Концепции современной экономики

ЛЕКЦИЯ 1.2. Современные тенденции менеджмента в условиях новой экономики.       

ПЛАН.

 

1. Постиндустриальное общество, его характеристики. «Новая экономика», ее характеристики и влияние на современный менеджмент. Формирование «новой экономики» как результат развития новых знаний.

2. Особенности развития организаций в условиях «новой экономики». Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте.

3. Кастомизация и тейлоризация современного менеджмента. Виртуализация современного менеджмента, примеры внедрения в организациях.

4. Глобализация современного менеджмента. Ключевые аспекты современного менеджмента.

 

 

Вопрос. Постиндустриальное общество, его характеристики. «Новая экономика», ее характеристики и влияние на современный менеджмент. Формирование «новой экономики» как результат развития новых знаний.

Впервые термин "постиндустриальное общество" был использован американским социологом Дэвидом Рисменом (1909–2002) в его работе "Досуг и труд в постиндустриальном обществе", опубликованной в 1958 г. Основоположниками концепции постиндустриального общества являются Дэниэл Белл (1919–2011) и Элвин Тоффлер (род. 1928).

В трактовке Д. Белла постиндустриальное общество представляет собой общество, в котором на первое место выдвигается сфера нематериального производства, в котором происходят серьезные сдвиги: в экономике – сдвиг от обрабатывающих отраслей к сфере услуг, в технологии ведущую роль начинают играть основанные на науке отрасли промышленности.

Д. Белл подчеркивал, что в постиндустриальном обществе изменяется характер социальной структуры, возникают новые сетевые структуры и осуществляется переход "от товаропроизводящего общества к информационному обществу, или обществу знаний".

В постиндустриальном обществе социальные отношения основываются на знаниях. "Что является отличием постиндустриального общества, – писал Белл, – это изменение в характере собственно знаний. Что стало решающим фактором для организации решений и направления изменений – это централизация теоретических знаний, первенство теории над практикой".

Д. Белл ассоциировал постиндустриальное общество с обществом знаний: "Совершенно очевидно, что постиндустриальное общество представляет собой общество знания в двояком смысле:

во-первых, источником инноваций во все большей мере становятся исследования и разработки (более того, возникают новые отношения между наукой и технологией ввиду центрального места теоретического знания);

во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВНП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания".

Отечественные экономисты, рассматривая современное постиндустриальное общество, отмечают следующие его особенности:

• в структуре производства стали преобладать информационные ресурсы, поэтому не возникает присущая традиционной экономике проблема распределения ограниченных ресурсов;

• в экономике все в большем количестве производятся высокотехнологичные товары и услуги, вследствие чего снижается зависимость производства от стран – производителей промышленной продукции;

• основным фактором экономического роста становится реализация людьми своего интеллектуального потенциала, а наиболее прибыльными инвестициями – инвестиции в человеческий капитал.

Концепции современной экономики

Термин "постиндустриальная экономика" применяется для обозначения общества, пришедшего на смену индустриальному.

Нынешний этап развития экономики ученые называют по-разному – "новой экономикой", "информационной экономикой", "инновационной экономикой", "нано-экономикой", " е -экономикой", "сетевой экономикой", "экономикой, основанной на знаниях".

Новая экономика.

Сторонники данной концепции под "новой экономикой" понимают "экономику новых высокотехнологичных отраслей, или, более широко, – такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к существенному изменению отдельных макроэкономических параметров".

Предпосылками перехода к новой экономике выступили четыре фактора: либерализация рынков, усиление мобильности капитала, глобализация рынков, появление цифрового пространства как единой коммуникационной сети[5].

По мнению доктора экономических наук E. Н. Геворкян, содержание, вкладываемое разными авторами в понятие "новая экономика", далеко не однозначное.

Одни авторы отождествляют "новую экономику" с постиндустриальной экономикой.

Другие ученые считают, что "новая экономика" отличается лишь новыми элементами, к которым относят комплекс наукоемких отраслей, связанных с производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, масштабное распространение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных секторах экономики.

Третья группа исследователей дает расширительную трактовку "новой экономике", увязывая ее с качественно новыми особенностями роста всей экономики.

Четвертая группа экономистов полагает, что "новая экономика" – это особый экономический строй, который базируется на трансформации знаний в финансовые и управленческие инновации, а также на особых видах глобальных рент (интеллектуальной и финансовой) и хозяйственных сетях для реализации этих рент[6].

Однако, с точки зрения отдельных авторов, не имеет смысла отдельно выделять понятие "новая экономика", поскольку оно практически полностью вписывается в содержание современной "постиндустриальной экономики".

Информационная экономика. Данное понятие уходит своими корнями в исследования ряда западных экономистов (3. Бжезинский, О. Тоффлер, Д. Белл, И. Масуда, В. Мартин и др.), которые в своих работах 1970–1980 гг. стали отмечать все возрастающую роль информации и знаний в производстве товаров и услуг. Это дало им основание ввести понятие "информационное общество".

В частности, американский экономист В. Мартин определил ряд признаков информационного общества, согласно которым информационное общество – это общество, "в котором качество жизни, так же и возможности социальных изменений и экономического развития, все в большей степени зависят от информации и ее использования"[7].

И. Масуда считал, что информационное общество – это общество, в котором основой являются информационные ценности в большей степени, чем материальные ценности, и экономика которого оценивает капитал знаний выше, чем вещественный капитал[8].

По мнению другого западного экономиста М. Кастельса (род. 1942), информационную экономику можно также называть и глобальной экономикой. " Информационная – так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию... Глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технологии, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов"[9].

Экономика, основанная на знаниях. Переход к "экономике, основанной на знаниях" связывают с теми преобразованиями, которые имеют место в связи с радикальной трансформацией способов генерирования и передачи знаний. А это, в свою очередь, обусловлено третьей волной научно-технической революции.

Западные специалисты, например П. Друкер (1909–2005), М. Веггеман, считали, что почва, на которой выросла экономика знаний, была подготовлена тремя революциями: прежде всего промышленной революцией (1750–1880), когда знания были использованы для производства товаров и услуг, "производственной революцией" (1880–1945), когда знания применялись для совершенствования производственных процессов и роста производительности труда; третьей революцией эти авторы называют "управленческую революцию (1945–настоящее время), когда организации используют знания для "совершенствования знаний"[10].

Широкая трактовка экономики знаний принадлежит Ф. Махлупу, который в предмет экономики знаний включает не только анализ информационного сектора, производства новых знаний, механизма приобретения и передачи навыков и умения, но и изучение теоретических проблем выбора и принятия решений в условиях неопределенности и неполной информации [11].

В узком смысле экономика знаний не включает проблем экономического выбора в условиях неопределенности и неполной информации, а концентрируется исключительно на производстве, приобретении, распространении знаний, а также компетенциях и способностях к обучению.

Экономика знаний отличается от предыдущего этапа развития прежде всего тем, что в производстве ВВП превалирует доля сферы услуг. Так, в США удельный вес сектора услуг в производстве ВВП составляет около 80%[12], а в России – свыше 50%[13]. Вклад нематериальных активов в рыночную стоимость американских фирм составляет более 70%[14]. Все это свидетельствует о том, что интеллектуальные, неосязаемые активы предопределяют экономический рост.

В последнее время уделяется значительное внимание формированию концепции экономики знаний и разработке количественных показателей, позволяющих оценить уровень развития экономики знаний в той или иной стране. В частности, большой объем исследований по данной проблеме проводится под эгидой Всемирного банка.

Как подчеркивается в исследовании Всемирного банка, экономика знаний – это экономика, "в которой знания приобретаются, генерируются, распространяются, чтобы повысить экономическое развитие"[15].

Экономика знаний базируется на четырех "столпах" – основных направлениях экономического развития: системе образования, информационной и телекоммуникационной инфраструктуре, эффективной системе инноваций и институциональном режиме[16].

Специалистами Всемирного банка был предложен так называемый индекс экономики знаний (KEI)условный показатель, на основании которого можно не только установить уровень экономики знаний в определенной стране, но и выявить тенденцию развития такой экономики.

Методика расчета индекса KEI основана на оценке 148 параметров по 146 странам, при этом для каждого из указанных выше направлений рассчитываются отдельные промежуточные индексы.

Например, индекс системы образования рассчитывается на основании учета следующих показателей: уровень грамотности среди взрослого населения, степень профессиональной подготовки сотрудников, качество образования в области естественных наук и математики, доступ к Интернету в учебных заведениях, государственные расходы на образование в процентах от ВВП, работники с профессионально-техническим образованием как процент от рабочей силы, количество поступивших в вузы.

При расчете индекса ИКТ учитываются следующие показатели: расходы на ИКТ в процентах от ВВП, уровень использования Интернета в бизнесе, наличие электронных государственных услуг, стоимость услуг Интернета, количество пользователей Интернета на 1000 человек, количество телефонов на 1000 человек, количество компьютеров на 1000 человек, численность домохозяйств, имеющих телевизор, уровень международного обмена по сети Интернет.

Индекс системы образования, индекс инноваций и индекс ИКТ объединяют в отдельный "индекс знаний" (KI). Объединение "индекса знаний" KI с отдельно рассчитываемым "индексом экономического и институционального режима" и образует индекс KEI. Математическая обработка полученных данных предполагает их нормализацию, в результате чего значения индекса изменяются в диапазоне от 0 (низшая величина) до 10 (высшая оценка).

Индекс KEI позволяет учесть динамику развития экономики знаний в отдельной стране путем сравнения величин индекса за различные годы. Данные о значениях индекса KEI и индекса KI в 2012 г. по ведущим странам мира приведены в табл. 1[17].

Таблица 1 Индексы KEI и ΚΙ

Место в рейтинге Изменение рейтинга за последний год Страна KEI KI Режим благоприятствования экономическому развитию Инновации Образование ИКТ
1 = Швеция 9,43 9,38 9,58 9,74 8,92 9,49
2 +6 Финляндия 9,33 9,22 9,65 9,66 8,77 9,22
3 = Дания 9,16 9,00 9,63 9,49 8,63 8,88
12 -8 США 8,77 8,89 8,41 9,46 8,70 8,51
55 +9 Россия 5,78 6,96 2,23 6,93 6,79 7,16
84 +7 Китай 4,37 4,57 3,79 5,99 3,93 3,79

 

 

Безусловно, возникает вопрос о взаимосвязи величин индекса ΚΕΙ с уровнем развития экономики отдельной страны. Как показывают исследования Всемирного банка, существует значительная корреляция между значениями индекса ΚΕΙ и величиной ВВП на душу населения: коэффициент R = 0,67. Тем не менее, эта довольно высокая корреляция не объясняет причинную связь между уровнем индекса ΚΕΙ и уровнем развития экономики – высокая величина индекса ΚΕΙ не в каждой стране сопровождается высоким уровнем ВВП (в расчете на душу населения). Например, такие страны, как Австралия и Германия, в 2012 г. имели сравнимые величины индекса ΚΕΙ (8,88 в Австралии и 9,00 в Германии). Однако при этом показатель ВВП на душу населения в Автралии составил 48 800 долл., тогда как в Германии он равнялся 37 900 долл.

Тем не менее, исследователями Всемирного банка было установлено, что более высокий уровень индекса ΚΕΙ свидетельствует о потенциально более высоких темпах экономического развития (при прочих равных условиях). Так, повышение величины индекса ΚΕΙ на один пункт эквивалентно повышению рейтинга страны на 13 пунктов или росту темпов экономического развития на 0,46%[18].

Если проанализировать различные признаки и особенности экономики знаний, выявленные как западными, так и отечественными экономистами, то можно сказать, что экономике знаний присущи специфические черты.

1. Происходят существенные структурные изменения в экономике, выражающиеся в сдвиге в сторону сферы услуг. Так, в настоящее время доля сектора услуг в ВВП США составляет около 80%, а в России – превышает 50%.

2. Главным экономическим ресурсом становятся информация и знания, т.е. интеллектуальные ресурсы.

3. Изменились функции знаний. В современной экономике знания могут "выступать как непосредственный продукт производства, как предмет непосредственного конечного потребления, как производственный ресурс, как предмет и средство распределения и/или рыночных трансакций, как средство тезаврации, как орудие или инструмент управления, как средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов"[19].

4. Отмечается рост трансакционных издержек (затрат на поиск информации, изучение конъюнктуры рынка, рекламу, защиту прав собственности и т.п.).

5. Видоизменяются условия достижения конкурентных преимуществ: конкурентоспособными становятся те контрагенты, которые рационально и эффективно используют свои интеллектуальные ресурсы (выпускают принципиально новую продукцию, совершенствуют свои бизнес-процессы, производительно направляют информационные и интеллектуальные потоки, вырабатывают стратегию на удовлетворение индивидуальных запросов потребителей, осуществляют своевременную передачу и управление знаниями).

6. Наблюдается рост наукоемкости товаров и услуг.

7. Увеличиваются затраты на интеллектуально емкие товары и услуги (на финансовые услуги, развлечения, спорт, отдых, персональные компьютеры, мобильные средства связи, цифровую бытовую технику и т.п.).

8. Повышается доля наукоемких товаров в международном обмене.

9. Изменяется структура рынка труда: наблюдается формирование и рост кластера "интеллектуальных работников" (knowledge workers), виртуальных форм организации труда, расширение аутсорсинга.

10. Возникают новые формы организации экономической деятельности (электронная торговля) и новые инструменты (электронные деньги, электронная подпись).

11. Происходит трансформация отдельных экономических законов (снижения предельного продукта, роста предельных издержек).

12. Повышается доля инновационной составляющей в производстве товаров и услуг (увеличивается численность научно- исследовательского персонала, масштабы инвестиций в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), степень защиты интеллектуальной собственности, удельный вес научных работ, выполняемых вузовским сектором, объем и темп производства высокотехнологичной продукции).

13. Происходит крупномасштабное проникновение ИКТ во все сферы деятельности.

Нарастающие проблемы в условиях глобализации детерминируют переход к формированию нового этапа в развитии экономических отношений – Smart (интеллектуальной) экономике, которая в целом абсорбирует указанные выше основные свойства экономики знаний. Однако отличительными особенностями интеллектуальной экономики является формирование инновационной экосистемы, внедрение новейших технологий и Smart-сетей во все сектора экономики, создание и обеспечение продуктивной бизнес-среды для повышения степени инновационности, оптимального использования природно-, энерго- и материальносберегающих технологий, обеспечение социальной стабильности, развитие "зеленой экономики"[20].

Для интеллектуальной экономики характерны:

• интеллектуализация производства (рост научно-исследовательских разработок с последующим их внедрением в производство на инновационной основе, развитие интеллектуального потенциала индивида и предприятий);

• институционализация (усиление роли государства в области защиты прав интеллектуальной собственности, стимулирования природоохранной деятельности);

• экологизация производства и общества (реализация эколого- экономических интересов, обеспечение целостности природных систем, защита окружающей среды, ее воспроизводство и рациональное природопользование, совершенствование экологической инфраструктуры, повышение уровня экологической культуры населения);

• социализация производства и общества (достижение общего благосостояния и коллективной безопасности во все более взаимозависимом мире, движение к общечеловеческим ценностям, социально ориентированная координация действий, формирование совокупности новых социокультурных и экономических ценностей).

Итак, переход от одного системного уровня к другому вызывает качественное изменение всей экономической системы, при этом видоизменяются ее функции, направленность и вектор развития, культурные ценности, основы воспроизводственного процесса. Здесь речь идет не просто об адаптации элементов системы к изменяющимся условиями, а о радикальных преобразованиях системообразующих компонент, обеспечивающих движение на новый диалектический уровень.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Bell D. The Coming Post-Industrial Society. N.-Y., 1973. P. 20.

[2] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: 1999. С. 288.

[3] См., например: Иноземцев В. Л. Пределы "догоняющего развития". М.: 2000. С. 74-75.

[4] Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность // МЭиМО. 2008. №3. С. 16.

[5] Там же.

[6] См.: Геворкян E. H. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: Маркет ДС, 2005. С. 34.

[7] Martin W.J. The Global Information Society. Aldershot – Aslieb Gower, Broofield, 1995. P. 3.

[8] Masuda M. The Information Society as Post-Industrial Society. Wash. DC, 1981. P. 171.

[9] Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: 2000. С. 81.

[10] Andriessen D. Making Sense oflntellectual Capital. N.-Y.: Elsevier, 2004. P. 4.

[11] Cm.: Forey D. Economics of Knowledge. L.: The MIT Press, 2004. P. 2.

[12] Economic Report of the President. 2011. Table B-12. URL: kaig.ru/ftame5.pdf

[13] Валовой внутренний продукт // в кн.: Российские реформы в цифрах и фактах. URL: kaivg.narod.ru/gdp.pdf

[14] Andriessen D. Op. cit. P. 13.

[15] Building Knowledge Economies. World Bank. Wash. DC, 2007. P. 23.

[16] Ibid. P. 27.

[17] Basic Scorecard – Charts. URL: info.worldbank.org/etools/kam2/kam page2.asp?

[18] См.: Building Knowledge Economies. Р. 33.

[19] Клейнер Г. Б., Макаров В. Л. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007. С. 34-35.

[20] См. подробнее: Россия на пути к Smart-обществу: монография / под ред. Н. В. Тихомировой, В. П. Тихомирова. Μ.: НП "Центр развития современных образовательных технологий", 2012.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow