Психология как наука
1. Определите, какая отрасль психологии названа: а/детская психология, б/психофизиология, в/ социальная психология г/ педагогическая психология, д/ возрастная психология, е/ общая психология:
1. Наука, изучающая эффективность процесса обучения и воспитания, изучая закономерности личности в них. Это…
2. Наука, изучающая психику человека, закономерности его психической деятельности, называется..
3. Наука, изучающая проявления личности человека, его взаимоотношения в группе, психологическую совместимость людей, социально – психологические проявления в больших группах. Это…
4. Наука, изучающая закономерности развития нормального здорового человека на разных этапах развития. Это…
2. Укажите общие требования к проведению любого метода:
а/ исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений.
б/ исследователь не вмешивается в течение психических процессов.
в/ добываются знания вне зависимости от субъективного отношения
|
|
исследователя к испытуемому.
г/ психика изучается в процессе обычной деятельности испытуемого.
д/ психика изучается по ее субъективным проявлениям.
е/ каждый полученный факт должен быть научно объяснен.
3. Определите метод по его определению: а/ анкеты, б/ изучение продуктов деятельности, в / самонаблюдение, г/ беседа, д/ тесты, е/ эксперимент, ж/ наблюдение
1. Получение знаний о психических проявлениях на основе изучения поведения человека.
2. Изучение человеком собственной психической жизни.
3. Система вопросов, позволяющая выявить уровень развития познавательной сферы человека и его личной сферы.
4. Помещение испытуемого в специально созданные условия с целью выявления определенных психических явлений.
5. Краткое, стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке.
4.Что изучает психология? а/ пс, состояния, б/ пс, свойства, в/пс. процессы:
1. Постоянные устойчивые свойства, обеспечивающие определенный уровень деятельности. Это…
2. Отдельные формы или виды психической деятельности.
3. Относительно устойчивые проявления психики.
5. Определите, принципы психологии: а /генетический б/единство сознания и деятельности, в/детерминизм
1. Психика изменяется и развивается.
2. В деятельности сознания формируется, развивается и проявляется.
3. В основе психики лежит нервная ткань
6. Определите, соответствует ли данная методика материалистическому подходу к изучению психологии: а/ да б/ нет.
1. По структуре черт лица можно определить не только характер человека, но и предпочтительный выбор профессии, склонности, тип поведения.
|
|
2. Изучение письменных работ школьников позволяет делать выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности старшеклассника.
3. На основании детских рисунков психолог устанавливает положение ребенка в семье, систему его отношений с ее членами.
4. По образцам почерка устанавливают некоторые особенности личности:
способности, социальную принадлежность.
2. Личность и деятельность.
1. Выберите особенности поведения человека, которые характеризуют его как личность:
а/ старательность,
б/ низкая адаптация, к темноте,
в/ общительность,
г/ хорошая координация обеих рук,
д/ медленная скорость узнавания,
е/ большая эмоциональная возбудимость,
ж/ трудолюбие,
з/ аккуратность,
и/ малая моторная ригидность,
к/ высокая сенсорная чувствительность,
л/ добросовестность,
м/ робость,
н/ скромность,
о/ подвижность,
п/ быстрый темп деятельности,
р/ реактивность,
с/ малая чувствительность к общественной оценке,
т/ пластичность,
у/ правдивость.
2. Слева даны проявления свойств личности и свойств индивида, справа их существенные признаки. Выберите свойства личности и укажите их признаки /Например: а - г, д, н/
а/ лень, а/характеризует сознание человека в целом,
б/большая возбудимость б/определяет направление и содержание
общественно трудовой дисциплины,
в/эмоциональность в/отражает отношение к обобщенным сторонам
объективной реальности,
г/ добросовестность г/ проявляется в самых разнообразных
ситуациях,
д/вдумчивость д/ не могут быть оценены как нравственно-
положительные или отрицательные,
е/ реактивность е/ отражает отношение к чему-то объективному,
находящемуся вне сознания
3. Выберите из предложенных признаков те, которые характеризуют всякую деятельность:
а/ условие развития психики,
б/ деятельность, направленная на усвоение способов выполнения
действий,
в/ условие проявления всех психических реакций,
г/ деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей,
д/ деятельность, направленная на усвоение и применение системы
понятий,
е/ деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.
4.Определите: а/умения, б/ навыки, в/ привычки:
1 - В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила, выбирает из них нужное.
2 -По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.
3 -Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре- повернуть направо»
4 -Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, испытываете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорта быть не может.
5 -При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.
6 -Вы не можете представить себе, что есть люди, которые не моют руки перед едой.
5. Выберите ситуацию, в которой описаны движения:
а/ чтобы обточить деталь на станке, рабочий предварительно устанавливает заготовку, закрепляет режущий инструмент, настраивает станок в соответствии с заданием
|
|
б/ При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют
специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.
в / Чтобы остановить машину, шофер отжимает сцепление и нажимаете на педаль тормоза.
г/Чтобы уменьшить скорость, шофер отжимает сцепление и нажимает на педаль тормоза.
Темперамент
1.Выбери признаки, которые характеризуют темперамент:
а/ реактивность б/ сензитивность, в/экстравертированность, г/интровертированность, д/ ригидность, е/ пластичность, ж/сензитивность, з/ гипертимность, и/ лабильность, к/ целостность, л/ определенность, м/ эмпатия, н/ рефлексия п/ конформность.
2. Выбери черты темперамента:
а/неуравновешенность, б/ трудолюбие, в/ долг, г/ ответственность, д/ хорошая координация, е/ аккуратность, ж/ впечатлительность, з/ вежливость, и/ низкая работоспособность, к/быстрое включение в работу л/ бодрое настроение, м/ склонность к оперативной работе, н/ высокая контактность, п/ замкнутость, р/ ранимость, с/ малоподвижность, т/ предпочтение одиночества большой аудитории, компании, х/ рассудительность, ф/ инициативность, ц/ однообразие мимики, ч/ трудолюбие.
3. Определите тип темперамента:
а/ сангвиник, б/холерик, в/ флегматик, г/ меланхолик:
1 -Характеризуется легкой ранимостью, способностью глубоко переживать даже незначительные неудачи, склонностью к мнительности и подозрительности.
2 -Подвижен, но без резких движений, склонен к частой смене настроения
сенситивен, экстраверт,
3 -Медлителен, устойчив, эмоциональные состояния выражены внешне слабо
4 - Характеризуется неуравновешенность, общей подвижности, резкой сменой настроения, активной моторикой.
5 -Эмоционален, деловит, желчен, склонен порой переоценивать себя, экстравертирован.
6 -Застенчив, стеснителен, не уверен в себе, дополнительно легко переносит одиночество.
7 -Неусидчив, активен в общении, легко сходится с людьми, часто является душой компании, может быть поверхностным в делах.
|
|
8 -Имеет замедленный темп реакций, региден, малоподвижен, интроверт.
9 -Плохо управляем, реакции неконтролируемы, импульсивны. Если им что-то не нравится они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти до рукоприкладства
10 -Склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны, все, промывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением.
11 -Реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и отчаяние. Очень впечатлительны, но чувства не постоянны и быстро проходят.
Приведите в соответствие следующие качества и тип темперамента.
а/ сангвиник
б/ холерик а/ повышенная активность б/ длительная
в/ флегматик работоспособность, в/энергичность, г/ сдержанность,
г/меланхолик д/ вспыльчивость, е/непоседливость, ж
терпеливость,
з/ медленность движений и речи, и/медленная смена
чувств и настроений к/ слабая эмоциональная
возбудимость, л/ быстрое перестроение и
усвоение навыков, м/эффективность, н/ бедность
движений, о/ малая активность, п/ вялость,
р/ выразительность мимики и пантомимики,
с/ молчаливость, т/агрессивность, у/бодрое
настроение,
ф/ быстрая приспособленность к новой обстановке,
х/ неуверенность в себе, ц/ выдержанность, ч/
гиперсензитивность, ш/ однообразие мимики,
ы/ подавленность
и растерянность при неудачах, э/ ровное
настроение,
ю/ сосредоточенность внимания.
5.Данное определение- это определение темперамента: а/да, б/нет.
Индивидуально-психические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения.
Характер.
1.Выберите те положения, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер»:
а/ черты характера проявляются в любых обстоятельствах,
б/черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах,
в/ свойство характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности,
г/ свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий,
д/ в характере проявляются и отношения личности и способы действий, при помощи которых эти осуществляются,
е/ характер индивидуально своеобразен,
ж/ черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны,
з/ характер – отражение общественных отношений.
2. Выберите положения, которые относятся к характеру:
а/ индивидуально – психические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения,
б/ совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения,
в/ индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения,
г\ психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению,
д/ индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему
е/ совокупность свойств человека, накладывающая определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношение с другими людьми.
ж/ создание новых образов на основе прошлых восприятий,
з/ сочетание свойств, дающих основание для суждения о том, хороший это человек или нет.
3. Выберите черты характера: а/неуравновешенность, б/ трудолюбие, в/ долг, г/ ответственность, д/ хорошая координация, е/ аккуратность, ж/ впечатлительность, з/ вежливость, и/ низкая работоспособность, к/ быстрое включение в работу, д/ низкая адаптируемость, м/ склонность к оперативной работе, н/ высокая контактность, п/ замкнутость, р/ ранимость, с/ малоподвижность, т/ предпочтение одиночества большой шумной компании, х/ рассудительность, ф/инициативность.
4.Приведите в соответствие: -а/ трудолюбие
а/ отношение к другим людям -б/ ответственность
б/отношение к делу -в/ общительность
в/отношение к себе -г/ правдивость
г/отношение к собственности -д/ скромность
д/ волевые. -е/ щедрость
- ж/ неряшливость
- з/ тактичность
-и/ гордость
-к/ приниженность
-л/ целеустремленность
-м/ самоуверенность
-н/ решительность
-о/ инициативность
-п/ доброта
-р/ самостоятельность
-с/ расточительность
-т/ бережливость
-у/ честность
-ф/ щедрость
- х/ недобросовестность
- ц/ альтруизм
Эмоции.
1. Выберите выражения, которые характеризуют эмоциональную сферу:
а/ опосредованное отражение мира,
б/непосредственное переживание отношения к миру и себе,
в/ отражение и переживание реальных отношений,
г/отражение прошлого опыта в сознании,
д/создание новых образов на основе прошлых восприятий,
е/ отражает оценку человеком окружающего
ж/ побуждают человека к действию
з/ отражают ту сторону нашей жизни, которая воздействует непосредственно на анализаторы.
2.Определите эмоциональные состояния: а/ аффект, б/ настроение, в/страсть, г/ стресс, д/ фрустрация:
1 -Устойчивые эмоциональные состояния, окрашивающие деятельность человека и выражающиеся во всех его проявлениях.
2 -Психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами, отражающее в форме непосредственно – чувственных переживаний их зависимость для субъекта.
3 -сильное и глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, связанное с непреодолимой силой потребности.
4 -Сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств и сопровождаемое сужением сознания, протекает по типу «взрыва»
5 -Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил.
6 - Слабо выраженное эмоциональное состояние, сопровождающее возникающие ощущения.
7. Воля.
1.Выберите понятия, связанные с волевым действием:
а/ отражает оценку человеком окружающего,
б/ возникает по нашему намерению, с заранее поставленной целью,
в/ связана с преодолением трудностей и препятствий,
г/ связана с той стороной нашей жизни, которая воздействует непосредственно на анализаторы,
д/ осуществляется по собственному решению человека, осознанно,
е/ осуществляется регуляцию действий и поступков, регулирует потребности,
ж/ отражение и переживание реальных отношений.
з/ отражает умение воздержаться от чего—нибудь.
к/ побуждает человека к действию.
2. Определите волевые качества: а/ целеустремленность, б/настойчивость, в/ самостоятельность,г/ выдержка, д/ решительность, е/смелость, ж/ дисциплинированность.
1 - В этом качестве выражена и закреплена тормозная функция воли.
2 -Свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.
3 -Свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели.
4 -Человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее, ставит цель и без указаний других людей находит пути ее достижения.
5 -Свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.
6 -Умение подчинить свое поведение нормам и правилам общественного поведения.
7 -Свойство личности отбрасывать все колебания и твердо останавливается на одной цели или средстве ее реализации, которые в большей мере пригодны в данных условиях.