Детская музыкальная школа города Армавира - уникальное учебное заведение. Это одна из старейших школ на Кубани и первая в Армавире. Открытая в 1927 году, школа дала путевку в жизнь обучающимся, многие, из которых стали гордостью кубанской и российской музыкальной культуры. В школе созданы все предпосылки для качественной реализации одного из основных направлений педагогической деятельности - ориентации наиболее одаренных обучающихся на профессиональное художественное образование.
На современном этапе развития и модернизации художественного образования приоритетными в работе с детьми становятся два основных направления деятельности школы – а именно: подготовка обучающихся к любительскому художественному творчеству и воспитание у обучающихся качеств грамотного и активного потребителя художественных ценностей.
На базе школы ведется подготовка детей по пяти специальностям:
1. Фортепиано
2. Струнные инструменты
3. Хоровое пение
4. Народные инструменты
5. Музыкальный фольклор
За годы существования школы было более семидесяти выпусков, свыше 700 выпускников выбрали для себя профессиональную исполнительскую и музыкально-педагогическую стезю. Ежегодно лучшие выпускники школы становятся студентами ССУЗов и ВУЗов края и России, готовясь стать профессиональными музыкантами и педагогами.
На базе детской музыкальной школы было проведено социологическое исследования.
В современном российском обществе происходит духовный кризис, который проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Поэтому для сохранения национального самосознания важно возрождать преемственность, передавать нашему будущему поколению те нравственные устои, обычаи, культуры, патриотические настроения, которые ещё живы в людях старшего поколения. Отказ от национальных, народных традиций в воспитательном процессе ведёт к бездуховности.
Чтобы преодолеть духовный кризис, нужно привлекать детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщать к ценностям культуры своего народа, фольклора, начиная с самого раннего возраста, именно в то время, когда идёт активное формирование личности.
Необходимость обращения к истокам народного искусства не случайна, Россия в целом и Краснодарский край в частности, сейчас переживают кризис воспитания подрастающего поколения. Исчезают традиции, рвутся «нити», которые связывали поколения с поколениями, поэтому важно возродить преемственность и сохранять культура своего народа.
Тема исследования данной работы наиболее актуальна в наше время. Так как прививание детям народных традиций и культуры былого времени является одним из основных аспектов современности.
Целью исследования – выявление методик и способов преподавания в детской музыкальной школы, способствующие повышению интереса к русскому народному творчеству у учащихся.
Задачи исследования:
- Описать структуру ДМШ
- Провести опрос среди педагогов
- Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующий вывод.
Объект исследования является система дополнительного образования и приобщения к национальным традициям.
Предметом исследования педагоги, работающие в детской музыкальной школе.
Логический анализ основных понятий:
1) Творчество – деятельность, результат которой есть создание чего-либо качественно нового.
2) Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческаядеятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами ибытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши ипьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности иявляется исторической основой мировой художественной культуры.
3) Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
4) Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека.
Выборка: педагоги детской музыкальной школы
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагоги в ДМШ прививают детям любовь к русскому народному творчеству, национальным традициям, к художественно-творческой деятельности, духовно обогащают. Художественное обучение и воспитание – это основа возвышения ребёнка как гармонически развитой творческой личности.