Использование технологий мерчендайзинга в планировке торгового зала магазина самообслуживания

Мерчендайзинг – это направление маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж посредством привлечения внимания конечных потребителей к определенным маркам и группам товаров в местах продаж без активного участия торгового персонала (с англ. merchandise – это «товары» (существительное) и «продвигать, продавать на рынке» (глагол), merchandising – искусство сбыта).

Главная цель мерчендайзинга – увеличить объемы продаж, сохраняя (и повышая) удовлетворение покупателя от процесса совершения покупки.

Возможности мерчендайзинга:

эффективное представление товаров на полках;

продвижение новых и нужных товаров;

увеличение числа импульсных покупок и времени пребывания покупателя в магазине;

завоевание новых покупателей и удержание старых;

создание конкурентного преимущества магазина;

возможность рассказать покупателю о свойствах продукта;

влияние на поведение покупателей (при соблюдении социальных правил и при этической чуткости). [7, с. 9-10]

Принципы в области мерчендайзинга относятся к специфике представления любой товарной группы в любом месте продаж. Это локальные правила, которые определяют успех в формировании впечатления на покупателей, а именно:

1) экспозиция – продукция хорошо заметна покупателю;

2) воздействие – продукция хорошо выглядит и своим видом убеждает в покупке;

3) презентация цены – покупатель должен понимать пользу покупки;

4) удобство – продукцию можно взять в руки. [1, с. 40]

Местоположение товара в торговом зале может определять его успех или неудачу.

В торговом зале выделяют «горячие» и «холодные» места продаж, определяемые в зависимости от потока покупателей, - пути, по которому движется большинство покупателей в торговом зале.

В начале движения покупатель больше настроен на совершение покупок, его корзина еще пуста, сумма и вес покупок пока не отягощают. Именно поэтому производители стремятся разместить товары в начале потока покупателей.

По статистике, покупатель проводит у касс в среднем 5-12 минут. В ожидании своей очереди покупатели совершают незапланированные покупки – зона касс традиционно считается одной из самых «сильных» зон продаж.

Этот же принцип действует и применительно к различным этажам. На второй этаж пройдет не более 60-70 % покупателей, на третий в зависимости от типа торговой точки – от 40 до 30 % и т.д.

Итак, к «сильным», или «горячим», местам относят:

полки с правой стороны в направлении движения покупателей;

начало покупательских потоков (начало стеллажа, стеллажи в первой четверти торгового зала и т.д.);

периметр торгового зала;

боковые полки стеллажей и перекрестки «троп покупателей»;

выступы в стеллажах;

места, в которые покупатель «упирается взглядом»;

прикассовая зона (или вторая треть витрины).

К «холодным» местам относят:

полки с левой стороны в направлении движения покупателей;

средние ряды;

тупики рядов, ответвления торгового зала;

углы торгового зала;

пространство, примыкающее к входу (тормозной путь покупателя).

Задача мерчендайзеров, производителей и поставщиков – стремиться разместить продукцию в «горячих» зонах и не допускать попадания в «холодные». Если же все-таки продукция не может быть перенесена из «холодной» зоны, необходимо более активно поработать с этой зоной (выделить рекламными материалами, светом, насыщенной или специальной выкладкой и т.д.). И уж совершенно точно нельзя размещать в «холодных» зонах дополнительные точки продаж и точки продаж товаров импульсивного спроса. [1, с. 71-73]

От размеров торгового зала и удобства планировки во многом зависят пропускная способность магазина и объем его товарооборота. Не секрет, что иногда простые действия по перестановке стеллажей или развеске указателей приводят к увеличению объемов продаж. Все просто: покупатель начинает видеть в магазине то, на что раньше не обращал внимания. Здесь проявляется правило мерчендайзинга: если покупатель увидел товар, еще не значит, что он его купил. Но если он товара не видит, то он его точно не купит. Нужно помнить, что система мерчендайзинга основана на том, чтобы без участия продавца и активных продаж воздействовать на покупателя, помогая ему совершать выбор нужного товара. Поэтому для магазинов или отделов, где роль продавца высока (например, консультативные продажи компьютерной техники или стройматериалов, индивидуальный подбор стиля интерьера или коллекций одежды), нужно в первую очередь контролировать качество работы самих продавцов. Но там, где покупатель больше предоставлен сам себе при выборе товара (продукты, книги, повседневная одежда и обувь, бытовая химия и товары для дома, посуда, мелкая бытовая техника), правильное расположение товаров в зале пойдет на пользу и магазину, и покупателю.

Планировка торгового зала предполагает следующую последовательность шагов:

1) разделение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения;

2) выделение основных зон торгового зала;

3) выбор схемы расстановки торгового оборудования;

4) распределение товарных категорий или брендов в торговом зале. [7, с. 102-103]

Навигация внутри магазина должна быть построена таким образом, чтобы для любого вошедшего был очевиден принцип расположения необходимых товаров.

Для формирования внутренней атмосферы магазина используют информацию, дизайн, планировку, визуальные компоненты, освещение, цвета, музыку, запахи и другие элементы, создающие в сознании покупателей уникальный образ торгового предприятия. [6, с. 149-150]

Важно и нужно представлять все элементы внешнего оформления магазина и торгового зала как единое целое: цветовое оформление зала должно соответствовать общей концепции магазина и перекликаться с оформлением фасада и вывески, музыка должна нравиться целевым покупателям и не вступать в диссонанс с ароматической композицией магазина, а освещение – выгодно представлять тот или иной товар. Из таких «мелочей», как указатели, подсветка стеллажей, музыка и запах, цвет стен и униформы продавцов и складывается единый образ магазина. [7, с. 150]

 

 


 


Заключение

Самообслуживание – это метод продажи, при котором покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на пристенном и островном оборудовании, полную возможность самостоятельно осматривать и отбирать товары, не обращаясь к помощи персонала магазина, если в этом нет необходимости и рассчитываются за отобранный товар в узле расчета при выходе из зоны самообслуживания, также повышается роль покупателя в процессе продажи товаров.

Самообслуживание позволяет ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания и получить определенный социальный и экономический эффект, а также является ведущей формой розничной продажи продовольственных и непродовольственных товаров.

Данные зарубежной статистики говорят о том, что при прочих равных условиях (расположение магазина, ассортимент и качество товара, квалификация персонала, плотность заполнения торговым оборудованием и т. д.) прибыль с 1 м2 площади магазина самообслуживания выше примерно в два раза, чем с аналогичной площади магазина прилавковой торговли. Оборудование 1 м2 торговой площади магазина самообслуживания обходится дешевле. Нельзя не отметить тот факт, что процесс приобретения товара в магазине самообслуживания гораздо приятнее для покупателя и отнимает у него намного меньше времени, чем в магазине прилавковой торговли.

У самообслуживания, безусловно, много плюсов, но есть одно, самое главное преимущество по сравнению с другими видами продаж – это совершение покупателем незапланированных покупок.

Еще один весомый аргумент в пользу самообслуживания – эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров возможно увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия.

Одной из важных предпосылок внедрения самообслуживания является более высокое его экономическая эффективность по сравнению с другими методами продажи товаров. Самообслуживание способствует индустриализации технологического процесса, создаёт условия для роста производительности труда торговых работников и повышения экономической эффективности не только отдельных магазинов, но и всей розничной торговой сети. В магазинах самообслуживания снижаются трудовые затраты продавцов, так как покупатель самостоятельно отбирает необходимые товары, сокращаются издержки обращения главным образом за счёт уменьшения потребности в торговых работниках.

Самообслуживание создаёт благоприятную психологическую обстановку в процессе купли-продажи. Самостоятельность покупателей при осмотре и отборе товаров, спокойная и непринуждённая обстановка снижают нервную нагрузку как продавца, так и покупателя, устраняет воздействие фактора настроения, уменьшает возможность возникновения конфликтных ситуаций, воспитывает у людей высокую сознательность.

В магазинах самообслуживания широко используется новая торговая техника, создаются условия для комплексной механизации технологических операций и трудоёмких работ. Рациональная организация торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания обеспечивает увеличение пропускной способности торгового зала, более эффективное использование торгового оборудования и торговых площадей, рост товарооборота с одного квадратного метра площади. [8]

Удачная планировка и правильное распределение зала на торговые зоны, выбор отвечающего потребностям покупателей ассортимента и назначение соответствующих отделов и секций, закрепление за ними участков в соответствии с поведением покупателей, атмосфера магазина и ряд других факторов непременно должны быть ориентированы на сокращение времени, затрачиваемого на поиски запланированных товаров, чтобы высвободить его для осуществления незапланированных покупок и неторопливого изучения товаров предварительного выбора.

Мерчендайзинговое понятие «атмосфера магазина» приобретает более широкий смысл и не ограничивается перечнем традиционных раздражителей, используемых некоторыми специалистами для манипуляции поведением посетителей на подсознательном уровне в целях увеличения продаж отдельных марок на короткий период. Мерчандайзинг предполагает комплексный подход к формированию атмосферы магазина, который используется не только для временного повышения объемов продаж, но и для формирования маркетинга отношений на длительную перспективу. Атмосфера магазина непременно улучшится, если при ее формировании будут решены вопросы оптимизации маршрутов движения для покупателей, планировки торгового зала, отвечающей поведению посетителей, классификации товаров в соответствии с покупательским мотивом, адекватности ассортимента покупательским потребностям, сокращения времени на поиск товаров и осуществление   привычных   покупок и ряд других. [4, с. 138-139]

Поэтому оборудование и система его размещения должны не только выполнять свои чисто функциональные задачи, но и участвовать в организации торгово-технологического процесса таким образом, чтобы ориентировать его на решение тактических задач и достижение стратегических целей. Установка оборудования должна отвечать принципам мерчендайзинга, т.е участвовать в формировании необходимого направления и характера движения покупательских потоков в торговом зале. Размещение оборудования должно быть использовано для целенаправленного управления познавательными ресурсами посетителей и способствовать тому, чтобы покупатели не только посещали все отделы, но и совершали как можно больше покупок, особенно товаров импульсного и пассивного спроса. Тип выбираемого оборудования должен соответствовать ассортиментной политике фирмы, товарным свойствам продукта, методу обслуживания, типу торгового предприятия и отвечать целям внедрения мерчендайзинга. [4, с. 102-103]

Правильная планировка предполагает, с одной стороны, предоставление покупателю достаточного для продвижения по торговому залу пространства, а с другой – его эффективное, рациональное использование. Ведь площадь торгового зала довольно дорогой и ограниченный ресурс.

При планировке торгового зала магазина необходимо:

1 рассмотреть ее возможные варианты;

2 распределить торговую площадь под отделы и прилавки;

3 продумать варианты использования стен.

При размещении оборудования площадь торгового зала должна быть распределена так, чтобы:

1 60 % площади было отведено под покупателей, а 40 % - под презентацию товаров;

2 ширина проходов при покупательском потоке с односторонним движением составляла не менее 60 см, а при покупательском потоке с двусторонним движением – не менее 120 см плюс дополнительно 30 см.

И только после проведения рациональной планировки торгового зала можно приступать к вопросу размещения и представления товара. [4, с. 110-111]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: