Возрастная группа | Патология | Слабая | Возрастная норма | Хорошая | Высокая |
6-7 лет | 0,88 и менее | 0,89 – 0,90 | 0,91 – 0,95 | 0,96 – 0,97 | 0,98 – 1,0 |
1-2 класс | 0,89 и менее | 0,90 – 0,97 | 0,92 – 0,95 | 0,96 – 0,97 | 0,98 – 1,0 |
3 класс | 0,89 и менее | 0,90 – 0,91 | 0,92 – 0,93 | 0,94 – 0,96 | 0,97 – 1,0 |
Точность выполнения теста связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные характеристики. Если ошибки возрастют пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемныех характеристики внимания, сужено поле внимания. Выпадение или подмена образцов типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответсвующих образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированности разделения право-левой ориентации.
|
|
Методика «Найди и вычеркни»
(адаптация Е.В. Доценко)
Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.
Для исследования внимания использовалась методика «Найди и вычеркни», один из вариантов «корректурной пробы», общий принцип которой был разработан Б. Бурдоном в 1895 г. Применение корректурной пробы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью предлагают И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова [3], Л.А. Ясюкова [17], поскольку нарушение внимания является характерной особенностью синдрома гиперактивноси. Выбор этой методики обосновывается тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Эта методика адаптирована для детей дошкольного возраста, ее можно проводить в виде игры, в ней использованы знакомы детям изображения.
Ребенку показывается бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звезда, половинка круга.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных фигурок. Когда я скажу тебе «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те фигурки, которые я назову. Искать и зачеркивать их надо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». Ты должен сразу остановиться и показать, какую фигуру увидел последней. После этого я отмечу это место и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое – искать и вычеркивать фигуры. Так будет несколько раз, пока я не скажу «конец». На этом игра закончится».
|
|
Ребенок работает 2,5 минуты, в течении которых 5 раз через каждые 30 секунд ему говорят «стоп».
Для проведения этой методики необходим бланк, секундомер, карандаш для ребенка и ручка для экспериментатора.
Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________
Дата обследования _________________________
Обработка результатов
№ | Просмотрено изображений N | Количество ошибок n | Продуктивность и устойчивость S=0,5xN – 2,8xn/t (t=30 и 150) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
Общ |
Фамилия, имя __________________________________________ Возраст _____________
Дата обследования _________________________
Обработка результатов
№ | Просмотрено изображений N | Количество ошибок n | Продуктивность и устойчивость S=0,5xN – 2,8xn/t (t=30 и 150) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
Общ |
Обработка и оценка результатов. При обработке определяется количество фигур, просмотренных ребенком в течении 2,5 минут, а также отдельно за каждый 30-сек интервал. По формуле определяется общий показатель развитости продуктивности и устойчивости внимания:
S = 0.5 х N – 2.8 x t /t
Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания
N – количество изображений, просмотренных ребенком за время работы
t – время работы
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
По показателям строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.