Ребята, откройте ссылку и посмотрите д/ф «Александр Солженицын» НТВ

https://yandex.ua/video/preview/?filmId=14264312868732443860&reqid=1587543640998566-645013479130839737500110-sas1-7569-V&text=д/ф+«Александр+Солженицын»+НТВ

 

Жизнь в новой России оказалось подобно затворничеству в Вермонте. Тишину американского леса он сменил на тишину Подмосковного – в Троице-Лыково. Все последние годы писатель сторонился публичной жизни.

Хочется приоткрыть еще одну сторону жизни Александра Солженицына.

Последние годы писатель вел довольно закрытый образ жизни, но при этом принимал активнейшее участие в общественной деятельности. Его интересовала в первую очередь не сытая столица, а «пульс жизни» простого народа с периферии. Вот на что он тратил деньги из своего кармана:

1. Ежегодно вручал Литературную премию Александра Солженицына, которая в отличие от других негосударственных премий России финансируется из семейного бюджета писателя за счет его мировых гонораров за «Архипелаг ГУЛАГ». Материальный размер премии – 25000 долларов. В год по два-три человека награждаются ею.

2. Ежегодно материально помогал тысячам заключенных.

3. Жертвовал на покупку книг для провинциальных библиотек – 150 тыс. долларов в год.

4. Выделял средства на проведение юбилеев жертвам политических репрессий и другие мероприятия.

 

Александр Солженицын умер в августе 2008 года, не дожив до своего 90-летия всего несколько месяцев.

 

В одном из интервью еще в изгнании Солженицын признался, что хотел бы успеть закончить «Красное колесо», что хотел бы вернуться в Россию живым, а не только в виде книг. Ему все удалось… Он вернулся. Завершил работу над трудом всей своей жизни. Выпустил 30-томное собрание сочинений.

Его личность скорей всего еще долго не будет восприниматься в нашей стране однозначно. Для всех и для власти особенно он был сложным и несогласным собеседником. Такой человек не мог прожить другую жизнь, кроме жизни одних испытаний… вместе со страной, чью летопись несчастий ему пришлось написать.

 

Запомните и запишите в тетради девиз всей жизни  Александра Исаевича Солженицына (это его слова): «Не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня!»

Малая проза Солженицына воплощает в себе представления писателя о национальном русском характере, его лучшие черты характера. Герои попадают в условия, в которых происходит проверка их порядочности и человечности. И проверку эту они оба проходят.

«Матренин двор» - это рассказ. В произведении изображено немного событий, имеют они локальное значение и на окружающий мир влияют в незначительной степени.

Изначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника», однако было запрещено цензурой. И в окончательном варианте рассказ получил заглавие «Матренин двор». Если в первом варианте название напрямую отсылало читателей к основной идее произведения, то во втором варианте оно стало более символичным. В прямом смысле оно указывает на место, где происходят события рассказа. С другой стороны «матренин двор» выступает как модель мироустройства, где все гармонично, пока в него не врываются силы извне.

По времени события занимают небольшой промежуток. В доме Матрены вообще время замедляется (дни похожи между собой, наполнены покоем). Из воспоминаний рассказчика мы узнаем, что до начала событий рассказа он был репрессирован, а теперь находится в ссылке. Можно сказать, что он из трагического времени попал в идиллическое.

Таким образом, в рассказе существуют и взаимодействуют сразу несколько времен. Как их можно охарактеризовать?

Это бытовое время, историческое и вечное. Вечное время возникает на территории дома Матрены. Ему характерна цикличность, неизменяемость. В противовес вся деревня живет бытовым временем, связанным с обыденными занятиями и событиями. Фоном действию рассказа «Матренин двор» выступает историческое время, никак не взаимодействующее с временем существования Матрены. В космос улетают спутники, происходит амнистия репрессированных, государственные деятели ездят. «Что-то наездят,» - говорит Матрена.

Время жизни Матренина двора и всего остального мира действительно входят в антитезу. А что можно сказать о пространстве?

Пространство рассказа – матренин двор в буквальном смысле это дом, в котором живут рассказчик и героиня. Однако двор – это и микрокосм, существующий по своим правилам, гармоничный, где все существует на своих местах. Поэтому не только время входит в антитезу. Существует антитеза: мир Матрены – мир вокруг.

Матрена – настоящая праведница (поможет в самой тяжелой работе, больше заботится о своих животных и рассказчике, чем о себе, не жалуется на жизнь, во всем видит только хорошее). Для писателя Матрена – образец для подражания.

Если Матрена – праведница, можно ли говорить о связи этого рассказа с житиями?

Можно. Как и в житиях, в рассказе сначала рассказано о тихой, правильной и вроде бы совсем обычной жизни героини, а после ее смерти описано, как изменился даже сам ее дом без хозяйки.

В своих рассказах А. Солженицын показывает правильную, на его взгляд, стратегию поведения в жизни любого человека. Его герои – самые обычные люди. Матрена более идеализирована и похожа на героинь житий. Она символизирует правильную, праведную жизнь.

 «Случай на станции Кочетовка» был вторым рассказом, опубликованным в январском номере «Нового мира» за 1963 год.

О каком времени идет речь - начало войны.  Вспомните из истории, каким было начало войны. Начало войны было неудачным. Фашистские полчища рвались к Москве, окружая и захватывая в плен тысячи наших солдат и офицеров. Все, что возможно было эвакуировать, отправляли в глубокий тыл. Страна находилась в осадном положении.

А. И. Солженицын утверждал, что случай, легший в основу рассказа, действительно имел место. Писатель несколько раз изменял название. Рукопись создавалась в ноябре 1962 года, по словам автора, «прямо для журнала, первый раз в жизни». 26 ноября на обсуждении в редакции «Нового мира» было принято решение переименовать рассказ, поскольку Кочетовка ассоциировалась с Всеволодом Кочетовым, главным редактором конкурентного журнала «Октябрь». Как отмечал в своём дневнике Владимир Лакшин, предлагались варианты «Зелёная фуражка» и «На дежурстве», но в итоге название станции просто изменили на Кречетовка.

Законы военного времени требуют быть бдительным. Вася Зотов молод, он очень правильный человек. И просто не понимает, как может советский человек не знать прежнего названия Сталинграда. Значит он враг. Зотов не принадлежит себе. Он даже как-то мельком вспоминает о жене, ждущей ребенка, оставленной в Белоруссии, под немцами. Он весь подчинен одной цели – борьбе с врагом. Поэтому в каждом он прежде всего ищет врага, шпиона.

Давайте перечитаем последний абзац: «И всю зиму служил Зотов на той же станции, тем же помощником коменданта. И не раз тянуло его ещё позвонить, справиться, но могло показаться подозрительным. Однажды из узловой комендатуры приехал по делам следователь. Зотов спросил его как бы невзначай:

— А вы не помните такого Тверитинова? Я как-то осенью задержал его.

— А почему вы спрашиваете? — нахмурился следователь значительно.

— Да просто так… интересно… чем кончилось?

— Разберутся и с вашим Тверитиновым. У нас брака не бывает.

Но никогда потом во всю жизнь Зотов не мог забыть этого человека…

Проанализируйте последнюю фразу. Почему писатель заканчивает повествование именно так?

Зотову очень понравился Тверитинов. Он ни с кем не чувствовал себя так легко и свободно. Поэтому он не мог забыть этого человека.

Зотов предал человека, поверившего ему. Он сдал его НКВД. Но он сам не понимает, правильно ли он поступил.

Зотов ведь принял Тверитинова, доброго, интеллигентного человека, даже душу свою раскрыл, а потом спохватился, возможно, побоялся за себя и обманом повел актера к оперуполномоченному, т.е. хороший человек совершает подлость.

Какой вывод можно сделать?  Вася Зотов честный, добрый, хороший, идейный человек отдает другого честного, доброго, хорошего, но безыдейного стареющего актера Тверитинова Игоря Дементьевича оперуполномоченному НКВД.

Вопрос для размышления:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: