Жизненный и творческий путь Мольера

Литература

Класс

21.04.2020

Тема: Сонеты Шекспира – «богатейшая сокровищница» лирической поэзии» (В. Белинский)

Цели: Знать особенности жанра сонета, уметь определять темы, роль метафор и сравнений, понимать иносказательность сонетов.

Ход урока:

1. Это новый для вас жанр. Во-первых, обратите внимание на особенности данных стихотворений. Сколько строк? Три четверостишия, одно двустишие. Рифма?

Напомню, парная – нас -Запас, пороки- жестоки

Перекрёстная – нас- пороки -запас- жестоки

Кольцевая – нас- пороки жестоки –запас

Какая рифма используется в сонете?

Дайте определение сонета (стихотворение из 14 строк: или 3 четверостишия с перекрёстной рифмой и двустишие с парной рифмой.) – теперь мы знаем особенности строения сонета.

2. Сонет в переводе с итальянского звучать, звенеть.

Сонет № 147 Читаем.

Любовь - недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил ее однажды.
Мой разум-врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинул, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа ни в чем покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства и слова по воле бродят.

И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, а светом - тьма!

Что скажете? Как поняли? С чем сравнивает любовь автор в данном произведении? Как ощущается любовь? Разум и душа.













Выпишите в два столбика слова, которые относятся к душе и к разуму -

Душа –любовь, недуг, больна, жажда, яд, отравил, беспокойство, лишенный ума

Разум- врач, лекарь, лечил, потерял терпенье, лишённый ума

Какие Контрастные понятия как бы подводят итог данной истории.

Скажите, так любовь –это хорошо или плохо?

Когда бывает так? Сердцу не прикажешь.

Готов ли герой расстаться со своим чувством в сонете № 91?

Кто хвалится родством своим со знатью,
Кто силой, кто блестящим галуном,
Кто кошельком, кто пряжками на платье,
Кто соколом, собакой, скакуном.
Есть у людей различные пристрастья,
Но каждому милей всего одно.
А у меня особенное счастье, -
В нем остальное все заключено.
Твоя любовь, мой друг, дороже клада,
Почетнее короны королей,
Наряднее богатого наряда,
Охоты соколиной веселей.

Ты можешь все отнять, чем я владею,
И в этот миг я сразу обеднею.

Что называют счастьем люди? Что счастье для героя сонета? (сравнения)

Как понимаете строчки – в нем остальное всё заключено? Последние строчки?

Если спросить о чём этот сонет? Что ответите? Тоже о любви? (счастье, богатство духовное)













Сонет № 90 Напишите, истолкование данного сонета. Письменно

Подсказка.

Что является бедой, горем для героя сонета?

С какой просьбой обращается к любимой девушке?

Когда острее ощущается данная потеря?

Итог. Письменно. Чем объединены все изученные сонеты? Почему Белинский назвал сонеты богатейшей сокровищницей лирической поэзии? Почему и сегодня эти произведения интересны? Сегодня, спустя почти 500 лет любовь какая? Зачем нам знать об этом чувстве?

Домашнее задание: выучить наизусть сонет (по выбору)

22.04.2020

Тема: Жан Батист Мольер – комедиограф классицизма

Цели: дать понимание отличительных особенностей классицизма в литературе и искусстве, условий и причин его возникновения; познакомить с личностью и творчеством французского комедиографа Ж.Б.Мольера; выяснить, в чем причина популярности личности и творчества драматурга

Ход урока:

1. Эпоху Возрождения, пережившую крах гуманистических идей, сменила эпоха разума- эпоха классицизма, которая царствовала в век Просвещения.

Что представляет собой век Просвещения? Каковы причины возникновения классицизма – нового литературного направления, господствовавшего в век Просвещения? Найдите ответ в учебнике.

2. Классицизм (лат.classicus – образцовый)-художественное направление в литературе и искусстве. Исторические рамки: 17- начало 19 века. Родина возникновения – Италия. Представители: в Италии – Альфьери; во Франции – Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер; в России – Сумароков, Княжнин, Ломоносов, Тредиаковский. Теоретические принципы изложены в статье Николя Буало «Поэтическое искусство».

Познакомьтесь с лекционным материалом, выпишите основные положения (тезисно)

Однажды французский король Луи XIV (Людовик XIV) спросил у одного придворного, кто из писателей прославит время его правления в своем творчестве, и был очень удивлен, услышав: «Мольер!» Взгляните, пожалуйста, на портрет Мольера. Один из его современников когда-то сказал: «Роста он был скорее высокого, чем низкого, имел благородную осанку, поступь красивый. Он ходил медленно и имел очень серьезный вид. У него был толстый нос, большой рот, мясистые губы, смуглый цвет лица, черные и густые брови». И он ничего не сказал о глазах драматурга, большие, темно-карие, удивительно красивые глаза, в которых светятся ум и честность. Честность - величайший двигатель в искусстве, которое требует от художника изображения правды жизни, вдохновляет на борьбу со злом, защищает мастера слова от заключения компромиссов с собственной совестью.

Жизненный и творческий путь Мольера

Мольер (Жан Батист Поклен) - великий французский драматург, театральный деятель, родился в Париже 15 января 1622 года в буржуазной семье и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика, или стать юристом, но он решил, что его призвание - актерство. По свидетельствам Гримаре, первого биографа Мольера, дед частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли, в которых блестяще играл Бельроз, и очарован Жан Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, не разрешалось хоронить их на кладбище, если незадолго до смерти они не оставляли своего занятия. Когда Мольер стал прославленным писателем своего времени, Французская академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда закрылись.

Испытав свои актерские силы в школьных спектаклях и постановках, он вступил в труппу «Блистательного театра» (1644), но этот театр не имел успеха: все актеры были любителями, а не профессионалами. В конце концов «Блестящий» прогорел, а Поклен, который был ответственным за финансирование театра, даже сидел в долговой яме. Актеры решили оставить Париж и поискать счастья в провинции. Они пропутешествовали двенадцать лет (1646-1658). Сначала играли только трагедии, поскольку классицисты считали комедию низким жанром, поскольку действительность в комедиях отображалась очень поверхностно и вульгарно, широко использовались грубые шутки, непристойные ситуации. Аристократический зритель с презрением относился к комедии, и парижская театральная труппа, если она жаждала славы и денег, могла рассчитывать на успех, лишь снискав благосклонность аристократов.

Классицизм с его презрительным отношением к комедиям сдерживал развитие этого жанра. Мольер - также классицист по способу изображения действительности, но гениальный драматург - свободно вел себя с правилами и нормами, считая, что люди должны быть представлены в комедиях такими, какими они есть на самом деле, чтобы действующие лица воплощали современное им общество; а если правила классицизма не способствуют этому, на них не следует обращать внимание.

Работая в провинции, Мольер начинает осваивать принципы и приемы комедийных жанров, пишет пьесы для своей труппы. У труппы появился свой репертуар и свой зритель. Актеры достигли вершин комедийного мастерства, и Мольер вместе с ними шлифовал свой талант. Он сыпал шутками, импровизировал: то, что он слегка заикался, создавало комический эффект, лицо ни с массивным носом, большим ртом и густыми бровями сверкали весельем. Через несколько лет Мольер возглавил театральное общество. Слава об успехах провинциальной комедийной труппы достигла Парижа. Мольер не только самоотверженно играл на сцене, он создал новые принципы сценической игры.

1658 года труппа Мольера вернулась в столицу и сыграла перед Людовиком XIV и его двором трагедию Корнеля «Никомед». Снова трагедия - опять неудача. Но Мольер, желая исправить гнетущее впечатление, сразу же показал свою комедию «Влюбленный доктор» на манер итальянских комедий масок. Успех был огромный. Король оставил труппу в Париже, отдал ей театр Пти-Бурбон, назначил Мольеру ежегодный пенсион. Первой пьесой для постановки в новом театре стала одноактная комедия «Смешные манерницы» (1659). В ней высмеиваются провинциалки, которые увлекаются культурой, мечтают о аристократическое жизнь, отказав своим буржуазным женихом. Комедия имела огромный успех, но аристократки обиделись на Мольера за то, что он высмеял их. Мольер действительно жестко высмеял намерения аристократов отмежеваться от народа, создав условную культуру, причудливые речи и манеры. Враги отомстили драматургу. Труппу выселили из Пти-Бурбона, а здание театра разрушили так быстро, что с него не успели вынести декорации и костюмы. Актеры оказались на улице, но не оставляли Мольера, хотя их приглашали в других театров. Король выделил труппе новое помещение - зал в дворце Пале-Рояль. Там Мольер будет работать до конца своей жизни. Король занимался мольеровским театром: был первым зрителем половины из двадцати восьми спектаклей, а много комедий было написано и сыграно по велению короля.

За то, что постановки трагедий не приносили успеха труппе, Мольер решает переместить моральную проблематику из трагедии с ее условными античными персонажами в комедии, как изображает современную жизнь простых людей. Впервые эта идея была воплощена в комедиях «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662), в которых драматург поставил проблему воспитания. Прославляя гуманное воспитание, право человека на брак по любви, Мольер выступил против официальной морали своего времени. Феодальное общество, церковники, богатые буржуа не простили Мольеру нарушение моральных норм. Однако, несмотря на злопыхательство врагов, комедия имела большой успех.

Своей задачей Мольер считал безжалостное разоблачение пороков - эгоизма, честолюбия, ханжества и стяжательства, что порождались обществом, основанным на дворянских привилегиях и собственнических инстинктах. В 1664 - 1670 годы приходится наивысший расцвет творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Школа мужей», «Тартюф», «Донжуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Лучшая комедия Мольера «Тартюф» имела трудную судьбу. Ее постановка впервые состоялась 1664 году во время грандиозного праздника, устроенного королем в честь жены и матери. Мольер написал сатирическую пьесу, в который обличал «Общество святых даров» - таинственное религиозное общество, которое пыталось подчинить себе все сферы жизни в стране. Королю комедия понравилась, потому что он опасался усиления власти церковников. Но королева - мать Анна Австрийская была глубоко возмущена, она занималась этим обществом. Церковники требовали, чтобы автора сожгли на костре за неуважение к церкви. Комедию было запрещено, но Мольер продолжал работать над ней. Художественная форма третьего варианта была совершенной - ее напечатали, ее читают и ставят уже более трехсот лет.

Мольер умер 17 февраля 1673 года в своем театре сразу же после окончания последнего акта комедии «Мнимый больной», где он исполнял главную роль. Он играл в спектакле, когда был уже очень болен. Жена просила отложить спектакль, но Мольер ответил, что более 50 человек получают деньги за участие в спектаклях и их нельзя оставлять без заработка. Он смог доиграть спектакль до конца, последними усилиями воли замаскировать судороги боли раскатистым смехом. Но самостоятельно выйти из театра уже не смог. Его на руках перенесли в ближайшую квартиру, где через несколько часов он умер.

Лишь после долгих хлопот его вдовы и личного указания короля Людовика XIV тело Мольера было похоронено по христианскому обряду, несмотря на возражения церкви, поскольку актера не успели соборовать. Мольера похоронили ночью на кладбище Сен-Жозеф. Прах драматурга покоится на кладбище, в саркофаге, поставленном на четырех колоннах за несколько шагов от могилы Лафонтена, который пережил его на двадцать лет.

Мольеровскую труппу указом короля было слито с труппой Бургундского отеля, в результате этого объединения появился театр «Комеди Франсез» - «дом Мольера», как его и поныне называют французы.

Молодой Мольер начинал с написания фарсов, затем перешел к созданию комедии интриги, или комедии ситуаций (ошибок), которая постепенно превращалась в комедию характеров и обычаев - высокую комедию. Высокие комедии появились на сцене из-под пера Мольера фактически в течение последнего десятилетия его жизни. Мольер открыл, что нередко людям мешают адекватно воспринимать действительность бурное воображение, восхищения и страсти, которые ослепляют их.

Такие люди кажутся смешными, потому что они зависят от своей мании и не способны руководствоваться здравым смыслом. В каждой пьесе Мольер выводит такого персонажа (протагониста), ослепленного комичной манией. Ему он противопоставляет другого героя (антагониста), холодного и рассудительного интригана, который успевает воспользоваться самоослепением протагониста и иметь с этого выгоду. Но в конце комедии пелена спадает с глаз протагониста, и он начинает осознавать реальность событий. Антагониста разоблачена, и он с позором уходит. Мольер показал, что здравый смысл, не согретый сердечностью, превращается в холодный, эгоистичный расчет и делает человека аморальным. Мольер выступает за гармонию сердца и разума.

Среди комических персонажей Мольера часто встречаются врачи. Они создают вокруг своей профессии ореол таинственности и морочат больных, наживаясь на их страхах и доверчивости. Существовало и много других способов зарабатывать деньги, например преподавать грамматику, философию. Мольер высмеивал необразованных, но предприимчивых и корыстных врачей и учителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: