Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируются по происхождению и механизму воздействия

Выполнила студентка 28 группы Абдрахманова Сабина Нурлановна, 1 вариант

Проверил: Солодников С.Ю s.u.solodnikov@rambler.ru

Почтовый адрес: sabina.abdrakhmanova.00@list.ru

Номер зачетной книжки: 1/18

Классификация чрезвычайных ситуаций, катастроф и аварий. Поражающие факторы катастроф. Медико-санитарные последствия катастроф и аварий. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности населения при ЧС мирного времени (перечислить основные ФЗ и Постановления Правительства РФ).

 

Основными поражающими факторами как природных, так и техногенных катастроф являются:

• динамические (механические) воздействия на организм взрывной волны, обвалов, метательное действие, вторичные снаряды, падение с высоты, придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт;

• термические воздействия (высокие и низкие температуры, лучистая энергия);

• радиационные излучения;

• химические вредные вещества (СДЯВ) — хлор, аммиак, нитраты и др.;

• биологические (бактериологические) средства.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируются по происхождению и механизму воздействия.

По происхождению подразделяются на факторы:

- прямого действия или первичные;

- побочного действия или вторичные.

Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением источника ЧС. Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объектов окружающей среды под воздействием первичных поражающих факторов.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразделяют на факторы: физического действия; химического действия. К поражающим факторам физического действия в условиях промышленного производства относят: воздушную ударную волну; волну сжатия в грунте; сейсмовзрывную волну; волну порыва гидротехнических сооружений; обломки или осколки; экстремальные нагрев среды; тепловые излучения; ионизирующее излучение. К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опасных химических веществ.

По ряду параметров эти факторы аналогичны или почти аналогичны воздействию на человека современного оружия. Они нередко могут воздействовать одновременно, вызывая разнообразные множественные, комбинированные, сочетанные травмы разной степени тяжести.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации -это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в

зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Основные положения и правовые аспекты деятельности человека при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) изложены в Федеральном законе “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 г. В законе определены общие для РФ организационно – правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства страны, объектов производственного и социального назначения от ЧС природного и техногенного характера. Цель закона: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущербов и потерь от ЧС; ликвидация ЧС. Осуществляют данные цели Министерство РФ по делам гражданской обороны и (МЧС) ЧС. В законе обозначены права и обязанности граждан в области защиты от ЧС, такие, как право быть информированными о риске, которому граждане могут подвергнуться в определённых местах пребывания, и о мерах необходимой безопасности.

В развитие закона Постановлением Правительства РФ “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС ” от 24 июля 1995 г. № 738 определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области защиты от ЧС, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в условиях ЧС. Подготовке подлежат: население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся школ и студенты вузов и колледжей, руководители и специалисты организаций.

В 1998 г. принят ФЗ “О гражданской обороне”. Этот закон определяет ГО как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г. дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз.

Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий.

Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Территориальные подсистемы РСЧС, их количество в РФ и краткая характеристика (орган управления, организация дежурной диспетчерской службы, силы с средства тер. подсистем, резервы)

Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

· создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:

· защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;

· организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной

· власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);

· реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

· заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;

· согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

· соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.

На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы:

· на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

· на региональном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;

· на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

· на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.

Впределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:

· центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

· центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

· центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

· единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

· дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

Центральный (Москва)

Северо-западный (Санкт-Петербург)

Южный (Ростов-на-Дону)

Уральский (Екатеринбург)

Приволжский (Нижний Новгород)

Сибирский (Красноярск)

Дальневосточный (Хабаровск)

В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

- заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

- совершенствование систем оповещения населения;

- планирование мероприятий ГО;

- обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Территориальные подсистемы РСЧСсозданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС(службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

- служба медицины катастроф (Минздрав);

- служба охраны общественного порядка (МВД России);

- противопожарная служба (МВД России);

- служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

- государственная спасательная служба (МЧС России);

- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

- служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

- противопаводковая служба (Минприроды России);

- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

- служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

- транспортная служба (Минтранс России);

- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

- служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

 

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

 

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

 

Все уровни управления РСЧС имеют:

- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

 

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне - МЧС России;

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

 

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

 

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

 

- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

 

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

 

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

- на территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

 

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

 

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

- государственная спасательная служба (МЧС России);

- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

- служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

- противопаводковая служба (Минприроды России);

- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

- служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

- транспортная служба (Минтранс России);

- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

- служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Характеристика землетрясений. Основные поражающие факторы землетрясений. Социально-экономические последствия. Особенности организации аварийно-спасательных работ. Особенности организации защиты населения. Ретроспективный сравнительный анализ организации спасательных работ при землетрясении в Армении 7 декабря 1988 и Нефтегорске 28 мая 1995г. Принципы, способы и основные мероприятия по защите граждан.

Землетрясения – это подземные толчки, удары и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Поражающие факторы

Землетрясения характеризуются наличием первичных и вторичных поражающих факторов.

К первичным относятся: обрушения строений, нарушение целостности земной поверхности.

К вторичным: пожары, нарушения систем жизнеобеспечения, наводнения, аварии на предприятиях, лавины, сели, оползни, обвалы.

Основной поражающий фактор землетрясения – сейсмические волны, расходящиеся от очага во всех направлениях. Скорость распространения продольных волн около 8 км/с, поперечных – в среднем 5 км/с, поверхностных – порядка 2 км/с. Сейсмологи мира узнают о сильном землетрясении примерно через 20-25 мин. после первого толчка путем регистрации этих волн специальными приборами – сейсмографами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: