Наиболее распространенной является классификация стилей руководства, предложенная немецким психологом Куртом Левином. Уже в 1930-е гг. он предложил выделять три основных стиля руководства – авторитарный, либеральный и демократический.
Факторы стиля руководства
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
- Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Коммуникации в управлении: природа коммуникаций, процесс коммуникаций, способы и виды передачи информации.
|
|
Коммуникации — это обмен информацией между двумя людьми и более. Информация служит средством (орудием) труда, а коммуникация связующим процессом управления (наряду с управленческими решениями), поскольку связывает функции планирования, организации, мотивации и контроля.
При этом выделяют три основные коммуникативные формы:
1) монологическую – высказывания без ориентации на собеседника;
2) диалогическую – субъекты взаимно активны;
3) полилогическую – многостороннее общение, иногда носящее характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой[1].
Для того, чтобы происходил процесс обмена информацией, необходимы способы при которых осуществлялся бы процесс коммуникации.
К основным способам относятся:
-разговорный (устный, вербальный);
-письменный (письма, распоряжения, статьи, объявления);
-невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания, телодвижения).
Коммуникации подразделяются на следующие виды
· организационные или межличностные коммуникации, которые основаны на устном общении.
· Коммуникации основанные на письменном обмене информацией.
Организационная культура в управлении: понятие, элементы, уровни, типология организационной культуры.
Организационная культура – это нормы и ценности, которые разделяются абсолютным большинством членов организации или предприятия, а так же внешние их проявления (организационное поведение).
Элементы оргкультуры
· Поведенческие стереотипы (слэнг, общий язык, который используют члены организации; традиции и обычаи, соблюдаемые ими; ритуалы, совершаемые в определенных случаях).
|
|
· Групповые нормы (образцы и стандарты, которые регламентируют поведение членов организации).
· Провозглашаемые ценности (общеизвестные и декларируемые в организации ценности и принципы, которых придерживается и которые реализует организация. Например, «качество выпускаемой продукции».).
· Философия организации (общие идеологические и даже, возможно, политические принципы, которые определяют действия организации в отношении служащих, клиентов, посредников).
· Правила игры (правила поведения работников на работе; ограничения и традиции, необходимые для усвоения всеми новыми членами коллектива).
· Организационный климат («дух организации», который определяется составом коллектива и характерным образом взаимодействия между его членами, а также с клиентами и иными лицами, кружки качества).
· Существующий практический опыт (технические приемы и методы, которые используются членами коллектива для достижения заданных целей; способность осуществления определенных действий в определенных ситуациях, которые передаются в коллективе из поколения в поколение и которые не требуют непременной письменной фиксации).