В настоящее время каждая организация испытывает ощутимое воздействие динамично меняющейся внешней среды. Это воздействие может носить различный характер:
- конкуренты начали производить ту же самую услугу по новой технологии с меньшими издержками;
- появилась новая замещающая услуга, обеспечивающая у потребителя больший спрос;
- изменился курс валют;
- инфляция обесценила всю полученную прибыль;
- учетная ставка процента внезапно повысилась и т. д.
В таких условиях необходимо средствами управления обеспечить гибкость организации, ее эффективную адаптивность, т. е. приспособляемость управления.
Новые подходы к управлению организации переносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, на коммуникации, на маркетинг, на развитие интеллектуального капитала. Адаптивность стала жизненно важным и необходимым свойством любой организации.
На эффективность современного производства в значительной мере влияет плотность потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, изменяется их менеджмент.
|
|
Менеджмент становится все в большей мере инновационным, он ориентируется на управление нововведениями, а также на собственное саморазвитие: каждый год возникают и распространяются новые подходы, новые технологии менеджмента, в то время как старые частично забываются, а частично становятся обшей рутинной практикой.
Еще одно фундаментальное изменение современного мира — становление и развитие экономики, основанной на знаниях.
Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания.
В эпоху индустриального развития продукция создается из сырья, комплектующих и энергии под воздействием труда работников, и именно этими составляющими определяется вновь созданная стоимость.
Сегодня стоимость возникает не только и не столько из физических ресурсов, сколько из интеллектуальных ресурсов, из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в качественно новой мотивации, в новых отношениях между всеми участниками производственных и экономических процессов.
XXI в. интеллектуальный потенциал, знания становятся доминирующим фактором достижения социально-экономических результатов.