Планировка торгового зала магазина самообслуживания

По данным журнала «Новый маркетинг», перепланировка традиционных «советских» гастрономов с прилавочной торговлей под магазины самообслуживания приводит к росту розничных продаж в первый же месяц на 15-20 %, а при отсутствии жесткой конкуренции в городе/районе – до 60 %. [7, с. 23]

При переходе на систему самообслуживания товарооборот увеличивается в несколько раз: первый месяц – в 1,5 раза, через 3 месяца – в 2, через год – в 3 раза. [7, с. 23]

Срок переоборудования – от двух недель до 2 месяцев. Период окупаемости – 6-9 месяцев. [7, с. 23]

Финансовые вложения оправдываются, если площадь магазина превышает 100 м2. Для полноценного магазина, торгующего продовольственными товарами, площадь должна составлять 200-250 м2. Стоимость переоборудования может колебаться в пределах 2000 рос. р./м2. Все зависит от выбранного типа оборудования. Если магазин с выносным холодом, то 70-80 % стоимости займет холодильное оборудование. [7, с. 23]

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь. [11]

Распределение площади торгового зала между товарными группами, с учетом поведения посетителя и природной системы человека, имеет большое значение для организации торговой деятельности.

При формировании отделов (секций) могут учитываться следующие принципы (признаки) классификации товаров:

в зависимости от торговой политики предприятия (товарная специализация или комплексное обслуживание покупателей);

типа торгового предприятия (супермаркет, универсам, гипермаркет и др.) и используемых методов обслуживания покупателей (самообслуживание, через прилавок и др.);

особенностей товаров (товары тяжелые, большого объема, товары, которые чаще воруют, и т.п.);

потребительских свойств товаров;

роли и статуса товара в удовлетворении комплекса потребностей покупателей;

поведения покупателей внутри магазина. [4]

Размер площадей для размещения отдельных товаров зависит от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения.



Оценка устройства и оборудования торгового зала магазина (на примере ООО «Остров сокровищ»)

Характеристика магазина ООО «Остров сокровищ»»

Название торгового предприятия: ООО «Остров сокровищ».

Адрес: город Самара, улица Дыбенко, дом 30.

Товарный профиль: продовольственные товары.

Тип магазина и методы продажи товаров: реализующий продовольственные товары традиционным методом через прилавок (около 17%) и методом самообслуживания (около 83%).


Режим работы: 10.00 – 22.00.

Данный торговый объект активно занимается коммерческой деятельностью. Кроме государственных предприятий, поставляющих основные товары народного потребления, он сотрудничает с фирмами торгово-посреднического профиля, постоянно следит за ассортиментом и качеством товара. Торговый объект ООО «Остров сокровищ» рентабелен и платежеспособен.

При постоянном росте товарооборота по сравнению с предыдущим периодом в сопоставимых ценах наблюдается увеличение суммы чистой прибыли.

Так, согласно анализу основных показателей по ООО «Остров сокровищ» за 2007 и 2008 годы, фактический товарооборот магазина за 2008 год по сравнению с 2007 годом возрос на 121,5% (в сопоставимых ценах), площадь торгового зала уменьшилась на 33,4 м2, среднемесячная нагрузка на 1 м2 возросла на 0,2 млн. рублей, среднесписочная численность работников увеличилась на 6,4 человек, среднемесячная нагрузка возросла на 2,4 млн. рублей, среднемесячная зарплата увеличилась на 93,3 тыс. рублей, валовой доход увеличился на 403,3 млн. рублей, издержки обращения возросли на 331 млн. рублей, чистая прибыль возросла на 65,4 млн. рублей и составила 39 млн. рублей.

Из краткого анализа приведенных данных следует, что данное предприятие работает в целом эффективно. Валовой доход от продаж имеет прирост 46,7% (в действующих ценах).

Издержки обращения (затраты) выросли на 40,9 %, что свидетельствует об увеличении статей затрат на осуществление торговой деятельности.


Устройство и оборудование торгового зала магазина ООО «Остров сокровищ»

При использовании метода самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь. [11]

ООО «Остров сокровищ» оснащен типовой торговой мебелью производства Российской Федерации, технические параметры которой удовлетворяют всем необходимым требованиям.

 «Горячие» зоны зала универсама размещаются, в основном, по периметру торгового зала. В них размещаются товары, которые пользуются у покупателей наибольшим спросом и занимают большой удельный вес в товарообороте магазина. Кроме того, в «горячую зону» попадают диабетическая продукция и товары для детей.

Направление движения покупательского потока в торговом зале осуществляется против часовой стрелки. Наибольшее внимание покупателей привлекают товары, выставленные по правую сторону по ходу движения. Однако следует отметить, что покупатели посещают средние ряды в меньшей степени. Для решения этой проблемы возможна перестановка внутренних стеллажей параллельно кассовому узлу, что будет провоцировать покупателя не игнорировать товары, расположенные в средних рядах, а посещать их и отбирать товары, что послужит увеличению объема продаж.



Пути совершенствования устройства и планировки торгового зала магазина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: