Глава 2. Организация и методика исследования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий младших школьников»

 

 

                                                              

                                                                                          Работа защищена
с оценкой «_____________»
                                                             Руководитель
К.б.н., доцент В.П. Зубанов
_____________________
«____»___________2018 г.

               

 

 

 

Новокузнецк 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………... 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 5
1.1. История шахмат………………………………………………………….. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 2.1.Организация и этапы исследования………………………………………... ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ                2. 3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………….............. 4. Список литературы…………………………………………………………………   5 8 8 13 23 28    

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется большой насыщенностью компьютерами и широким распространением компьютерных технологий обработки информации Введение в образовательный стандарт обучения школьников с начальных классов информационных технологий позволило включить в рамки регионального компонента уроки информатики в начальной школе, что, в свою очередь, дало основание для разработки методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий.

Проведенный анализ программ по информатике, образовательного стандарта Министерства образования и науки РФ, показал, что основное развитие в общеобразовательных школах направлено на передачу учащимся теоретических знаний, а также привитие детям умений и навыков использования информационных компьютерных технологий применительно  к абстрактным объектам.

В то же время рассмотренные программы не достаточно учитывают индивидуальные способности и интересы каждого ребенка, что негативно сказывается не только на качестве получаемого ими образования, но и на здоровье.

Проблемная ситуация заключается в противоречиях между исторически сложившимися методическими подходами в обучении и воспитании младших школьников на основе репродуктивного метода обучения, то есть передачи знаний от учителя к ученикам традиционными, вербальными методами, и новыми, современными подходами развивающего обучения с использованием компьютерных технологий.

Именно этот факт определил проблему и тематику исследования,

Объект исследования — процесс обучения игре в шахматы младших школьников с

образовательной и спортивной направленностью с применением компьютерных технологий

Предмет исследования — педагогические условия обучения младших школьников

игре в шахматы с применением компьютерных программ. Динамика совершенствования отдельных способностей младших школьников внимания, памяти, логического мышления и пространственного воображения, пути повышения спортивного мастерства, анализ и оценка шахматных позиций, имеющих сопряженное значение для успешного овладения игрой в шахматы и повышения успеваемости.

Рабочая гипотеза Обучение младших школьников игре в шахматы с применением

компьютерных технологий, направленное на развитие определенных интеллектуальных качеств и повышение успеваемости по основным предметам, может являться действенным средством развития у ребенка интеллектуальных способностей Оно будет эффективнее, если обучению игре в шахматы придать определенный спортивный уклон и совмещать с овладением основами компьютерных технологий.

При этом обучение должно строиться на основе принципов педагогики и теории

детско-юношеского спорта.

Цель  исследования является изучение динамики роста успеваемости, развития

умственных способностей, спортивных умений и навыков при обучении младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий

Задачами исследования являются:

1 Проведение анализа развития методических подходов и компьютерных программ обучения игре в шахматы

2 Разработка и обоснование методики обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий на основе общих дидактических принципов

3. Выявление взаимосвязи между обучением игре в шахматы с применением компьютерных технологий и развитием отдельных умственных способностей школьников.

4 Экспериментальная проверка влияния обучения игре в шахматы с применением

компьютерных технологий на успеваемость младших школьников и становление их

спортивного мастерства.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

История шахмат

Шахматы зародились в Индии примерно в 4 веке. О причинах зарождения шахмат существует несколько легенд [8].

По одной из них – жадный и жестокий раджа, захвативший много сопредельных земель, возомнил себя самым могущественным завоевателем. И потому он пришел в ярость, когда ему передали слова бедного мудреца, сказавшего однажды, что без своего народа раджа не смог бы одержать ни одной победы. Раджа велел привести мудреца во дворец. «Если не докажешь свои слова – будешь казнен. Даю тебе на раздумья одну ночь», - приказал раджа.

Но мудрец сумел подтвердить свою правоту. Он за одну ночь изобрел игру – шахматы, из правил которой следовало, что один лишь король без помощи остальных фигур выиграть партию не может. Радже так понравилась игра, что он не только простил мудреца, но и решил щедро наградить его. Он предложил изобретателю любую награду. И какого же было удивление повелителя, когда мудрец попросил не золото, не драгоценности, а простое пшеничное зерно! Вернее, столько зёрен, сколько поместится на всех клетках шахматной доски – если на первую положить одно зерно, на вторую – два, на третью четыре, на четвёртую – восемь и т.д.

Думая, что речь идёт о нескольких мешках пшеницы, раджа велел придворным подсчитать, сколько потребуется зерна. Оказалось, однако, что если даже собрать урожай со всего мира, то и тогда не хватит зерна для мудреца. Так, заключает легенда, был посрамлён заносчивый раджа.

На самом деле шахматы изобретены не одним человеком. Это плод творчества народных масс. Возникнув на Востоке, шахматы постепенно проникли во все уголки земного шара [8].

Древнеиндийские шахматы имели несколько иной вид, чем те, к которым мы привыкли и назывались они чатуранга (то есть четырехчленный). Это название связано с тем, что наименование фигур в чатуранге соответствовало четырем родам древнеиндийского войска, в состав которого входили: боевые колесницы, слоны, конница и пехота.

Играло четыре человека, бросанием кости выяснялось, какая фигура должна ходить [7].

Через Иран чатуранга попала к арабам, которые изменили правила игры. Внешний вид стал соответствовать современным шахматам. Играть стало два человека, которые поочередно делали свои ходы. Три фигуры – король, ладья и конь ходили так, как в современных шахматах. Пешка не имела право двойного хода и имела право превратиться только в ферзя. Ферзь вообще был самой слабой фигурой. Он мог ходить только на одну клетку по диагонали. Слон же мог только перепрыгивать по диагонали через одну клетку. При этом слон мог перепрыгивать через фигуры и пешки. Игра стала называться – шатранж [6].

В Европу шатранж был занесен арабами, завоевавшими Испанию. На протяжении почти четырех столетий (с 11 по 14 века) в Европе проходила реформа шатранжа. К концу 14 – началу 15 века сформировались современные правила шахмат. Особенность была только в правиле рокировки. Кроме современной, ограниченной рокировки, сохранялась и свободная рокировка, при которой король и ладья могли занимать несколько различных положений, по выбору играющего. В ту эпоху они пользовались в Испании большим уважением и являлись любимой игрой знати и учёных. В шахматы играли при дворах и в рыцарских замках, их воспевали в прекрасных поэмах. В течение столетий они оставались утончённой игрой, доступной лишь изысканному вкусу; постепенно шахматы проникли в Италию и Францию и в конце концов получили повсеместное распространение. Шахматная игра, как сказано, подвергалась различным изменениям, но только внешним, по форме, а не по своей сущности. Последняя оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, и раскрыть её поэтому нетрудно: игра в шахматы всегда стремилась отображать войну между двумя враждебными сторонами, ожесточённую войну, которая хотя и ведётся по определённым законам и установленным порядкам, но не знает, что такое милость или пощада. Это становится ясным из простого ознакомления с правилами игры [5]. Шахматная история уже давно пробудила к себе интерес, но о которой тем не менее известно очень немного. Историческая правда заключается лишь в том, что место возникновения игры – Азия, а время возникновения – очень далёкое прошлое. В египетской скульптуре были найдены изображения игр, похожих на шахматы. Найдены были также документы, написанные свыше тысячи лет назад. На протяжении своей истории шахматы несомненно, претерпели многочисленные изменения, и, кто знает, не является ли предком наших шахмат игра в шашки или, точнее, некоторое подобие этой игры. Такое положение дел сохранялось до второй половины 19 века [8].

Середину 19 века принято считать началом современных шахмат. Популярность шахмат сегодня велика. В них играют десятки миллионов людей. Занятия шахматами способствуют гармоническому развитию многих важных сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания и т.д. и т.п. [8].

Сейчас можно смело утверждать, что шахматы для большинства людей не просто игра. Для одних эта игра превратилась в искусство, для других в науку, для третьих – это каждодневная утомительная работа. И, конечно же, для многих шахматы стали спортом. Спорт предъявляет к спортсмену повышенные требования. В этом смысле шахматы не являются исключением.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: