных случаев составляет существенную часть работы по подготовке специалистов. Задача состоит в том, чтобы студенты научились иллюстрировать теоретические положения на конкретных примерах. Кейс-метод направлен на то, чтобы студент мог применить полученные в ходе обучения знания в практической ситуации. Разбор ситуаций на семинарском занятии способствует активному усвоению и закреплению знаний. Он направлен на развитие аналитического мышления студента. Кроме того, преподаватель может предложить проанализировать конкретную ситуацию, распределив студентов на маленькие группы по 3-4 человека. Для обсуждения проблемы дается некоторое время, и затем преподаватель выбирает одного из студентов из каждой группы, который должен резюмировать итог обсуждения. Данная практика способствует развитию коммуникативных способностей студента.

Эссе – самостоятельная работа, связанная с изложением собственной позиции студента относительно предложенной темы не менее, чем на 4 страницах (текст Time News Roman, 12 пт, 1 интервал). Для допуска к сдаче зачета необходимо написание персонального эссе, которое проверяется преподавателем, а также выполнение итогового аналитического задания для группы (2–3 человека).

 

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий




double arrow
Сейчас читают про: