Общие характеристики организаций

 

Любой организации для достижения намеченных целей необходимы ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности.

Основные ресурсы, используемые организацией, — это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ресурсов — достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей.

Термин «внешняя среда» вбирает в себя экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.

Разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса — горизонтальное разделение труда. Работа распределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организация добилась поставленных целей.

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы.

Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство;

- технологическое руководство;

- экономическое руководство;

- оперативное управление;

- управление персоналом.

 

25. Лидерство в организации: понятия, виды, концепции.

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости, его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».

Виды лидерства:

1. Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности.

2. Неформального лидерство – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.

 

Концепции лидерства " />

 

Источники власти лидера:

1) вознаграждение (лидер имеет ресурсы для вознаграждения последователей)

2) принуждение

3) легитимность (поведение лидера согласуется с системой ценностей последователей, которые передают лидеру полномочия по реализации интересующей их деятельности)

4) экспертиза (лидер обладает уникальными знаниями и опытом, относящимися к заданию)

5) харизма (черты личности лидера, привлекательные в глазах последователей)
Стратегии влияния лидера на последователя:

– Возмездие (принуждение и запугивание)

–Взаимодействие (обмен и интеграция, «ты – мне, я – тебе»)

– Обоснование (убеждение, основанное на фактах, потребностях и личных ценностях)
Концепции лидерства
1 ) Личностно-поведенческие (появление лидера зависит от его личных качества и поведения)
Разные авторы выделяют следующие лидерские качества: активность, энергичность, уверенность в себе, физическая и эмоциональная выносливость, энтузиазм, дружелюбие, порядочность, решительность, профессиональные навыки, уровень образования, зрелость, желание обладать властью, тактичность, организаторские способности, риторические способности, понимание поставленных задач и т.д.

Поведение лидера разделяется по нескольким классификационным признакам:

– автократический (централизация), демократический (партнерство), либеральный (минимум участия руководителя)

– руководитель Х (жесткий, недоверчивый, ограничивает свободу) и руководитель Y (партнерство)

–эксплуататорско-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический, соучастный

– новаторско-аналитичсекий (регулярные совещания с подчиненными), новаторско-интуитивный (сам решает интуитивно, низкая вовлеченность сотрудников, решения навязывает), консервативно-аналитический

2) Ситуационные (появление лидера зависит от требований сложившейся ситуации)

– ориентированные на задачи и ориентированные на человеческие отношения

– стиль поддержки подчиненного, стиль инструментальный (ориентирован на работу), партисипативный стиль (поощрение участия подчиненного в принятии решений), стиль ориентированный на достижение (ставит перед подчиненным сложные задачи для активизации их возможностей)

– «давать указания», «продавать указания» (дает немного свободы принятия решений за немного ответственности), «участвовать», «делегировать»

– адаптивный (ориентирован на изменяющуюся ситуацию)

3) Атрибутивное лидерство (если атрибутивные помехи (лен, низкая ответственность, подверженность влиянию последователей) искажают восприятие лидера, неформальная организация разваливается; если нет – происходит взаимное обогащение)

4) Харизматические лидерство (лидер может эффективно влиять на последователей, не отдавая себе отчета, что как он для этого делает; харизма складывается из имиджа, манеры поведения и т.д.

и способна развить в последователях симпатию к лидеру вплоть до обожания и готовности следовать за ним)
5 ) Преобразующее (реформаторское) лидерство (способность лидера преобразовывать новое видение решения проблем последователей в действия, вызывать энтузиазм в их воплощении, руководить этим процессом и самому участвовать в нем; лидерство подкреплено творческим подходом, реальными прошлыми достижениями лидера, отношениями «уважаю–рассчитываю» и долгосрочными целями)

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: