Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2006.

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Методика предназначена для изучения самооценки дошкольника и измеряет уровень ее адекватности.

Диагностика проводится индивидуально.

Процедур диагностики. Ребенку показывают лист бумаги с нарисованной на нем лесенкой с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних ступеньках будут хорошие дети: умные, добрые, послушные – чем выше, тем лучше (показать: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображение мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того, как ребенок сделал пометку, его спрашивают: «Ты на самом деле такой или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким ты хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама (воспитательница, папа)».

Используют стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «смелый – трусливый» и т.д.

В процессе обследования нужно учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему нужно задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.


Качественный анализ результатов.

Наиболее характерные особенности выполнения задания дошкольниками с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой

Способ выполнения задания Тип самооценки
1 Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2 После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свои действия, называет свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него причинами; считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3 Обдумывая задание, ставит себя на 2 или 3 ступеньку; объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения; считает, что оценка взрослого такая же. Адекватная самооценка
4 Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет или ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказывается выполнять задание, на все вопросы отвечает: «Не знаю». Заниженная самооценка

 

 


Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) *

Фамилия, Имя ___________________________________________ Группа __________

Возраст _______________________ Дата проведения ____________________________

 

 

 


Проба на реципрокную координацию (А.Р. Лурия).

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб., 2008.

Проба на реципрокную координациюнаправлена на выявление сформированности механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия, координации движений. Данная проба проводится с 4 лет, она понятна детям, проводится очень быстро, в игровой форме.

Ход выполнения: исследователь кладет на стол обе кисти, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположения рук на столе, обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 5 лет после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.

Критерии балловых оценок:
0 баллов – плавные двуручные движения.
0,5 баллов – замедленное вхождение в задание, или неполное сжимание и распрямление ладони, или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов)
1 балл – несколько указанных выше симптомов одновременно.
1,5 балл – отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку.
2 балла – отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.
3 балла – невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление).


Проба на реципрокную координацию *

(Ладонь – кулак)

Фамилия, имя ________________________________________ Возраст __________________

Дата обследования ___________________________

Балл Проба Выполнение
0 Плавные двуручные движения  
0,5   Один из симптомом - Замедленное вхождение в задание  - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное, напряженное, но координированное выполнение  
1 Несколько симптомов одновременно - Замедленное вхождение в задание  - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное, напряженное, но координированное выполнение  
1,5 Отставание одной руки или поочередное выполнение с координацией после указания на ошибку  
2 Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной координацией после указания на ошибку  
3 Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление)  

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: