Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.
Методика состоит из двух основных разделов.
Раздел 1. Задания на ходьбу по линии и удерживание равновесия.
Раздел 2. Задания на чередование движений конечностей.
Результаты выполнения оцениваются в баллах. Во время обследования в таблицах отмечаются оценки за выполнение каждого задания, затем эти оценки суммируются. Рассчитывают три оценки: за выполнение заданий раздела 1, заданий раздела 2 и общая оценка. Кроме того, в разделе 2 регистрируется время выполнения 20 последовательных движений.
Задания на ходьбу по линии и на удержание равновесия
Для проведения необходима четко обозначенная на полу линия шириной 5 см и длиной 2,5 – 3 м. Ребенок должен быть в легкой обуви с мягкой подошвой или без обуви в носках. Сначала ребенку дается первая попытка для тренировки; оценка ставится по результатам второй попытки при выполнении 10 шагов. Шаги не должны быть слишком большими. Фиксируются избыточные движения (вспомогательные, балансирующие движения руками) и число ошибок (отступлений от линии). В 1 и 2 пробах ошибкой считается также опора на всю подошвенную поверхность стопы, в 3 и 4 – промежуток между пяткой и носком. За избыточные движения и каждую ошибку начисляется по 1 баллу.
|
|
№ | Задание | Избыточные движения: 0 баллов – нет 1 балл - есть | Оценка в баллах (число ошибок) |
1 | Ходьба на носках, руки опущены вниз | 0 1 | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
2 | Ходьба на пятках, руки опущены вниз | 0 1 | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
3 | Ходьба приставными шагами вперед. Пятка ставится к носку, руки разведены в стороны | 0 1 | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
4 | Ходьба приставными шагами назад (спиной), носок ставится к пятке, руки разведены в стороны | 0 1 | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
В заданных позах необходимо удерживать равновесие в течении 20 с (время фиксируется секундомером). В зависимости от времени, на протяжении которого ребенок способен удерживать равновесие, в правом столбце выставляется соответствующая оценка (в баллах):
0 баллов – 20 и более секунд;
1 балл – от 15 до 19 секунд;
2 балла – от 10 до 14 секунд;
3 балла – от 0 до 9 секунд.
В столбце «избыточные движения» фиксируются вспомогательные установки рук, тенденция к падению, за наличие которых начисляется по 1 баллу.
№ | Задание | Избыточные движения 0 баллов – нет 1 балл - есть | Оценка в баллах | |||
20 с | 19-15 с | 14-10 с | 9-0 с | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |||
1 | Проба Ромберга (ступни ставятся рядом, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены): а) вспомогательные установки рук; б) тенденция к падению | 0 1 | ||||
2 | Усложненная проба Ромберга (пятка приставлена к носку, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению | 0 1 | ||||
3 | Стояние на правой ноге (руки опущены вниз, левая нога поднята и согнута в колене): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению | 0 1 | ||||
4 | Стояние на левой ноге (руки опущены вниз, правая нога поднята и согнута в колене): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению | 0 1 |
|
|
Задания на чередование движений конечностей
Ребенок и исследователь сидят на стульях напротив друг друга. Высота стула для ребенка должна быть подобрана в соответствии с его ростом, так чтобы его ступни касались пола своей поверхностью. Каждая серия движений сначала показывается ребенку, а затем воспроизводится им для тренировки. Ребенку объясняют, что он должен ритмично повторять движение много раз и делать это так быстро, как только возможно. Оцениваются время (с помощью секундомера) и качество выполнения 20 последовательных движений. Отмечается наличие синкинезий (одновременных лишних движений), гиперметрии (избыточности движений по амплитуде) и дизритмии (нарушений ритма при повторении движений):
0 баллов – нет
1 балл – есть.
Виды синкинезий: сопутствующие движения головой и других конечностей, орофациальные – сокращения мышц лица (мимических) и мышц вокруг рта, зеркальные – аналогичные движения в противоположной конечности.
№ | Задание | Время выполнения в секундах | Движения головы, конечностей | Орофациальные | Зеркальные | Гипермертрия движений | Дизритмия движений |
1 | Постукивание носком стопы о пол: справа слева | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | |
2 | Хлопки ладонью по колену: справа слева | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | |
3 | Удары указательным пальцем о большой палец: справа слева | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | |
4 | Последовательные удары 2 – 5-го пальцев о большой палец справа слева | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 | 0 1 |
Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых мальчиков, М ± σ
(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)
Исследованные показатели | 5-6 лет, n = 19 | 7-8 лет, n = 34 | 9-10 лет n = 28 | 11-12 лет n = 42 | 13-14 лет n = 46 |
Оценка (в баллах) | |||||
Общая сумма баллов | 26,6±4,6 | 16,4±0,1 | 10,0±6,0 | 9,9±4,6 | 8,0±4,0 |
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие | 11,3±4,9 | 5,8±3,1 | 3,5±2,7 | 4,1±2,3 | 2,6±1,9 |
Раздел 2. Задание на чередование движений | 15,7±5,3 | 10,6±5,0 | 6,7±5,6 | 6,0±3,1 | 5,4±3,3 |
Время выполнения 20 последовательных движений (в сек) | |||||
Постукивания носком стопы справа слева | 9,5±2,4 9,2±2,0 | 8,0±2,0 8,3±2,2 | 6,9±1,5 6,9±1,2 | 6,5±1,5 6,9±1,8 | 6,2±1,5 6,2±1,7 |
Хлопки ладонью по колену справа слева | 7,3±1,4 7,3±1,1 | 7,3±2,0 7,0±2,1 | 5,3±1,5 5,2±1,7 | 6,1±1,5 6,3±1,7 | 6,0±1,5 6,0±1,6 |
Удары указательного пальца о большой палец справа слева | 8,1±1,3 8,1±1,4 | 7,5±1,5 7,4±1,8 | 6,5±1,4 6,3±1,7 | 6,3±1,4 6,4±2,1 | 5,8±1,4 5,7±1,5 |
Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец справа слева | 15,4±4,0 16,3±4,4 | 14,0±2,8 13,9±3,4 | 11,9±3,0 11,3±3,5 | 8,4±1,8 7,7±2,1 | 7,4±2,0 7,1±2,3 |
Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых девочек, М ± σ
(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)
Исследованные показатели | 5-6 лет, n = 25 | 7-8 лет, n = 28 | 9-10 лет n = 20 | 11-12 лет n = 42 | 13-14 лет n = 47 |
Оценка (в баллах) | |||||
Общая сумма баллов | 22,7±8,9 | 14,2±6,0 | 9,1±5,5 | 7,6±4,1 | 7,6±4,1 |
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие | 10,3±7,1 | 5,1±4,4 | 4,2±3,1 | 3,6±2,3 | 2,7±2,2 |
Раздел 2. Задание на чередование движений | 12,4±5,3 | 9,0±4,1 | 4,9±3,8 | 4,0±2,9 | 3,6±2,5 |
Время выполнения 20 последовательных движений (в сек) | |||||
Постукивания носком стопы справа слева | 8,9±2,8 8,7±2,6 | 8,0±2,0 7,5±1,1 | 6,9±1,5 6,5±1,3 | 6,5±1,5 6,8±1,6 | 6,2±1,5 6,0±1,6 |
Хлопки ладонью по колену справа слева | 7,2±1,2 7,0±1,1 | 6,5±1,4 6,4±1,5 | 5,8±1,6 5,5±1,5 | 6,4±1,7 6,6±1,8 | 5,9±1,6 6,1±1,8 |
Удары указательного пальца о большой палец справа слева | 7,9±1,7 7,6±1,7 | 7,7±1,6 7,7±1,8 | 6,0±1,8 6,1±1,6 | 6,6±1,4 6,3±1,5 | 6,2±1,3 5,9±1,4 |
Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец справа слева | 15,2±3,3 15,4±3,8 | 12,9±2,9 12,6±3,4 | 9,3±3,2 9,0±3,3 | 7,8±1,5 7,6±1,8 | 7,0±1,5 6,6±1,4 |
|
|