Форматы документов в ЭУМК
ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс.
Назначение и область применения
Настоящее положение определяет основные понятия, касающиеся электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК). Также документ определяет структуру и способы представления ЭУМК для размещения в Системе дистанционного обучения (далее – СДО) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (далее – УрГПУ) и устанавливает порядок и правила использования ЭУМК. Настоящий документ предназначен для профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала УрГПУ и должен использоваться при планировании и разработке ЭУМК, а также организации учебного процесса, осуществляемого с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Структура и описание ЭУМК
– учебный план, рабочая программа дисциплины;
– учебник, учебные пособия, курс лекций, конспекты лекций;
– сборник упражнений, сборник задач, сборник иностранных текстов, сборник описаний лабораторных работ, сборник планов семинарских занятий, сборник контрольных или тестовых заданий и т.п.;
– методические указания по изучению курса, по выполнению контрольных, расчетно-графических, курсовых и дипломных проектов (работ);
– словари, справочники, альбомы, атласы, комплекты плакатов, фильмы, слайды и т.п.
Набор структурных элементов ЭУМК утверждается на заседании кафедры.
Примерный состав ЭУМК «Рабочая программа дисциплины»:
Рабочая программа дисциплины формируется на основе ФГОС ВО, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, а также в соответствии с локальными нормативными актами, утвержденными в УрГПУ.
Теоретический материал (электронный учебник или электронное учебное пособие и/или электронная хрестоматия и/или электронный курс лекций).
При разработке дидактических материалов для электронного обучения, необходимо руководствоваться следующим:
- Учебные издания по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации.
- При построении структуры учебного издания целесообразно использовать модульный принцип.
- Должны быть приведены подробные инструкции (рекомендации) для студентов по изучению материала и организации самостоятельной работы.
- Обязательными элементами должны быть контрольные задания, глоссарий, вопросы для самоконтроля, тренировочные задания.
Примерная структура электронного учебного издания по дисциплине:
- Вводная часть (предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
- Учебная программа по дисциплине (курсу).
- Цель и задачи изучения дисциплины.
- Методические указания по самостоятельному изучению курса.
- Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
- Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).
- Итоговый тест.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- Тематика для небольших научно-исследовательских работ.
- Словарь терминов.
- Список сокращений.
- Список литературы (основной, дополнительной).
Формат SCORM
SCORM – это международный стандарт для создания электронного курса. Если ваш курс опубликован в SCORM, можете быть уверены – его «поймет» почти любая система дистанционного обучения (СДО).
Стандарты важны везде. Возьмем, к примеру, киноиндустрию. Купив фильм на DVD-диске, вы уверены, что запустите его в любом плеере: Toshiba или Panasonic – неважно. Все потому, что DVD – это стандарт, благодаря которому, киностудиям не надо штамповать диски для каждой марки проигрывателя отдельно.
Нечто подобное до «нулевых» происходило в электронном обучении – курсы разрабатывали под конкретные платформы. Потому электронный урок для одной системы не работал в другой. И если бы вуз поменял СДО, то потерял бы всю коллекцию курсов, а также десятки тысяч долларов, потраченных на их разработку. В 2001-ом появился SCORM и навел порядок на рынке дистанционного обучения.
По сути, SCORM – это свод технических правил. В нем рассказано, как сделать курс, который заработает на любой платформе: подробно описана структура электронного урока, принципы его взаимодействия с системой обучения.
![]() |

Наконец, разработчики курсов начали действовать по единому стандарту. Весь учебный материал теперь паковали в SCORM-пакет – zip-архив, внутри которого файлы расположены в определенной иерархии. Открыть SCORM-пакет в СДО так же просто, как запустить диск на DVD-плеере.
Конечно, создать архив с картинками, видео и текстом – всем, что нужно для электронного курса – можно было и до SCORM. Но такой архив не открылся бы в системе обучения. Чтобы курс заработал в СДО, важно правильно упорядочить файлы, написать код их взаимодействия. А для этого нужны технические знания и понимания правил SCORM.
Плюсы SCORM
Совместимость. Курс в формате SCORM «поймет» почти любая система дистанционного обучения.
Сохранение прогресса. Ученику вовсе не обязательно проходить весь урок сразу. Сделать это можно поэтапно. Позанимался полчаса – отдохнул 10 минут – продолжил занятие с того места, на котором остановился. Весь прогресс сохраняется. Это также удобно, если система дала сбои, и курс случайно закрылся.
Обратная связь. Вы сможете оценить успеваемость ученика. Когда Ваня Петров пройдет весь электронный урок, в системе обучения покажут, сколько баллов он набрал, или отобразится статус «курс завершен».
Четкая структура курса. Вы можете выстроить четкую структуру курса и задать правила перехода по разделам. Например, Костя Иночкин сперва должен изучить лекцию, затем прослушать видеоурок, и только тогда он сможет перейти к проверочному тесту.
![]() |
Модульность. Учебный материал в SCORM-курсе состоит из отдельных блоков – модулей. Каждый модуль через СДО можно использовать в любом другом курсе.
Как создать SCORM-курс из презентации
Понадобится всего пара минут, чтобы превратить обычную презентацию в профессиональный обучающий курс:
1. Установите пробную версию iSpring Suite.
2. Откройте PowerPoint-презентацию, которую хотите преобразовать в курс.
3. Нажмите Публикация на панели инструментов iSpring.
![]() |

4. Выберите вкладку СДО слева. (Опция публикации в СДО хорошо подходит для сторонних систем, например, Moodle или Blackboard. Если вместе с редактором курсов iSpring вы используете СДО iSpring, выберите соответствующую вкладку (iSpring Learn) слева в окне публикации).
5. Введите название курса.
6. На вкладке Главная установите опцию Создать ZIP-архив, поскольку большинство СДО принимают учебные курсы в запакованном виде.
![]() |

7. Выберите вкладку Учебный курс вверху справа, чтобы перейти к настройке параметров оценивания учебного курса.
8. В соответствии с моделью (стандартом), который поддерживает ваша СДО, выберите из выпадающего списка Тип учебного курса:
![]() |

9. Настройте параметры курса.
10. Нажмите кнопку Опубликовать. При публикации курса iSpring сохранит все эффекты PowerPoint: SmartArt-фигуры, триггер-анимацию, гиперссылки и др.