Введение
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире, где наша страна не исключение. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
В процессе занятий на лыжах воспитывается и совершенствуется ряд жизненно важных навыков, физических и морально-волевых качеств: выносли-вости, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности, настойчивости, выдержки. На специальных занятиях этим видом физических упражнений можно легко дозировать нагрузку в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья занимающихся.
За последние сорок, пятьдесят лет наука о спорте, в том числе теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном играла объяснительную функцию и мало помогала практике, то
в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования
– это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнования ко-манд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления тренера-преподавателя.
Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий – укрепить волю.
Стремительная технологизация спорта — отличительная черта первого олимпийского столетия. В результате внедрения технических разработок в лыжных гонках произошли поистине революционные преобразования. В 70-е годы XX столетия закончилась многовековая эксплуатация во многих сферах жизни человека, включая спорт, только деревянных лыж. Их заменили на пла-стиковые—более легкие, прочные, эластичные и самое главное скоростные, причем состав пластикового покрытия постоянно совершенствуется, прежде всего, с целью снижения сопротивления скольжению и, следовательно, даль-нейшего искусственного повышения скорости, что в принципе оправдано до разумного предела.
Примерно в то же время перешли на механический способ подготовки лыжных трасс специальными машинами-снегоходами разной конструкции. Трассы стали значительно более жесткими, хорошо укатанными по всей ши-рине лыжного полотна, с четко прорезанной лыжней, что привело к заметному повышению их скоростных качеств.
Особенности методики и организации обучения передвижению на лыжах
Формирование двигательного навыка
Под термином обучение в лыжном спорте понимается в первую очередь, приобретение лыжниками новых знаний и технических навыков в передвиже-ниях на лыжах.
В основе формирования двигательных навыков при обучении передвиже-нию на лыжах лежит условно-рефлекторная деятельность человека. Комплекс этих рефлексов начинается динамическими двигательными стереотипами. Дви-гательный навык, автоматизированный способ управления движениями. Про-цесс формирования двигательного навыка состоит из трех, не имеющих четких границ, фаз.
1фаза – генерализация или образование двигательного навыка. Генерализация объясняется широкой иррадиацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга. У новичков при выполнении движения фаз нового движения раздражения, поступающие от многих анализаторов в кору головного мозга, охватывают многие его участки, даже те центры, которые не участвуют в управлении данным движением. Сила возбудительных процессов превышает тормозные, и поэтому в движение вовлекаются ненужные для него мышцы. Все это вызывает напряженность, скованность, нарушение темпа и ритма, координации и слитности отдельных элементов. С целью быстрейшего обучения следует всемерно облегчать условия выполнения нового движения, постепенное повышение требования к качеству движения.
2фаза - становление двигательного навыка. Процессы торможения в ко-
ре головного мозга усиливаются, иррадиация возбуждения прекращается. Про-исходит концентрация возбуждения по времени и пространству. Происходит образование условно-рефлекторных связей для выполнения данного элемента. Это происходит устранение излишних движений, проявляется координация и слитность движений. Хотя движение выполняют верно, процесс формирования двигательного навыка незначителен – этой фазе возбудительно-тормозной про-цесс еще не превратился в систему, с оптимальным по силе и ритму чередова-нием.
3фаза – стабилизация и совершенствование двигательного навыка. Про-цессы возбуждения и торможения в коре головного мозга сменяют друг друга, с четкой последовательностью и оптимальной силой, поэтому в движение вовле-каются только необходимые для него мышцы. Это обеспечивает экономич-ность, слитность, высокую работоспособность. Если в 1-ой и во 2-ой фазах необходимо создавать меняющиеся условия, постоянно их, усложняя, прибли-жая их к спортивной деятельности.
Принципы и методы обучения
В процессе обучения способам передвижения необходимо руководство-ваться общепринятыми дидактическими принципами:
а) Сознательность и активность – лыжники должны знать цели и задачи обучения, разбираться в технических приемах и сознательно подходить к про-цессу предупреждения и исправления ошибок.
б) Систематичность и последовательность – заключается в методиче-
ски правильном направлении занятий, их последовательности. Важнейшие пра-вила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к извест-ному.
в) Наглядность – этот принцип предполагает постоянное использование метода показа в обучении, что особенно важно при работе с начинающими лыжниками.
г) Доступность – обучение следует проводить таким образом, чтобы за-дания на всех этапах обучения соответствовали возрасту, полу, физической подготовленности индивидуальными особенностями занимающихся. В то же время задание не должно быть слишком легким, что снижает интерес к ним.
д) Прочность – приобретенные в процессе обучения навыки должны быть хорошо закреплены, для этого необходимо многократное повторение упражнений для совершенствования и повышения устойчивости навыков.
В практической работе по лыжному спорту применяются следующие ме-
тоды обучения:
- словесный метод применяется в виде лекций,бесед,разъяснений,заме-чаний и пояснений в процессе практических занятий. С помощью слова у зани-мающихся формируется представление об изученном движении, исправляются отдельные ошибки. В условиях низких температур применение словесного ме-тода имеет свои особенности: следует избегать длительных объяснений, жела-тельно их делать по ходу, для этого необходимо применять общепринятую тер-минологию;
- наглядный метод применяется,главным образом,в виде показа выпол-нения движений, демонстрации наглядных пособий, кинограмм, кинокольцо-вок, видеофильмов. Показ должен быть образцовым, иногда целесообразно осуществлять показ в замедленном темпе, обращая внимание на детали;
- практический метод применяется при обучении в лыжном спорте в ви-де упражнений, соревнований, иногда игр. При проведении тренировочной ра-боты данный метод применяется в виде контрольных, переменных, повторных, интервальных тренировок.
В учебной работе все методы применяются в сочетании. Рассказ создает общее впечатление, показ дополняет и уточняет его, с помощью практического метода формируется двигательный навык.
Методика обучения в лыжном спорте зависит от сложности изучаемых движений. Все способы передвижения на лыжах можно разделить на две груп-пы: простые и сложные, для каждой из них можно дать схему обучения.
Простые способы – повороты на месте, приемы строевой подготовки, спуски и торможения, подъемы ступающим шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», одновременный бесшажный ход. Эти способы изучаются по такой схеме:
Схема их обучения такова: целостный метод – назвать упражнение, по-каз, объяснение, выполнение в облегченных условиях, затем в более сложных, исправление ошибок.
К сложным способам передвижения на лыжах относятся: лыжные хода, повороты в движении, подъемы скользящим шагом. Схема их обучения такова:
целостно-расчлененный метод обучения:
1) назвать упражнение;
2) показать в целом;
3) объяснить технику и условия применения;
4) дать опробовать;
5) показать главный элемент;
6) обучить второстепенным элементам;
7) выполнить в целом в облегченных условиях;
8) соревнования в более сложных условиях.
Этапы обучения
Во время обучения новичков способам передвижения на лыжах весь про-цесс разбивается на три этапа:
1 этап обучения решает следующие задачи путем применения подводя-щих упражнений:
овладение лыжами как снарядом;
развитие чувства сцеплением лыж со снегом; обучение динамическому равновесию.
Подводящие упражнения:
1) Поочередное поднимание лыж и повороты носков и пяток в
стороны.
2) Передвижение приставными шагами вправо, влево.
3) Простейшие повороты на месте: переступание махом, прыж-
ком.
4) Ходьба: ступающим шагом среди кустарника, по целине, зиг-
загом.
5) Подъемы «лесенкой» ступающим шагом, спуски в различных стойках с переносом тела с ноги на ногу, повороты переступанием.
Очень важно на данном этапе обучения следить за правильностью вы-полнения упражнения, т.к. неверный двигательный навык в дальнейшем очень сложно исправить.
2 этап обучения -изучение целостных двигательных навыков в их со-вершенствовании в более сложных условиях.
Не следует перегружать урок большим количеством учебных задач, как правило, это приводит к распределению внимания у лыжников и, как следствие,
к возникновению большого количества ошибок. Не следует предлагать зани-
мающимся новый материал, пока предыдущие движения не будут достаточно хорошо усвоены.
3 этап обучения -совершенствование ранее полученных навыков в спо-собах передвижения на лыжах путем устранения излишних движений и много-кратных повторений ранее изученного, доведение этих навыков до автоматиза-ции. Здесь преобладает метод тренировки в различных по сложности условиях, что позволяет сделать эти навыки более гибкими и устойчивыми.
Ошибки. По степени влияния на технику способов передвижения на лы-жах ошибки подразделяются на: основные, частные.
Основные ошибки приводят к значительному нарушению двигательной структуры способа передвижения.
Частные ошибки, не приводят к грубому нарушению техники, в то же время значительно снижают эффективность передвижения данным способом.
В зависимости от длительности сохранения ошибки в движении класси-фицируются как первичные, случайные.
Случайные ошибки, встречаются у лыжников пока движение еще не пре-вратилось в автоматизированное, такого рода ошибки, при своевременном об-наружении, не сложно исправить.
Первичные ошибки встречаются при неправильном усвоении движения, т.е. возникает автоматизированное движение с ошибкой в его структуре. Такого рода ошибки исправить во много раз труднее.
Поэтому следует правильно построить процесс исправления ошибок. Сначала необходимо устранить основные ошибки, а затем исправлять частные, т. е, более мелкие, менее важные.
Схема исправления ошибок выглядит примерно так:
в первую очередь необходимо разрушить неправильное пред-ставление о движении (показать правильно или неправильно);
затем объяснить причины и следствия ошибки;
добиться правильного выполнения движения – с этой целью необходимо широкое применение подводящих, а иногда и подготови-тельных упражнений.