Пусть функция у = f(x) неотрицательна и непрерывна на отрезке [ a; b ]. График ее изображен на рисунке слева. Поставим задачу определить понятие площади фигуры, ограниченной кривой – графиком функции у = f(x), осью О х, прямыми х = а, х = b, и вычислить площадь этой фигуры, называемой криволинейной трапецией.
Поставленную задачу естественно решать так. Произведем разбиение отрезка [a; b ] на п частей точками:
а = х0 < х1 <... < хп = b, (3)
выберем на каждом из частичных отрезков [хj; хj+1] (j = 0, 1,......, п – 1) по произвольной точке сj и составим сумму
Sn = f(c0) Δ x0 + f(c1) Δ x1 +... + f(cn) Δ xn, где
Δ xj = x j+1 – x j.
Эта сумма, очевидно, равна сумме площадей закрашенных прямоугольников (см. рис. слева).
Устремим теперь все Δ xj к нулю, неограниченно увеличивая п (п → ), и притом так, чтобы длина самого большого частичного отрезка разбиения стремилась к нулю. Если при этом величина Sn стремится к определенному пределу S, не зависящему от способа разбиения (3) и выбора точек с} на частичных отрезках, то величину S называют площадью данной криволинейной трапеции. Итак,
S = f(c0) Δ x0 + f(c1) Δ x1 +... + f(cn-1) Δ xn-1).
Пусть теперь функция y = f(x) неположительна и непрерывна на отрезке
[ a; b ] (рис. справа).
Рассмотрим функцию у = – f(x). Она непрерывна и неотрицательна на отрезке [ a; b ]. Криволинейные трапеции A1BCD1 и ABCD, ограниченные соответственно кривыми у = – f(x) и у = f(x), а также осью О х и прямыми
х = а и х = b, симметричны относительно оси О х. Поэтому естественно считать, что трапеция ABCD имеет площадь S1 равную площади S2 трапеции A1BCD1.
Сумму
Sn = f(c0) Δ x0 + f(c1) Δ x1 +... + f(cn-1) Δ xn-1 (4)
называют интегральной суммой.
Таким образом, площадь криволинейной трапеции, расположенной:
а) над отрезком [ a; b ] оси Ох есть предел интегральной суммы Sn, когда maxΔ xj → 0;
б) под отрезком [ a; b ] оси Ох, есть взятый со знаком «минус» предел интегральной суммы Sn,, когда maxΔ xj → 0.
Домашнее задание
Учебник Башмакова, стр. 198-201
Учебник Никольского, 11 класс, §§6.6. 6.7 №6.48, №6.69(а).
Итог урока
Обучающиеся отвечают на вопросы, что они сегодня изучили, что было понятно, а что нет.