Одно из ведущих мест в деятельности предпринимателей как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования предпринимательской организации занимает разработка плана мероприятий по созданию собственного дела с указанием конкретных функций (задач), которые необходимо выполнить к определенному сроку, а затем — краткосрочных и долгосрочных планов развития, чтобы добиться поставленной цели. Основную роль в процессе бизнес-планирования, как правило, играют разработка и реализация бизнес-плана предпринимательского проекта, бизнес-плана развития организации.
Бизнес-планирование на нынешнем этапе развития экономики имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития организации:
• при планировании своей деятельности предприниматели прежде всего должны учитывать такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования;
• относительная незащищенность предпринимателей от внешней среды, зачастую весьма агрессивной, требует от предпринимателей при разработке бизнес-планов более обоснованно учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности;
• при разработке бизнес-плана необходимо учитывать все внешние факторы и определять их влияние на все разделы бизнес- плана количественно;
• российские предприниматели должны уметь сами рассчитывать количественные параметры всех разделов бизнес-плана, учитывать конкурентные возможности партнеров;
• российским предпринимателям не следует завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость принятия решений органов государственной власти.
Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план — это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать денежные средства (капитал) в этот проект и принесет ли доход (прибыль) его реализация?» Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.
Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). Вместе с тем бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, характеризующая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана зависит от цели (проекта), но главное — он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности, в результате реализации которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3—5 лет, но на первый год он должен быть конкретным плановым документом.
Производственная программа предприятия отражает определённый объем и ассортимент продукции соответствующего качества, спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.
Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Производственная программа предприятия формируется сегодня на основании маркетинговых исследований.
Маркетинг - это система различных видов деятельности предприятия, связанных между собой и охватывающих планирование, продажу, доставку товаров и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.
Маркетинг пронизывает всю деятельность предприятия. Он начинается с воплощения желаний потребителя в конкретной продукции и организации её производства, по завершении которого продукция выносится на рынок, таким расчетом, чтобы привлечь устойчивое внимание к ней потребителя, для чего организуется хороший сервис и гарантируется программное обслуживание.
Стратегия маркетинга предусматривает долгосрочные взаимодействия с партнерами и противодействие конкурентами на различных товарных рынках. Формирование маркетинговой стратегии требует разработки соответствующих планов (или программ).
Программа (план) маркетинга это оценочная характеристика тех средств, которые планируется использовать в производстве в течение определенного периода, для получения ожидаемых результатов.
При выборе товарного рынка учитываются следующие данные:
* географическое размещение предполагаемых клиентов;
* определение спроса на производимый вид товара;
* прогноз выбора товара различными торговцами,
* общая потребность клиентов в данном товаре;
* временные "пики" закупки товара;
* социальный, экономический и демографический портрет покупателей.
Предприятие, организация проводит маркетинговое исследование в двух направлениях: поиск сегмента рынка для определенного к производству спортивного товара и оценка возможности его выпуска.
Ориентирование на рыночный спрос предполагает решение следующих вопросов:
* ассортимент спортивных товаров, которые предприятие может произвести и реализовать с прибылью;
* конкретные ситуации при реализации спортивного товара;
* объём потребности рынка в тех или иных товарах;
* объём ресурсов, необходимый для производства (продажи) соответствующего спортивного товара.
Задача.
Предприятие за год изготовило 125 тысяч изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 рублей за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия 58 рублей.
125000 * (58 – 35) = 2875000
Ответ: Прибыль предприятия за год 2875000 руб.