Методы исследования.
Системный подход был необходим в связи о достаточной сложностью процесса обучения младших школьников игре в шахматы, его комплексностью, выраженной в необходимости учета требований теории шахмат, общей педагогики, детской психологии, формирования личности ребенка и детско-юношеского спорта.
Исторический подход играл важную роль в изучении и решении проблем развития и
обучения, в соответствии с которым каждое явление рассматривалось в динамике
Классификационный подход использовался как исследовательский процесс, который позволяет накопить факторологическую информацию об изучаемых проблемах, выявить их существенные, объединительные и разграничительные признаки, действительно присущие им.
Теоретической основой исследования явились работы
- по теории педагогической деятельности Е И Власовой, В В Давыдова, Л В Занко-
ва, В А Сухомлинского, К Д Ушинского,
- по развитию личности на основе ее включения в определенную деятельность Б Г
Ананьева, Л С Выготского, П Я Гальперина, Б С Гершунского Б Г Зайгарника, Н Ф Талызиной, Д Б Эльконина, И С Якиманской,
|
|
- по теории и методике начального обучения игре в шахматы и детско-юношеского
спорта И Весела, А С Вотчок, А Н Костьева, С И Давыдюк, В Н Кострова, Г Я Левенфиша, И Л Майзелиса, М Я Набатниковой, Я И Нейштадта, А И Нимцовича, В И Панова.
В исследовании применялись теоретический анализ и обобщение литературных источников и материалов из сети Интернет, ФИДЕ, РШФ, сбор информации - беседы, интервью, анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, психологическое тестирование, моделирование, обработка материалов исследования методами математической статистики.