Игре в шахматы с применением компьютерных технологий

Разработка методики поставила перед нами важную задачу устранения имеющихся противоречий двух подходов в обучении игре в шахматы с позиций спортивного тренера или учителя, преподающего шахматы, как предмет в начальной школе

Спортивный тренер по шахматам и учитель шахмат общеобразовательной школы -

это, в большинстве случаев, два различных специалиста Но каждый из них обучает младших школьников одному и тому же - игре в шахматы Главное различие в целевом и методическом подходе к обучению игре в шахматы заключается в следующем В работе тренера у начинающего шахматиста развиваются, в первую очередь, спортивные качества, такие, как выносливость, общая физическая подготовленность, теоретические знания шахматной игры В работе учителя превалирует образовательная составляющая шахмат, в том числе развитие интеллектуальных способностей учеников и содействие формированию гармонично развитой личности.

При обучении игре в шахматы со спортивным уклоном основными задачами являются выделение, отбор и подготовка потенциальных перспективных шахматистов В общеобразовательной школе игре в шахматы обучаются все желающие, вне зависимости от потенциальных способностей Вопрос о профессионализме юных шахматистов, который подразумевается при спортивной тренировке, должен оставаться открытым, по крайней мере, до четырнадцатилетнего возраста, когда ребенок получает паспорт и становится полноправным гражданином

Важную роль в формировании концептуальных основ авторской методики сыграли

работы по системе развивающего обучения Л В Занкова, Д Б Эльконина, В В Давыдова.

Основными аспектами методики обучения игре в шахматы с применением

компьютера являются следующие положения:

• методика обучения младших школьников основам игры в шахматы строго соответствовала возрастному развитию детей,

• учитывалось положение Л С Выготского обучение должно идти на шаг впереди

развития,

• использовался дидактический материал, представленный в виде специальных компьютерных программ,

• параллельно с обучением игре в шахматы использовались компьютерные программы, способствовавшие развитию у младших школьников внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения.

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ                

Главное место в обучениимладших школьников игре в шахматы с применением

компьютерных технологий на начальной стадии имела сама игра.

 Нами была разработана программа "Компьютерные  шахматы" объемом 32 часа рассчитана на обучение в течение одного учебного года и  привязанная к компьютерным программам.

Программа "Компьютерные  шахматы" ориентирована на младших школьников.

В первой четверти учебного года  было запланировано преимущественно репродуктивное обучение  учащихся Элементов личностно-ориентированного обучения сравнительно немного - они составляют от 25 до 30 процентов объема материала Во второй и третьей четвертях объем репродуктивного обучения снижается до 65 - 60 и 45 - 40 % соответственно, а процент личностно-ориентированного  увеличивается. В четвертой четверти процент репродуктивного обучения становится малым  всего 15-20 %, а процент личностно-ориентированного обучения  возрастает до 80 процентов.

Структура урока в компьютерном классе, апробированная на практике в третьих

классах общеобразовательных школ, представлена в таблице 1 Для учеников вторых и четвертых классов представленная в таблице 1 структура корректируется соответствующим образом Дидактический материал, предоставляет учителю возможность формировать конкретные задания в зависимости от возраста учеников Продолжительность урока сорок минут.

Программа "Компьютерные  шахматы" подразделяется на четыре блока.

Азбука шахмат Блок рассчитан на обучение в первой четверти учебного года и

включает следующие восемь уроков Правила поведения в компьютерном классе История возникновения и развития шахмат Шахматная доска Шахматные фигуры Как ходят шахматные фигуры  Расстановка шахматных фигур в начальной позиции. Повторение пройденного материала

Таблица 1

Примерная структура урока в компьютерном классе

№ п/п Наименование мероприятия Время(мин) Примечание
1 Организационная часть (Посадка по местам,включили компьютеры. 2-3 мин Как правило, дети на урок приходят возбужденные после бурной перемены.
2 Логическая разминка (сказки, устный счет, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки)   2-3 мин По время логической разминки удается создать рабочее настроение
3 Проверка домашнего задания, в том числе разбор допущенных ошибок на компьютере   до 5 мин Задания были индивидуальные, но тема общая.  
4 Объяснение нового материала Выполнение задания на компьютере До 20 мин На каждом Компьютере генерируется  свое задание  
5 Физкультминутка До 3 мин Упражнения для глаз, рук, пальцев, шеи Приседания
6 Выдача домашнего задания Подведение итогов урока   Задания генерируются для каждого ученика персонально распечатываются

 

Букварь шахмат. Блок рассчитан на обучение во второй четверти учебного года Состоит из следующих семи уроков Нумерация горизонталей и идентификация вертикалей шахматной доски Шахматная нотация Координаты шахматных нолей Цель игры шах, мат и пат Три стадии шахматной партии Примеры простейших классических партий. Повторение пройденного материала.

Грамматика шахмат. Рассчитана на обучение в третьей четверти учебного года,

предназначена для овладения общими правилами игры в шахматы, правилами оценки позиции и определения ценности фигур, начальными сведениями о тактике и стратегии игры.

Состоит из следующих одиннадцати уроков. Правила игры Правила оценки позиции

Сравнение материала Анализ позиции Стратегия игры План игры Составление плана игры Примеры классических партий Тактические приемы вилка, ловушка, связка Повторение пройденного материала.

Арифметика шахмат. Рассчитана на обучение в четвертой четверти учебного года,

предназначена для решения задач с конкретной целью, правилам обдумывания ходов и отсечения неперспективных ходов, игры с заданным лимитом времени Состоит из следующих семи уроков: шахматные комбинации, отвлечение, завлечение, блокировка, нападение, выигрыш материала. Повторение пройденного материала.

Тестирование обучающихся, а также сеансы одновременной игры проводились вне

сетки часов, в дополнительное время.

При составлении компьютерных программ учитывались требования к воспитанию

интеллектуальных способностей младших школьников, определенных следующими специфическими особенностями:

1 Внимание объем, концентрация, распределение, динамичность.

2 Оперативная память восприятие шахматного поля, память на числа, память на линейные фигуры, память на комбинации шахматных фигур, ретенция (прочность запоминания).

3 Логическое мышление комбинаторная функция, нахождение логических закономерностей, скорость логических процессов абстрактного конкретного характера.

4 Пространственное воображение продуктивность воображения, специфические особенности (типов) воображения

Контроль уровня развития интеллектуальных способностей младших школьников проводился с помощью специальных компьютерных программ – тренажеров.

Спортивная направленность программы по обучению младших школьников игре

в шахматы с использованием компьютерных технологий основывается на основных принципах, присущих как процессу обучения, так и спортивной тренировки.

Наряду с закономерностями обучения младших школьников игре в шахматы, основанными на известных дидактических принципах (сознательность, активность, доступность, индивидуализация, систематичность, научность) учитывались и основные принципы спортивной тренировки, наработанные специалистами детско-юношеского спорта.

Для обучения игре в шахматы два из них играют существенную роль

Принцип непрерывности. Для того, чтобы обеспечить в занятиях прогрессивные изменения уровня подготовленности или хотя бы сохранение достигнутого уровня, необходимо гарантировать неразрывную преемственность занятий, академических, факультативных и домашних заданий, обеспечивающих определенные следовые и кумулятивные эффекты Поэтому обучение, тренировка и участие в турнирах должны являться единым непрерывным процессом.

Принцип цикличности. Подготовка юного спортсмена, в том числе - шахматиста,

связана как с биологическими циклами (ритмами), так и со специально созданными человеком периодами его учебной деятельности учебным годом, четвертями, недельными микроциклами В пределах этих учебных циклов на школьника оказывают влияние сезонные биоритмы и суточные ритмы, связанные с различной продолжительностью темного и светлого времени суток.

Принцип цикличности связан с динамикой умственных и физических нагрузок Они

постепенно повышаются к середине четверти, а затем стабилизируются на достигнутом уровне.

В каникулы умственные нагрузки уменьшаются и увеличиваются физические. Таким образом, главным составляющим уровня подготовленности юного

шахматиста - его отдельным интеллектуальным способностям, играющим ведущую роль в повышении мастерства, дается определенный активный отдых.

Участие в турнирах планируется со второй четверти, так как в первой организм ребенка еще только адаптируется к учебным и школьным нагрузкам.

Для младших школьников объем нагрузки планируется только малой и средней величины, в соответствии с существующей в теории детско-юношеского спорта классификацией, которые характеризуются сохранением работоспособности занимающихся до конца урока, не вызывая явных признаков утомления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: