Самообслуживание в розничной торговле

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

ДОПУСК ЗАЩИТЕ 

                                                                                                               Оценка________

Старший методист

_____________ О.Г. Альтикова _

подпись                               ФИО

«_____» _______________2020 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК 01.02. «Организация торговли (1С Предприятие)»

Тема: Организация эффективного использования оборудования в торговом зале магазина.

Руководитель:

    _Ващенко. И.Ю.

должность

____________ ______________________

Подпись                                  Ф.И.О.

 

«______» ____________2019 г.

 

Обучающийся группы: К-18-01

__________        Шагурова.Д.Е.

подпись                            Ф.И.О.

«______» _______________2019 г.

 

г. Самара

2020 г.

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………..........4

1 Теоретические подходы к планировке и оборудованию торгового зала магазина самообслуживания:

1.1 Самообслуживание в розничной торговле..……………………………………………………………………..…....6

1.2 Устройство и планировка торгового зала магазина...…………………………………………………………………….…..11

1.3 Планировка торгового зала магазина самообслуживания…………………………………………………………….…19

2 Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере ОАО «Остров сокровищ»)

2.1 Характеристика магазина «ООО «Остров сокровищ»……………21

2.2 Устройство и оборудование торгового зала магазина «ООО «Остров сокровищ» …………………………………………………………..22

3 Пути совершенствования устройства и планировки торгового зала магазина…………………………………………………………………………23

3.1 Использование технологий мерчендайзинга в планировке торгового зала магазина самообслуживания………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………….….....27

Список использованных источников……………………………............31

Приложения………………………………………………………………33

 

                                      

Введение

Актуальность темы: Оборудование для торгового зала играет одну из главных ролей в правильной организации работы магазина, ведь от него во многом зависит впечатление покупателей о торговом объекте и их желание или нежелание делать покупки.

Цель курсовой работы является: создание торгового оборудования, которое позволит создать удобную, рациональную и располагающую к совершению покупок обстановку в ООО «Остров сокровищ».

Предметом курсовой работы является: Организация эффективного использования оборудования в торговом зале магазина.

Задачами курсовой работы являются:

1 Рассмотреть торгово-технологическое оборудование, оснащающее наши магазины:

1.1 Мебель торговых залов;

1.2 Торговый инвентарь;

1.3 Холодильное оборудование;

1.4 Торговое измерительное оборудование;

1.5 Контрольно-кассовое оборудование;

1.6 Методику определения потребности в оборудовании.

2 Рассмотреть предприятие с экономической стороны:

2.1 Организационную характеристику;

2.2 Экономическую характеристику;

2.3 Проанализировать торгово-технологическое оборудование;

2.4 Конкурентоспособность предприятия.

3 Изучение различных принципов конфигурации торгового зала:

3.1 Планировку торгового зала;

3.2 Расположение товарных групп на оборудовании;

3.3 Расчёт необходимого количества торгового оборудования, требуемого магазину;

3.4 Показатели эффективности использования оборудования;

3.5 Мероприятия по повышению эффективности использования торгового оборудования.

Данные вопросы будут подробнее рассказаны в данной курсовой работе и изложены с помощью 30 информационных источников.

Объект изучения: ООО «Остров сокровищ»

Предметом изучения является: устройство и планировка магазина ООО «Остров сокровищ»

Структура курсовой работы: Введение, 3 главы, заключение, список литературы.



Теоретические подходы к планировке и оборудованию торгового зала магазина самообслуживания

Самообслуживание в розничной торговле

Самообслуживание – это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.

Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе. [5, с. 111]

В Российской Федерации насчитывается около 10 тыс. магазинов самообслуживания, удельный вес которых составляет 43,5 % торговой площади. [5, с. 111]

При самообслуживании обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 – Методы организации торгово-технологического процесса. (См. приложение 1)

Эффективность самообслуживания как формы продажи состоит в следующем:

1) оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;

2) предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;

3) позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест продавцов. Места нахождения в линиях каждой группы товаров обозначаются крупными указателями, свободно читающимися при входе в магазин; организуется удобное движение покупательских потоков. В результате каждый покупатель может сделать комплексную покупку, состоящую из нескольких товаров разных групп, за 7-10 мин. [5, с. 114]


Доказано, что, применяя надлежащие методы обслуживания покупателей, которым форма самообслуживания дает широкий простор, можно в 5-8 раз сократить средние затраты времени покупателей на совершение покупок. В этом заключается социальная эффективность торговли с применением самообслуживания; [5, с. 114]

4) позволяет коренным образом реорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать прилавки и все прочие средства и орудия труда продавцов. С введением самообслуживания резко сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия – продавец-консультант. От него требуется знание более широкого круга товаров, а не одной группы, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера. От кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать;

5) важны направлением в достижении социальной эффективности торговли является сокращение тяжелого физического труда работников магазина.

Одновременно с социальной эффективностью эта форма продажи позволяет получить ощутимую экономическую эффективность от сокращения живого труда на единицу розничного товарооборота; от повышения фондоотдачи за счет лучшего использования торговых площадей и других элементов материально-технической базы магазинов.

Расчеты, сделанные учеными, показали, что при внедрении самообслуживания:

отпадает деление единого торгового зала на секции. Следовательно, должности заведующих секциями и заместителей заведующих секциями не нужны. Вместо нескольких заведующих секциями при самообслуживании можно обойтись одним дежурным по залу;

вместо трех сокращенных продавцов нужно 1,5 фасовщика; [5, с. 115]

при увеличении объема поставки в магазин фасованных товаров на одного кассира-контролера предусматривается 0,5 должности продавца-консультанта, т.е. самообслуживание позволяет сократить численность работников торговых залов более чем вдвое. [5, с. 115]

Расчет экономической и социальной эффективности внедрения самообслуживания осуществляется при сравнении показателей:

а) работы магазина до и после перевода;

б) работы магазинов самообслуживания с показателями работы аналогичных магазинов с традиционными формами продажи;

в) работы магазинов самообслуживания между собой.

При расчетах необходимо обеспечить сопоставимость результатов по времени, структуре ассортимента, торговым площадям, численности обслуживаемого контингента и т.п.

Все сравниваемые показатели условно делятся на три группы.

1 Экономические – уровень издержек обращения, рентабельности, расходов на заработную плату, товарооборот на 1 м2 всей площади магазина и на 1 м2 торговой площади, товарооборот на одного работника магазина и на одного работника торгового зала, товарооборачиваемость в днях оборота, уровень потерь товаров и др.

2 Технико-технологические – доля площади торгового зала в общей площади магазина, доля товарных запасов в торговом зале, коэффициенты установочной и экспозиционной площадей, коэффициент использования емкости оборудования, количество разновидностей реализуемых товаров.

3 Социальные – общие затраты времени на покупку, в том числе на поиск товаров, осмотр, выбор, консультацию и расчет, коэффициент завершенности покупки, количество дополнительных услуг для покупателей.

Сопоставляя уровень развития и эффективности самообслуживания в нашей стране и за рубежом, следует отметить значительное отставание в этом плане.

Развитие самообслуживания в Республике Беларусь сдерживается более низкой экономической эффективностью по сравнению с традиционными формами продажи. Анализ показывает, что товарооборот на 1 м2 в магазинах самообслуживания на 15-20 % ниже, чем в аналогичных магазинах с традиционными формами продажи. Это обусловлено причинами как межотраслевого, так и внутриотраслевого характера. [5, с. 116]

Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80-90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными. Вместе с тем предприятия промышленности в должной мере не обеспечивают торговлю фасованными товарами. Это вынуждает розничную торговлю самой фасовать продукцию, что менее производительно и значительно дороже. [5, с. 116]

Одним из путей решения этой проблемы является централизация фасовки в специальных цехах оптовой торговли, концентрация там оборудования и фасовщиков.

Существенно снижает эффективность работы магазинов самообслуживания нерациональная технология товародвижения. Отечественный и зарубежный опыт показывают, что наиболее экономичной является технология товародвижения с применением тары-оборудования, внедрение которой позволяет механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы, значительно сокращать количество технологических операций, численность работников, простои транспорта и т.п.

Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади 1700-2000 наименований, в действительности же в большинстве случаев он достигает 150-200 наименований продовольственных товаров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3-5 %), в то время как в зарубежных странах – 35-40 %. [5, с. 117]

Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15–0,20 (по нормативу – в среднем 0,30), экспозиционной – 0,50–0,60 (по нормативу – 0,70–0,85). [5, с. 118]

Низкая эффективность магазинов самообслуживания объясняется также и нерациональной организацией труда. Вследствие неравномерности покупательских потоков потери рабочего времени в розничной торговле достигают 30-40 %. Эта проблема может решаться за счет как внутренних (внедрения передовых приемов и методов труда, более рационального использования рабочего времени за счет привлечения работников на неполный рабочий день или неделю, совмещения профессий и т.п.), так и внешних факторов (применения более современных средств торгового оборудования, электронно-вычислительной техники и т.п.). Так, например, к розничной торговле в зарубежных странах широко привлекаются работники (до 50 % штата) на условиях неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. В условиях рыночной экономики такая практика способствовала бы значительному снижению затрат на заработную плату и в конечном итоге повышению эффективности магазинов самообслуживания. [5, с. 111-118]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: