Тест самоконтроля и произвольности

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2008

Предназначен для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты решения проблем.

Если ребенок объясняет, что причины неудачи в скамейке, качелях, горке, краске, т.е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину неудач в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причины неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.


Анкета для родителей детей 5 – 15 лет для выявления СДВГ
 и малых мозговых дисфукнций
(Заваденко Н.Н., 2005)

Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

Опросник предназначен для выявления СДВГ и минимальных мозговых дисфункций. Опросник представлен в виде таблицы. Он содержит перечень вопросов по 76 симптомам, которые могут наблюдаться при различных формах СДВГ и ММД. Опросник позволяет не только зафиксировать те или иные симптомы, но и оценить степень их выраженности в баллах. Помимо балльной оценки отдельных симптомом дается количественная оценка поведения по специальным шкалам (путем суммирования баллов за несколько сочетающихся друг с другом симптомов).

Ответы оцениваются следующим образом:

Симптом отсутствует – 0 баллов

Выражен слабо – 1 балл

Выражен значительно – 2 балла

Выражен очень сильно – 3 балла.

Все вопросы сгруппированы по 12 шкалам.

Оценки по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам, затем полученная сумма делиться на число данных ответов (в некоторых случаях ответить на тот или иной вопрос не представляется возможным либо родители случайно пропускают отдельные пункты).

Интерпретацию результатов опросника для родителей должен осуществлять только специалист (врач или психолог), который делает заключение о целесообразности дальнейшего обследования ребенка. Анкетирование может осуществляться повторно, для того чтобы более объективно оценить состояние ребенка в динамике.





Оценка по шкалам симптомов

Название шкалы Симптомы, относящиеся к шкалам
1 Церебрастенические симптомы 1 – 5
2 Психосоматические симптомы 6 – 12
3 Тревожность, страхи и навязчивости 13 – 18
4 Моторная неловкость 19 – 23
5 Гиперактивность 24 – 28
6 Нарушения устной речи 29 – 34
7 Дефицит внимания 35 – 39
8 Эмоционально-волевые нарушения 40 – 45
9 Проблемы поведения 46 – 53
10 Агрессивность и оппозиционные реакции 54 – 62
11 Трудности школьного обучения 63 – 69
12 Нарушения чтения и письма 70 – 76

 



Анкета для родителей

Дата заполнения (число, месяц, год)______________________________________

Ваши фамилия и инициалы __________________________________________

Характер родства с ребенком ___________________________________________

Ваше образование ____________________________________________________

Ваша профессия _____________________________________________________

Фамилия и имя ребенка _______________________________________________

Дата рождения ребенка (число, месяц, год) ________________________________

пол (подчеркните нужное): мальчик девочка

Состав семьи, в которой живет и воспитывается ребенок: (перечислите проживающих совместно членов семьи и укажите возраст каждого из них):

1.____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

3.____________________________________________________________

4.____________________________________________________________                                                      

5.____________________________________________________________                                                          

Семья проживает (подчеркните нужное):

в отдельном доме, отдельной квартире из _____ комнат, в коммунальной

квартире занимает ______комнат

Жилая площадь на одного члена семьи составляет _____ кв. метров

Есть ли отдельная комната у ребенка: Да Нет

Ваш ребенок (подчеркните нужное):

посещает детский сад: обычный, логопедический, воспитывается дома; учится в школе: общеобразовательной, по программе 1—3, по программе 1-4

В каком классе _________________________________________________

В специальном классе (укажите в каком) ____________________________

Есть ли у Вашего ребенка трудности поведения: Да Нет

Если есть, опишите их____________________________________________

В каком возрасте трудности поведения появились впервые ____________

Есть ли у Вашего ребенка сложности с учебой в школе (подчеркните нужное): Да Нет

Если есть, опишите их_____________________________________________

В каком классе и с какой четверти они начались _____________________

________________________________________________________________

Укажите средние оценки по основным предметам (учитывая успеваемость за последний месяц):

Русский язык _______________

Чтение или литература_______

Математика ________________

Природоведение ____________

История ___________________

Труд ______________________

Физкультура _______________

Другие предметы (укажите какие) _______________________________________

____________________________________________________________________

Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка какие-либо увлечения (подчеркните нужное): Да Нет

Если есть, опишите какие ______________________________________________

____________________________________________________________________

Посещает ли в настоящее время Ваш ребенок, помимо детского сада или школы, дополнительно какие-либо другие занятия, кружки, секции и т.д. (подчеркните нужное): Да Нет

Если да, перечислите какие _____________________________________________

По сравнению с другими детьми, с которыми он (она) занимается вместе, его (ее) успехи в этих занятиях: хуже, лучше, как у всех, не знаете (подчеркните нужное).

Если дополнительных занятий несколько, то укажите это отдельно для каждого из них_________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка какие-либо проблемы со здоровьем, хронические заболевания (подчеркните нужное): Да        Нет

 

Если да, опишите их ___________________________________________________

В каком возрасте появились эти нарушения _______________________________

Были ли раньше у Вашего ребенка какие-либо проблемы со здоровьем,

(подчеркните нужное): Да Нет

Если да, укажите, какие заболевания и в каком возрасте имели место ________________________________________________________________________

Ниже перечисляются различные проблемы со стороны самочувствия и поведения ребенка. Определите, насколько, по Вашему мнению, данное нарушение было характерно для Вашего ребенка за последний месяц: не было вообще; выражено мало, выражено значительно, выражено очень сильно.

 

Сделайте свой выбор и поставьте галочку в соответствующей колонке.

 

Проблемы в самочувствии и поведении ребёнка Не было вообще

Выражено мало

Выражено значительно

Выражено очень сильно

 
1.Повышенная утомляемость  

 

 

 

 
2.Капризность, плаксивость, колебания настроения  

 

 

 

 
3. Плохой аппетит  

 

 

 

 
4. Головные боли: ___ раз за неделю, за месяц  

 

 

 

 
5.Нарушения сна (подчеркните): трудности засыпания, беспокойный поверхностный сон, плохие сны       

 

 

 

 
6.Ночное недержание мочи: __ раз в неделю, за месяц  

 

 

 

 
7.Дневное недержание мочи: _ раз за неделю, за месяц  

 

 

 

 
8. Пачкает одежду калом: ___ раз за неделю, за месяц   

 

 

 

 
9. Беспричинные боли в животе  

 

 

 

 
10. Беспричинные боли по всему телу или в различных частях тела          

 

 

 

 
11.Внезапные ночные пробуждения с плачем, снохождение, сноговорение: раз за неделю, за месяц  

 

 

 

 
12.Частые простуды  

 

 

 

 
13.Боится незнакомых людей, новых ситуаций  

 

 

 

 
14.Боится оставаться один  

 

 

 

 
15. Боится, отказывается посещать детский сад  

 

 

 

 
16. Cocёт пальцы, грызет ногти, кусает губы, теребит волосы, другое  

 

 

 

 
17.Многократно повторяет одни и те же действия (подчеркните): касается частей тела (каких?), теребит одежду, другие (укажите)  

 

 

 

 
18.Наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, головы, плеч, рук, туловища, ног  

 

 

 

 
19.Медлителен, вял в движениях, по сравнению с другими детьми менее подвижен     

 

 

 

 
20.Неуклюжесть, неловкость, плохая координация движений  

 

 

 

 
21.Плохо застегивает пуговицы, завязывает шнурки, с трудом пользуется ножницами  

 

 

 

 
22.Путает правую и левую руки  

 

 

 

 
23.Плохо рисует  

 

 

 

 
24.Находится в постоянном движении, будто к нему прикрепили мотор, постоянно бегает, пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо  

 

 

 

 
25. Шумный, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге  

 

 

 

 
26. Не может сидеть спокойно: крутится, вертится, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах  

 

 

 

 
27. Встает со своего места во время занятий, уроков в школе или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.  

 

 

 

 
28. Часто бывает болтливым.  

 

 

 

 
29. Речь невнятная, плохо выговаривает те или иные звуки    

 

 

 

 
30.Неправильно произносит слова, искажает  

 

 

 

 
31. Речь обеднена, запас слов ограничен по сравнению со сверстниками  

 

 

 

 
32. С трудом подбирает слова, неточно употребляет слова, плохо выражает свои мысли  

 

 

 

 
33. Заикается  

 

 

 

 
34.Недостаточно понимает смысл речи окружающих людей  

 

 

 

 
35. Невнимателен, легко отвлекается  

 

 

 

 
36. С трудом сохраняет внимание при выполнении домашних и учебных заданий, во время различных занятий на досуге  

 

 

 

 
37. Не может доводить дела, выполнять задания самостоятельно, до конца  

 

 

 

 
38. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца  

 

 

 

 
39. Теряет свои вещи в детском саду, школе и дома  

 

 

 

 
40. Ведет себя несоответственно возрасту, как маленький  

 

 

 

 
41. Стеснителен, боится не понравиться окружающим  

 

 

 

 
42.Обидчивый, раздражительный     

 

 

 

 
43. Не может постоять за себя  

 

 

 

 
44. Считает себя несчастным  

 

 

 

 
45. Бывают истерики  

 

 

 

 
46.Дразнится, паясничает  

 

 

 

 
47. Неряшлив, неопрятен  

 

 

 

 
48.Шумный, часто кричит, говорит слишком громко             

 

 

 

 
49.Проявляет непослушание дома   

 

 

 

 
50.Не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в саду и школе  

 

 

 

 
51. Обманывает взрослых  

 

 

 

 
52.Был замечен в кражах вещей  

 

 

 

 
53. Был замечен в употреблении алкогольных напитков, наркотиков. Укажите, каких и в каком возрасте ____________________________________  

 

 

 

 
54. Вспыльчив, поведение не предсказуемо

 

 

 

 

55.Ссорится с детьми, угрожает им

 

 

 

 

56. Дерется с детьми

 

 

 

 

57. Дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы

 

 

 

 

58. Недоброжелателен и злопамятен

 

 

 

 

59. Сквернословит

 

 

 

 

60.Намеренно совершает поступки, раздражающие других людей

 

 

 

 

61. Сознательно ломает и портит вещи     

 

 

 

 

62. Жестоко обращается с домашними животными

 

 

 

 

Все остальные рубрики касаются детей, посещающих школу

63. С трудом понимает и усваивает новый учебный материал.

 

 

 

 

64. Отказывается выполнять школьное задание, если оно не получается.

 

 

 

 

65. Плохо запоминает стихотворения, правила, таблицу умножения (подчеркните нужное)

 

 

 

 

66. Трудности с устным счетом

 

 

 

 

67. Трудности с решением математических задач

 

 

 

 

68. Во время школьных занятий не старателен, безответственен

 

 

 

 

69. Не любит ходить в школу

 

 

 

 

70. Читает медленно, не может читать слитно

 

 

 

 

71. Во время чтения делает много ошибок

 

 

 

 

72. С трудом понимает прочитанное

 

 

 

 

73. Пишет медленно и неаккуратно, коряво

 

 

 

 

74. При письме (подчеркните нужное) пропускает гласные, согласные буквы, слоги, окончания, слова пишет слитно

 

 

 

 

75. При письме путается, ошибается в буквах, сходных по написанию

 

 

 

 

76. В письменных работах много грамматических ошибок

 

 

 

 

                 

 

Пожалуйста, опишите также те жалобы и нарушения у вашего ребенка, которые не были упомянуты в данной анкете _________________________________________

______________________________________________________________________



Анкета для родителей

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001

Появились у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

 

Признаки Баллы
1   2   3 4 5 6 7   8   9 10 11   12 13 14   Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий Легко отвлекается на посторонние стимулы С трудом ожидает очереди для вступления в игру Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. Во время игр беспокоен. Часто чрезмерно разговорчив. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является "мишенью". Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и др.). Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице "без оглядки")  
  Общее число баллов  

 

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.



Анкета для педагогов

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М., 2001

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки и ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствует в незначительной степени, 2 – присутствует в умеренной степени, 3 – присутствует в выраженной степени.

Признак Баллы
1 Беспокоен, извивается как уж  
2 Беспокоен, не может оставаться на одном месте  
3 Требования ребенка должны выполняться немедленно  
4 Задевает, беспокоит других детей  
5 Возбудимый, импульсивный  
6 Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени  
7 Не заканчивает работу, которую начинает  
8 Поведение ребенка требует повышенное внимание учителя  
9 Не старателен в учебе  
10 Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)  
  Общее число баллов  

 

Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Анкета для педагогов

Выявление синдрома дефицита внимания

Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М., 2005

Признаки  
1 Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок корчится, извивается  
2 Неумение сидеть спокойно на месте, когда это требуется  
3 Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы  
4 Нетерпеливость, неумение дожидаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе  
5 Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушивает их до конца  
6 Сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточным пониманием при выполнении предложенных заданий  
7 С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр  
8 Частые переходы от одного незавершенного действия к другому  
9 Неумение играть тихо  
10 Болтливость  
11 Мешает другим, пристает к окружающим  
12 Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь  
13 Частые потери ребенком вещей  
14 Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях.  
  Всего  

 

Наличие у ребенка по крайней мере восьми из перечисленных 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются, лежит в основе диагноза СДВГ.

Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы:

- признаки гиперактивности – 1, 2, 9, 10

- невнимательности – 3, 6, 8, 12, 13

- импульсивность – 4, 5, 11, 14

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: