Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?


Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Столько людей на Земле, и так мало близких, и так одинок человек среди этого множества себе подобных. Спаситель Пришел, и пусто было вокруг! И в одиночестве Совершали Свой Подвиг Великие Духи. Одиночество – удел сильных. Но пройти через него должны все. И если в жизни посчастливилось встретить хотя бы одного верного и преданного друга, то это уже хорошо. Мнимая дружба рассыпается прахом при испытании жизнью. Поэтому лучше не заниматься самообманом и не умиляться масками. Но самое трудное в том, чтобы, зная все это, все же надо сохранить доброе и благожелательное отношение к человеку, а жизнь посвятить служению людям (1969 г. 578)

Убежище духу – в Надземном. Даже Сыну Человеческому негде было преклонить голову. Мало что изменилось в мире с тех пор. Разве стало еще хуже. Потому единение с Иерархией особенно нужно. Нельзя отрываться. Нельзя останавливаться. Нельзя отступать, иначе затопит волна зла. Черные крылья падения в бездну готовы подхватить каждого отступника. Небывалое время. Рушатся все устои старого мира. Незыблема лишь Лестница Иерархии. Тьма ополчается и хочет вступить в последний бой, предшествующий ее полному поражению. (1968 г. 090.)

         

     Пиши, Мой друг, о том, что в жизни этой печали, скорби, и тревог, и поисков кристалла Света нет и не может быть покоя, столь сладкожданного для малоопытных сердец. Покоя нет, и нет прибежища для духа. Нет ничего, куда бы можно было устало преклонить главу. Как нищий, бездомный и лишенный крова, наш дух проходит жизнь и ничего своим не называет. Все не его, все чуждое, земное, все от Земли. И в Землю все отыдет, что взято у нее. Одежды, вещи, и дома, и все, что мы имеем. Все взято у нее, Земли, на время, и с тем, чтоб, отслужив, быть отдану назад, в материю, из коей рукою творческой своей ты создал их, земные вещи. И разрушаем, и творим мы сами. Время помогает менять одни игрушки на другие, меняя лик творимых волею вещей. Во славе правил Соломон, богатством, блеском окруженный. И где все то, что было у него? Дворцы, сады, и царство, и город сильный на зависть всем врагам. Где все? Где все, чем жили люди столетий несколько тому назад? Где будет все, что ныне так яростно и жестко рычит, беснуется вокруг тебя? Мир обреченный личных уявлений, как осужденный на смерть тать, уйдет с арены жизни. Он жизни свет похитил у тебя и смерти подлежит за против духа преступление. Нет в этом мире ничего, достойного привязанности духа. Все Майя, все мираж, огни болотные, мерцающие тускло. Из царства смерти Мы Идем в Мир Высший, к Свету, туда, где Вечный Свет, неугасимый, от Вечности и в Вечности горит.(1953 г. 16.)

    Считаю нецелесообразным полагаться на что-либо вовне. Считаю, что полагаться можно лишь на Иерархию Света, но вне зависимости от случайности внешних условий. Тьма внешняя не может служить опорой для понимания Света. Но, полагая на Нас все сознание, можете преуспеть. Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Качества духа уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредоточивается в Чаше. Так качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется несломимая мощь духа. Но слабость колеблется от каждого дуновения вихрей земных, и тухнут, колеблясь, огни. Оттого столько потухших сознаний. Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней, без огня – смерть. Оттого столько живых мертвецов и столько одержимых. Не смеют одержатели приблизиться к горящему сердцу. Забота об огнях неразрывно связана с заботой о качествах духа. Так утверждение качеств и развитие их будет огненным путем духа. Думают, что живут, чтобы есть, или пить, или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа, то есть таланты, даваемые каждому при воплощении на Земле. И если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден. Наличие утвержденных огней означает бессмертие, ибо в духе можно умереть даже при живом теле. Живые мертвецы – явление не только евангельское, но и весьма современное. Думают люди лишь о земном и многого на Земле достигают, но материальное достижение – ничто, если им не соответствует рост духа. Рост духа есть рост огней. Огонь, сошедший на апостолов – символ огненного преображения человека. Ступеней этого преображения много. Впереди Беспредельность, и рост огней беспределен. На этом долгом пути сознательное утверждение качеств приводит к овладению огнями, и каждое маломалейшее усилие в этом направлении дает свои следствия. Следствия дает все, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми благами Земли и имеющего все, но не качества духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле обладавший всем, придет нищим в Мир Тонкий, другой, лишенный всего, но огни утвердивший – в том Мире иметь будет все, ибо огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, рассекая пространство, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней. Возьмите труженика и лентяя – разница будет разительной, ибо труд – накопитель огня. Человеку дается возможность преуспевать в любых условиях жизни, и не жизни вина, если он не преуспевает, но человека. (1958.815)

 

 

предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

 

Питание духа столь же необходимо для человека, как и питание тела, и даже еще больше. Тело, лишенное пищи, умирает, так же возможна и смерть в духе лишенного питания. Ходячих мертвецов, в духе умерших, гораздо больше, чем кажется людям, ибо они и двигаются, и говорят, и пьют, и едят, и даже делают что-то, как обычные люди. Их много, этих живых мертвецов. Когда умирает тело, дух продолжает жить. Но когда умирает тело живого мертвеца, не имеет он жизни в Мире Надземном. Ему нечем жить там, где жизнь поддерживается силою Агни, накопленного и сохраненного еще на Земле.. (1966 г. 288.)

Сказано прямо: «Отойдите от жизни мертвой», чтобы не стать мертвецами. Мертвым предоставляется «хоронить своих мертвецов», а желающим жить предлагается следовать за Владыкой, приняв на плечи свои тягость креста. (1971 г. 320)

Устремляясь к Владыке и Посланцам Его, умеряете силу земных притяжений и власти над сознанием настоящего и окружающей среды. От власти суеты освобождаетесь устремлением к Иерарху. Восхождение духа по Лестнице Света заключается в преодолении в себе всего, что этому мешает и задерживает на себе сознание, заставляя его забывать о наинужнейшем. Нельзя нести свой светильник, падая и спотыкаясь, – масло разольется, и потухнет огонь. Угашение пламени сердца карается смертью, смертью духа, и становится человек воистину смертен, то есть в духе умершим. Много живых мертвецов ходит по лику Земли. Это о них, о таких умных мертвецах, Спаситель Сказал: «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов, вы же следуйте за Мною». (1971 г. 548)

Да! Да! Да! Построение Наше утверждается, несмотря на и вопреки всей очевидности, всему окружающему и самой логике мертвой жизни. Ложь очевидности и правду действительности надо, поняв, утвердить. Почему всегда восставала толпа против носителей Света? Не потому ли, что они говорили о том, что шло вразрез с обычным мышлением и общепринятыми взглядами на окружающее? Не так думали, не так верили, не так говорили они, как это делали люди. Потому земная мудрость есть вражда против Господа. Этим положением утверждалась логика действительности и отрицалась убедительность очевидности. Потому и нужно доверие до конца. Иначе как же миновать чудища порога, фантомов очевидности, заступающих путь. Тенета Майи плетутся искусными руками. И призраки ее утверждают власть свою над сознанием. Быть зрячим – значит видеть действительность. Благо видящим Солнце. Учитель Света Есть Солнце жизни для прозревшего духа. Утверждение невидимого – так Назовем путь жизни. Жизнь мертвую влачат все, иначе бы жили. Жизнь в духе. Много живых мертвецов. Не живут, – бродят во тьме непонимания в нагромождениях своих. Ведь человек живет, окруженный ментальными образами, созданными им самим. Они заменяют ему действительность и являют собою суррогат жизни. Потому и Сказал: «Предоставьте мертвецам хоронить своих мертвецов. Вы же следуйте за Мною». Ибо Я – Солнце жизни и для вас – Путь, Истина и Жизнь. Силы найдите в себе духом восстать и сбросить цепи Майи. А если сил не найдется, в духе умрете для жизни Света. Потому боритесь за свободу свою. (1955 г. 566)

Как же быть в моменты, когда огонь духа поникает? Держаться неотделимо. Если даже кажется, что Оставил Учитель, то тем более надо напрячь устремление к Нему. И Майе сказать: «Отступи, ибо близок Учитель всегда». Сказано: «Не надейтесь на сынов человеческих». Знайте, надеяться можно лишь на Владыку. Он будет опорой прочнейшей. Пусто без Него, но не без людей. Без людей, но с Владыкой, пусто сердце не будет. И если кажется, что с уходом каких-то людей станет вдруг пусто на сердце, значит, Учителем не было сердце полно и, значит, не Он, но кто-то другой или другие первенствовали в сердце. Наполните сердце Владыкой. Его поставьте во главу угла дома вашего духа, ибо Он – основание жизни. Те, кто Его основанием жизни своей не утвердили, те не имеют и жизни. Те не живут, но влачат существование в сумерках омертвевшего духа. Мертвые сердцем – так Зовем их, или живые мертвецы. Умерли в духе, но жили бы, если б признали Меня. Если Я есть Альфа и Омега, то как же без Меня? Но со Мною когда и сердце пылает огнями, чудесной, и яркой, и полной становится жизнь. Держите же сердце открытым всегда и чистым, дабы можно Мне было Обитель Свою Утвердить в этом сердце. (1957 г. 215)

Считаю нецелесообразным полагаться на что-либо вовне. Считаю, что полагаться можно лишь на Иерархию Света, но вне зависимости от случайности внешних условий. Тьма внешняя не может служить опорой для понимания Света. Но, полагая на Нас все сознание, можете преуспеть. Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Качества духа уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредоточивается в Чаше. Так качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется несломимая мощь духа. Но слабость колеблется от каждого дуновения вихрей земных, и тухнут, колеблясь, огни. Оттого столько потухших сознаний. Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней, без огня – смерть. Оттого столько живых мертвецов и столько одержимых. Не смеют одержатели приблизиться к горящему сердцу. Забота об огнях неразрывно связана с заботой о качествах духа. Так утверждение качеств и развитие их будет огненным путем духа. Думают, что живут, чтобы есть, или пить, или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа, то есть таланты, даваемые каждому при воплощении на Земле. И если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден. Наличие утвержденных огней означает бессмертие, ибо в духе можно умереть даже при живом теле. Живые мертвецы – явление не только евангельское, но и весьма современное. Думают люди лишь о земном и многого на Земле достигают, но материальное достижение – ничто, если им не соответствует рост духа. Рост духа есть рост огней. Огонь, сошедший на апостолов – символ огненного преображения человека. Ступеней этого преображения много. Впереди Беспредельность, и рост огней беспределен. На этом долгом пути сознательное утверждение качеств приводит к овладению огнями, и каждое маломалейшее усилие в этом направлении дает свои следствия. Следствия дает все, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми благами Земли и имеющего все, но не качества духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле обладавший всем, придет нищим в Мир Тонкий, другой, лишенный всего, но огни утвердивший – в том Мире иметь будет все, ибо огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, рассекая пространство, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней. Возьмите труженика и лентяя – разница будет разительной, ибо труд – накопитель огня. Человеку дается возможность преуспевать в любых условиях жизни, и не жизни вина, если он не преуспевает, но человека. (1958 г. 815.)

 

Да, ты прав. Моя Близость уже даёт больше того, что можно передать на печатных листах письма, но переписываться нужно. Ибо по Земле надо ступать земными ногами. И всё, что дается, дается для утверждения и применения на Земле. Пока на Земле, от Земли не уйти в её видимом или невидимом аспекте. Ибо – прибежище духу, но, конечно, не в низших слоях. Планетная цепь есть формы выражения сущности планеты, в её семеричном аспекте выраженные. Для каждого принципа человека или оболочки его – свой план, и лишь высшие три слиты воедино. Воистину, Троица единосущная и нераздельная, так же как и Высшая Триада истинной Индивидуальности, бессмертная и вневременная. И Высший План – для нее. Не надо смешивать тонкое тело с низшим астральным. Последнее уничтожается на ступени Архата, но не тонкое, которое нужно на Тонком Плане для проявления на нем и жизни в нем, как физическое – на Земле. Низшая же триада без астрального двойника может сиять и светиться, пронизанная огнями Высшей и одухотворенная и утонченная вибрациями лучей. Явление мощей, или мертвого физического тела, не поддающегося разложению, связано с явлением выведения из организма флюидов разложения, заражающих и насыщающих в той или иной степени живые тела ходячих мертвецов. Есть много живых и даже внешне здоровых, но уже заживо разлагающихся. Этому прискорбному явлению способствуют и усиливают его элементы разложения, вводимые человеком в свой организм с мертвыми частицами трупов животных, им пожираемых. И когда это усиливается вином, продуктами брожения и сырами, и соответствующими мыслями и эманациями, то можно представить себе весь ужас заживо разлагающейся оболочки. Много живых мертвецов, и многие смердят явно. Можно было бы написать целую книгу о человеческих запахах. Шкала их необычайно разнообразна. Многие будут отрицать, но даже собаки знают больше, чем двуногий обладатель этих, порой отталкивающих и отвратительных запахов, или даже зловоний. Каждая мысль, чувство и эмоция, вызывая в организме соответствующую реакцию, сопровождается и выделением определенного запаха. Часто повторяющиеся процессы создают запахи устойчивые и данному организму присущие. Болезни также сопровождаются своими специфическими запахами. Мысли возвышенные и чистые и эмоции высокого порядка дают благовонные психические продукты. Есть люди, которые благоухают. Есть эмоции и чувства, благоухание вызывающие. Можно разделять людей не только по светотени, но и сущности их эманаций, дающих запахи определенного порядка и плотности и в шкале запахов, подобно звуковой шкале, занимающих определенное место. Область ещё малоизученная. Но можно сказать, что, подобно тому как все имеет форму, цвет и определенный числовой ключ, так и все существующее, до металлов включительно, имеет свой запах. И в Тонком Мире, где ароматы высших слоев и зловоние низших являются реальностью, обонятельный аспект бытия имеет особо жизненное значение. Утончение обоняния в теле физическом указывает на утончение и пробуждение центров и служит показателем известной ступени духовного развития. Города современные по праву можно назвать зловонными, ибо смердят скопища человеческие. Не от грязи или чистоты они зависят, ибо легко устранимы, но именно от низости сознания. Чем оно ниже и несовершеннее, тем резче излучение их. Но порочное сознание зловоние несет с собою и отравляет им атмосферу не только физического, но и Тонкого Мира. Мир запахов – так Назовем эту область. И сколь же она широка. Аккумуляторами благовонных энергий являются цветы и деревья. Можно сказать, что огненные высшие энергии благовонны. Роза, эвкалипт, кедр, сосна, мята – носители сгущенных благовонных энергий – особенно мощные. Каждая травка, каждое дерево, каждое животное обладают своим особым запахом. Дикие животные живут в богатом, разнообразном и ярко говорящем для них мире запахов. Запахи заменяют им адресные столы, книги для приезжающих, газетные известия, паспорта и документы. Богат язык запахов для животного мира. И органы обоняния дают им целый мир ощущений. Даже враждебность они ощущают и чуют по запаху. Когда-то и люди имели весьма обостренное обоняние и так же обнюхивали друг друга при встрече, чтобы определить, друг или враг и сущность пришельца. Ныне эта способность находится в спящем состоянии, чтобы пробудиться вновь, но уже на более высшей ступени при раскрытии центров. Следите за состоянием обоняния. Его утончение указывает на тонкость психического аппарата. Люди, которых мучают запахи – утонченные организмы. Запах, или энергии, излучаемые человеком, можно уподобить тончайшему газу, которым он насыщает пространство, его окружающее. В дыхании человеческом это ощущается явно. Можно представить себе, какие массы этих невидимых газов, людьми излучаемых, непрерывно насыщают атмосферу планеты. Но чем? Запахи по шкале распределяются на Земле по слоям. Можно говорить о благоухании Высших Сфер, ибо чем выше энергии, чем благовоннее запах, тем легче газ, легко устремляющийся в высшие слои. Потому Мы Любим горы. Тяжко зловоние низин, отолпленных невежественным человечеством. Мы не Любим толп. Мы не Любим современных городов. Подобно тяжелым газам расползаются ниже и ниже ядовитые газы зловонных испарений и излучений, образуя тяжкое явление низших слоев. Дисгармоничное состояние любого из проводников также порождает явление газов тяжелых. Говорим: зловоние раздражения ужасно. Неприятен запах уныния. Злоба, гордость, зависть, жадность, страх – все вспыхивают своими цветами черных огней и все сопровождаются свойственными им запахами, отравляя окружающую атмосферу. Зло – зловонно. Добро – благо – благоуханно. Зловоние есть запах зла, благоухание есть запах блага. Благовонны да будут деяния твои, и мысли, и чувства, и действия (1953 г. 146.)

 

                      

 

Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

«И Повелел ветрам утихнуть...» О власти человека над стихиями говорят древние предания всех народов. Стихии огня, воздуха, воды и земли побеждаются человеком в их видимых и невидимых, высших, аспектах на планах различных. Чтобы идти вперед, надо иметь цель. Цель человека – власть над природой, власть над миром, власть над материей и энергиями Макрокосма. Но человек – микрокосм, все, что имеется в Макро – Вселенной заключено в нем, все элементы, все энергии. И путь к этой царственной власти лежит в человеке через него самого. Себя победив и подчинив воле природу свою, достигает тем самым дух человеческий власти над миром. Слова Спасителя «Я Победил мир» имеют значение глубочайшее, ибо, воистину, Имел власть Он над плотью, то есть над материей. Знаем и слышали о поднятии на воздух, о хождении по воде, по огню, погребении заживо в землю на целые месяцы, но все это лишь первичные ступени могущества духа, предела которому нет. Создатель Планеты, бывший тоже когда-то человеком, Имеет власть над теми элементами, из которых она состоит. Неизмерим и беспределен потенциал могущества духа. Этим потенциалом обладает каждый человек. Но сколь же беспомощны люди, и сколь же далеки они от этой царственной власти. И все же целью жизни своей может поставить он этой власти достигнуть. Но как, как же начать? Путь долог и требует, прежде всего, осознания цели. Затем нужно понимание, что лежит он через овладение микрокосмом своим, через овладение телом и всеми его оболочками, или проводниками, и энергиями, их приводящими в движение. Многим в себе уже овладел человек, хотя и не дает себе в этом отчета. Значит, надо продолжать расширять уже достигнутое, захватывая все новые и новые области и углубляя овладение ими. Вернемся снова к тому, что начинать надо с малого, доступного и возможного. Невозможностью легко пресечь желание двигаться дальше. Возможно все, но не сразу, но постепенно, но, начиная хотя бы с маломалейших вещей. Трафарет обычного отношения к обычным явлениям надо оставить, надо отбросить его. Устал человек – надо отбросить усталость, надо ее победить, хотя бы была малой эта победа вначале. Холод и голод, болезни сперва умеряются, а потом побеждаются вовсе. Дух постепенно приучается во всем господствовать над обычными ощущениями и приобретать власть над процессами тела и функциями его органов. С малого, с самого малого можно начать и, осознав неизбежные результаты малых побед и преодолений, можно переходить к большему, потом к большому, а затем уже и к великому. Это состояние постоянной борьбы, преодоления и победы над самим собой делается обычным укладом жизни для человека, идущего к этой царственной цели победы над миром. В микрокосме своем имеет он неистощимые возможности упражнять и развивать силы духа. Бесконечен процесс и идет, нарастая. Не имеет значения, если что-то не удалось или удалось лишь отчасти, при упорстве и воле растущей все же придет тот момент, когда дух победит. Надо лишь помнить, что все достижимо для духа, который осознал, что он в грядущем победитель сужденный над миром внутри и вовне. Не следует малым гнушаться. От цели далекой отделяют его расстояния огромные. Но их надо пройти, и каждый шаг в этом направлении, даже малейший, приближает к ней. Значит, надо неуклонно держаться избранного направления, не отклоняясь от него, и делать такие шаги, то есть двигаться настолько быстро, насколько позволяет действительность. Действительностью будет фактический успех или победа, как бы мала она ни была. Именно приложение воли в применении на практике жизни Даваемых Учителем Указаний и будет кратчайшим путем. Вначале следует понять, что не окружающие, не внешние условия, но прежде всего сам человек будет ареной борьбы, сам победитель сужденный. Если себя победил победитель, пользу имеет он от того неизмеримо большую, чем если бы весь мир приобрел. Внешнее значения не имеет, если дух идет дорогой победы. Где бы он ни был и что бы ни делал, если он только победен, благо ему и он на пути. Пусть никакая неудача, пусть никакое поражение, пусть никто и ничто не удержит от новой победы. Нельзя преодолеть нечто, если не дозволяет недостаточно еще мощный огненный потенциал духа. Но сдаться нельзя, но отступить невозможно, но надо лицом к лицу стать перед неудачей, как перед более сильным врагом, меча не роняя и глаз не спуская с врага, чтобы быть каждый момент готовым нанести новый удар, вида спины не являя и непобедимости его не признав. Все, все может победить в себе человек, ибо в микрокосме своем он единый владыка и природой вещей дана ему власть над собою. День жизни текущей наполнен у каждого мыслями, чувствами, эмоциями, ощущениями. Они бесконтрольно текут и властвуют над человеком. Пусть и текут, как текли, но под эгидою воли, но под контролем ее, но уже не владея сознанием. Путь Указует Учитель к вершинам могущества духа, но с самой низины, с подножья горы, чтобы никто не смог отговориться невозможностью достигнуть недостижимого. Ибо все достижимо сейчас. Эпоха Огня наступает. Огонь победитель, тебя Возвещаю Я миру.(1957 г. 402.)

 

 

    «И повелел ветрам затихнуть;.» Кто может повелевать ветрами, кому повинуются стихии? Тому, кто подчинил в себе самом четыре элемента. Такие же бури происходят и внутри микрокосма. И так же владыка своего микрокосма повелевает им успокоиться, уявить гармонию и прийти в состояние равновесия. Волею и приказом сознания устанавливается равновесие. Вот почему овладение спокойствием и равновесием в самом себе так значительно. Ибо спокойствие и равновесие суть показатели власти, достигнутой духом в своём микрокосме, то есть над самим собой и ео ipso* над теми же стихиями вне себя. Равновесие есть символ достигнутой власти. Потому и сказано, что спокойствие есть венец духа, или венец победы, в себе одержанной. А так как качества в себе беспредельны, то и степень власти утверждаемой расширяться может до беспредельности. Утвердим равновесие. Есть качества, без утверждения которых нельзя достигнуть желаемого. Без равновесия нет власти, ибо это синонимы. И Нами поставленные степень равновесия уявляют, ибо облечены властью. Власть духа – понятие высочайшее, ибо власть в духе и от духа. «Сие Говорю Я вам, дабы вы имели во Мне мир, в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, ибо Я Победил мир». Победил мир, победив Себя, и к победе над собой Призываю. Значение победы над собой Прошу понять во всей глубине. Ибо победа над тремя в себе и победа над четырьмя в себе означает победу над тремя планами существования: физическим, астральным и ментальным, и четырьмя стихиями – земли, воды, огня и воздуха. Не надо вызывать на бой чудовищ, не надо уезжать в далекие страны; внутри имеются все враждебные и непокоренные элементы. Воистину враждебны и антагонистичны и полны противодействия, пока не подчинены и овладение ими не достигнуто. Можно сравнить с гидростанцией на бурной горной реке, когда обузданную энергию можно употребить во благо. Бесполезна энергия стихии до тех пор, пока не обуздана. И как легко управлять ею и накоплять ее, когда мощная плотина воли твердо ограничивает её проявления, собирая её для расходования. Овладение стихиями, как и все, лежит также в духе. Всё в духе. При понимании этого сфера микрокосма становится чудесной лабораторией для опытов, работ и исследования Мира тонких неуправляемых энергий. Лучше сказать, всех и всяких энергий, ибо в человеке заключено все. Микромир, будучи отражением Макромира, как капля воды из океана, содержит в себе всё, что кроется в океане макрокосмическом. Чудесна лаборатория организма человеческого и не изучена. Даже низший из семи принципов – физическое тело – изучено лишь поверхностно и несовершенно. Как мясники, подходят современные физиологи к тончайшему аппарату человеческого тела и хотят и видят в нем лишь то, что видит физический глаз. Но начать понимать функцию любого физического органа можно лишь двусторонне, то есть и со стороны психической, сочетав два: мир видимый и мир невидимый. Нельзя понять физического видимого человека без осознания невидимого человека, стоящего за ним. В совершеннейшей современной лаборатории можно разложить на мельчайшие частицы и исследовать тело величайшего художника и простого дровосека, но огромного духовного мира первого из них не найти. Методы современной науки для изучения микрокосма человеческого непригодны. Без понимания закона соответствий микро- и Макромиров и их семеричного строения бесплодны будут все попытки двинуться дальше. Итак, три и четыре в одном есть формы его уявления. Овладение этими формами есть овладение их энергиями, которые совершенно в сущности своей одинаковы как внутри человека, так и вне его, ибо текут неостанавливаемым потоком через все три его тела в форме четырех стихий, элементы которых сегодня в нем, а завтра в земле, воздухе и материи, его окружающей. То, что в нем, то же и вовне. И то, что повинуется ему в нем, так же легко повинуется и подчиняется ему вне его. Свою материю, материю своего микрокосма, во всех её видах и степенях себе подчинивший в своём микрокосме тем самым уже подчиняет и устанавливает власть свою над всем и всякой материей в мире внешнем, ибо в человеке заключено все. Равновесие надо понять, ибо это символ могущества.(1953 г. 126.)

__________

* ео ipso (лат.) – Тем самым.

 

       Концентрация огненной мощи человека для воздействия на стихии также зависит от соответствующей поляризации сознания. «И приказал ветрам утихнуть». Так же можно угасить и пламя пожара или вызвать дождь. Овладение стихиями возможно для человека. Его микрокосм заключает в себе стихии огня, воздуха, воды и земли. Овладение собою означает овладение этими стихиями в себе, а овладение в себе приводит к власти над ними вовне. Казалось, какое значение может иметь победа над раздражением. Но вспышка раздражения есть явление огненное, и притом настолько сильное, что выжигает мгновенно фосфорную ткань организма. И овладение раздражением и подчинение этого явления воле означает уже в известной мере и овладение в себе огненными импульсами. Так владыка своего микрокосма через овладение стихиями в себе приходит к власти над ними в природе.(1971 г. 625)

Владыки Повелевают стихиями, и стихии подчиняются. В микрокосме человека стихии огня, воздуха, воды и земли выражены совершенно явно и полностью. Каждый импульс, идущий по нервам, электричен. Каждая клеточка – электрическая батарея в миниатюре. Воздухом живет организм и без него существовать не может. На 75% тело состоит из воды. Все элементы химической шкалы Менделеева содержатся в нем. Степень овладения телом у каждого человека различна. Овладение телом есть не что иное, как овладение стихиями. Овладевший в некоторой степени стихией воды может спокойно лежать на ее поверхности. Овладевший в большей степени – сидеть и ходить. Так же и с прочими стихиями. И через овладение ими в микрокосме своем приходит человек к овладению ими вовне. Так, победитель стихий в теле будет уже победителем стихий, входящих в структуру планеты. И кто же, как не обуздавший мысли и чувства, владеет и пространственной мыслью, извлекая из пространства сокровища мыслей. Электричество есть пространственный огонь. Человек, владеющий мощью огней своего организма, может воздействовать даже на подземный огонь, вызывая или укрощая землетрясения. Воздействует в известной степени и так, но бессознательно и в степени меньшей. Дана человеку власть над всякою плотью, но к фактическому сознательному овладению ею приходит он через овладение собою в микрокосме своем. (1972 г. 357.)

 

        Сосредоточение на мыслях Учения незаметно, но определенно и постепенно освобождает сознание от нагромождений прошлого. Подводя прочное основание под все миросозерцание человека, повторение укрепляет основу. Вот почему приходится от времени до времени возвращаться к одним и тем же положениям, их расширяя и углубляя. Огонь – Основание Сущего. Он везде и во всем. Когда Говорим о стихиях и овладении ими, следует иметь в виду, что занимает среди остальных первое место по необходимости этого овладения. Цель Агни Йоги – овладение этой стихией, стихией огня. Огонь везде и всюду, и прежде всего в человеке. Не овладев им в себе, нельзя овладеть и другими стихиями, ибо огонь первенствует над стихиями земли, воды и воздуха. Было Указано уже на ступени овладения малыми огнями, с которых и начинается этот процесс. Если что-то не удается и желаемых результатов нет, Агни здесь ни при чем, просто сказывается еще отсутствие умения, а также и то, что собственный Агни еще слишком слаб. Придется вооружиться терпением, настойчивостью и несломимым упорством. Знаете много примеров уявления огненных сил в человеке. То, что когда-то и где-то один человек совершил, может совершить и другой, если умеет хотеть. Все подвиги отшельничества, молчания, самоотверженности, геройства есть действия огненные и являются следствием накопления Агни. Подвиг молчания накопляет огни. Подвиг обуздания астрала растит огненные крылья. Подвиг служения Свету утверждает оформление огненного тела. Стихия огня вездесуща. Качество вездесущия духа достигается только огнем. Крещение огненное – только одна из ступеней к реализации этого великого качества. Ступени его разновидны – от ясновидения и деления духа, от перенесения чувствительности до полной победы над временем и пространством. Но пусть великое не заслонит малого, ибо с малого начинается овладение. Как подойти к великому, через малое не пройдя? Тело дает человеку очень много возможностей для утверждения малых преодолений огня над другими стихиями, которые все полностью представлены в человеческом микрокосме. Овладение телом и господство над ним есть путь овладения огненной стихией в себе. Путь лежит через себя. Власяницы, вериги, самобичевание и все прочие истязания плоти были не что иное, как неуклюжие попытки овладеть телом и подчинить его воле. Йог не признает истязаний. Борьбу за овладение стихиями в себе он ведет единым началом духа. Не нужно никуда удаляться. Сама жизнь дает богатые возможности утверждать силу духа над немощью плоти и, начав с малых овладений, дойти до больших. Путь открыт, и возможности под рукою.(1963 г. 406.)

 

 

       Стихии и огонь есть познание всего. Иначе ноги не пойдут и руки откажутся двигаться. Непроявленное и проявленное есть то, что имеет бытие в стихиях. Стихии – это вещество для проявления, материал. Стихии инертны, без воздействия не придут в движение и не дадут формы. Первое оформление явления или вещи происходит в стихиях. Оплодотворяет их мысль. Так мысль есть первичный фактор творчества. Мысль творит. Творим мыслью. Стихии земли, воды, огня и воздуха. Каждая принадлежит к своему царству. Самая инертная стихия – земля. Высшая стихия воздействует на низшую: огонь на воздух, воздух на воду, вода на землю. Чем инертнее, тем ближе к земле. Инертность есть свойство стихий, активность – мысли. Мысли подчиняется все. Не могут не подчиниться. Но укрощение стихий – нелегкая задача, ибо выведены из равновесия мыслью же. Человек – нарушитель равновесия стихий. Стихийная форма, оплодотворенная мыслью, должна проявиться. Но формы дисгармоничные порождают хаос. Так каждая мысль из вещества стихий порождает соответствующую форму, и каждая из них промышляет соответствием, то есть порождает соответственно. Гигантская фабрика красоты или безобразия, гармонии или хаоса. Стихии выведены из равновесия хаосом человеческого мышления. Натиск стихий недолог. Обуздаем и Подчиним. Бушуют стихии и в микрокосме и нуждаются тоже в обуздании. Привести их к спокойствию – тоже задача. Утверждение спокойствия внутри есть власть над стихиями. Обуздываются властной рукой. Стремятся прорвать плотину обуздания всегда. Отсюда постоянный, несменный дозор. Овладение стихиями лежит, или идет, через себя. И каждое обуздание или подавление их вспышки – победа. Инертны, но будучи выведены из равновесия человеческой мыслью, нуждаются в укрощении мыслью же. Микрокосм – это школа, или первая ступень науки, власти над стихиями. Мысль вызывает волнение стихийной материи. Мысль же его укрощает – получается круг. Но спокойствию должна быть предпослана мысль о спокойствии. Как рычаг, мысль, порождающая форму предполагаемого стихийного явления. Власть над обстоятельствами есть власть над стихиями – инертны и безмысленны. Человек – и творец, и жнущий – пожинает посеянное. Но должен победить. Нет иного выхода, или решения. Огонь – победитель. Овладение огнями, или стихиями дает власть над стихией огня. Овладение начинается с себя, в себе и над собой. И над собой прежде всего утверждается власть. Но царствует мысль. Идем к власти и к силе, идем к господству, ибо «дана человеку власть над всякою плотию», то есть над всеми видами стихийной материи. Хождение по огню, воде, воздуху есть демонстрация этой власти. Вы боги. Но это надо осознать. Сперва осознать, потом овладеть. Через осознание идем к овладению. Велико наследство, но о нем надо знать, прежде чем вступить во владение. Сокровища ждут своего законного владыку. И символ чечевичной похлебки пусть послужит предостережением для сына. На что променяем свое первородство? Или отдадим власть над собой тем самым стихиям, повелевать которыми и властвовать над которыми нам дано по праву нашего первородства, по праву сыновства? (1951 г. 346.)

 

 

     Аура великого равновесия есть аура мощи. Когда разбросаны силы, и нарушен покой, и клонится дух ваш под вихрем, и вихри бушуют вокруг, можно вспомнить тогда об ауре мощи. И мыслью об этом можно пресечь бурю внутри. Когда говорится об укрощении стихий внутри и снаружи, то отправной точкой к этому действу будет равновесие. Стихии восстанут внутри при первой попытке их обуздать. Под стихийными процессами понимаем все непроизвольные и неконтролируемые течения внутри микрокосма. Уявления силы стихий в макрокосме планеты аналогичны их уявлениям в микрокосме человеческом. Было сказано: как вверху, так и внизу. Добавим: как внутри, так и снаружи. Утвержденною мощью равновесия внутри укрощаются и подчиняются стихии вовне. Как найти слова и какие о настоятельной нужности и значении равновесия, чтобы они до сердца дошли? Путь могущества духа не многим доступен. Большинство предпочитает безвольно плыть по течению, устремляя все силы вовне, чтобы удержаться на поверхности. И многие тонут, выбиваясь из сил и не зная, что на воде можно лежать в спокойствии полном и сил понапрасну не тратить, если не нарушать этого спокойствия беспорядочными движениями. Так при известных условиях преодолевается стихия воды. На воде можно лежать, можно сидеть и стоять, и по воде можно ходить. На каждой из этих ступеней преодоления водной стихии требуется лишь большая степень спокойствия и равновесия, которые есть не что иное, как формы уявления пламени духа, ибо качества есть аккумуляторы и конденсаторы огня. Самовоспитание означает самоконтроль, а следовательно, и самосовершенствование. В себе может все преодолеть человек, ибо он по плану природы владыка мощи своей. Вот Говорю: «Дана власть человеку над всякою плотью». Дана кем? Самою природой в Согласии с Планом Великим, Космической Волей называем его. Действуя в созвучии с ним, человек выполняет свое назначение. Но велика в самом микрокосмосе человеческом сопротивляемость того, что в нем уже есть, тому, чему быть надлежит утвержденным. Сопротивления стихий будут продолжаться до тех пор, пока не обузданы. Все существо человека состоит из четырех стихий – земли, воды, воздуха и огня. Овладение последним дает власть и над остальными тремя. Сознательное накопление огней есть вернейший путь к овладению ими. Накапливание есть удержание. Удерживание возможно лишь при контроле, то есть самообладании или сдержанности, то есть при условии утверждения качеств. Так условные добродетели, так мало ныне говорящие сердцу, переименуем в огненные качества духа, способствующие яро аккумулированию в организме огня, дающие над стихиями власть. Трудно убедить человека в желательности добродетели как таковой. Само это слово пропахло церковничеством и фарисейством, особенно если румяна она. Но огненные качества, как конденсаторы огня и формы уявления пламени духа, как единственно возможный путь утверждения его могущества, не могут не приняты быть человеком, который решился достичь и при этом – любою ценою. Но надо начать, ибо начатое можно продолжить и развивать без конца. В этой возможности беспредельного развития и углубления качеств лежит ключ к могуществу духа. Основное свойство качества – его беспредельность; но качество есть утвержденный огонь. Ярое, непреклонное, стойкое утверждение в себе мощи огней и будет путем в беспредельность. Так Наша Этика ведет в беспредельность, и потому Называем ее Живою, Живой Этикой, или Учением Жизни, Учением Света, Учением Огня, Огненной Йогой, или Агни Йогой. (1960 г. 016)

 

                              

      Сын Мой, явление расстройства стихий отражается тяжко на психическом состоянии человека. Микрокосм человеческий тесно связан с их сущностью. Всякие изменения в них воздействуют на стихийную материю, входящую в состав его организма. Огонь, земля, вода и воздух – вот основные четыре стихии. В эпоху огня превалирующей будет огонь. Задача человеческой эволюции – овладеть стихиями сперва в себе, потом вне себя. Овладение огнем – задача наитруднейшая. Огонь внутри находится в постоянном взаимодействии с огнем пространственным. Если овладение не осуществлено, воздействие пространственных огненных токов порою мучительно остро. Токи перекрестных направлений, токи антагонистические, как бы разрывают организм, и в глубине сознания шевелится хаос. Явление овладения огненным началом в себе окутывает человека как бы защитною сетью, и тогда заградительная сеть охраняет особенно надежно. Электричество – это пространственный огонь. Каждая клеточка тела – электрическая батарейка. Каждый нервный импульс – огненный ток. Огненно каждое действие мозга. Человек есть огонь, уявляемый в действии постоянном. Все действия и процессы в организме огненны тоже. Овладение или контроль над любым из них означает огнем овладение. Работает человек физически или мыслит, радуется или горюет, сидит или двигается – огненен каждый процесс. Очень широкая область активности человеческой происходит под воздействием воли, но воздействию воли подчиняются и непроизвольные действия. Мысль управляет и ими, если она достаточно тренирована. Здоровье и нормальное состояние органов тела, то есть их огненное равновесие, может быть регулируемо волей. Надо лишь знать, что инертна земля и ее элементы и что огненной мысли подчиняются элементы земли, воздуха и воды. Знание это приводит к власти, к огненной власти над телом своим. Не приходит оно в одночасье, но требует опыта длительных лет. Любой момент незанятости можно использовать на то, чтобы подлечить тот или иной орган тела, в котором замечается неуравновесие, то есть та или иная степень заболевания. Глаза, зубы, желудок, мускулы – все поддается воздействию мысли. Но прежде всего сам огонь в человеке нуждается в овладении полном. Все мысли и чувства и импульсы человека – все огненны. Овладение ими к власти приводит его над огнем, то есть и над всеми прочими стихиями микрокосма. Овладение это трудом достается, упорным, настойчивым и постоянным. Много свободных минут в течение дня можно использовать с пользой. Каждая попытка в этом направлении подобна вкладыванию денег в копилку. Ни одно усилие не пропадает зря. Всё результаты приносит, а следствием их является нарастание власти, огненной власти над микрокосмом своим. Пусть беснуются астралы двуногих, не могущих управить собою, но служат пусть показателем того, к чему приводит человека разнузданность мыслей и чувств, распущенность ярых эмоций и нежелание собою владеть. Контроль над любым проявлением активности сознания – благо. Контроль постоянен и тверд. Все делается, что делают люди и что вынуждает делать жизнь и ее условия, но все это совершается под контролем и при наличии постоянного дозора сознания. Улыбки и жесты и слова – под контроль. Движения – тоже, словом, все происходящее в человеке. Даже непроизвольным процессам можно давать направление волей, например, процессу пищеварения или деятельности любого органа тела. Сосредоточение, даже краткое, на каждом с указанием того, чего хочет воля, даст нужный импульс правильной работе любого из них. Нельзя предоставлять самотеку болезни. Каждую можно пресечь, и хорошо это сделать в самом начале. Так же и все нежелательные проявления в себе можно заменить желательными. Воля контролирует все. Все это приводит к овладению собственными огнями и подчинению огненной стихии явлению воли. Имеем примеры власти человека над стихиями вне его: утихали и ветры, и волны, прекращались или начинались дожди, загорался огонь, вызванный из пространства, или потухал вдруг пожар; ходили по горящим угольям, уголь раскаленный держали в руках, останавливали землетрясения, воздействуя укрощенными своими огнями на подземный огонь. Много явлений люди творили, овладевши стихиями в себе. Власть над всякою плотию следует понимать всесторонне. В потенциале она человеку дана, но удержать ее, выводя эту возможность из ее спящего состояния, можно, лишь прилагая практически и в применении в жизни во всех мелочах каждодневно и неустанно все энергии духа к овладению собою. Труд этот велик, но и цель велика, а постепенность и неуклонность ступеней достижения уверенность даст и силы двигаться дальше по пути утверждения могущества духа, предела которому нет.(1962 г. 246)

 

         Каждая стихия имеет живых существ, ей принадлежащих и в ней живущих на Земле в видимых формах, а также живущих в невидимых формах в том, отражением чего на Земле являются видимые стихии. Исключением является огонь. Существа, ему принадлежащие, в земных формах существовать не могут. Но они есть – от низших до высших. Высшие легко понять, ибо мы сами существа огненные. Но низшие есть формы существ неземной эволюции. Они проявляются в земных огнях и огненных недрах Земли, но ей не принадлежат. Живут в огне и питаются огнем, как рыба водой и человек воздухом. Подчиняются огненной иерархии духов по степеням. Овладение своим огнем ставит человека в степень иерарха огня, облеченного властью над энергиями низших огней. Приказ духам стихий воды может прекратить бурю на море, приказ духам огня – остановить пожар. Это область запретного знания, но доступная Архату, будет открываться по мере возжжения огней. Требует утверждения власти сознания над стихией огня, то есть овладения огнями. Иначе опасность велика. «Пламя адово» есть результат того, что сознание вызвало огни, не будучи в силах по низкому состоянию своему управить ими. Огонь поядающий, огни низшие нуждаются в обуздании, то есть овладении ими, в утверждении над ними власти сознания (1952 г. 231.)

 

       Когда говорится об овладении человеком стихиями, проявленными в его микрокосме, имеется в виду высшая форма этого овладения, ибо даже в обычных людях власть над телом уявлена уже в значительной степени. Человек двигается, говорит, ест, пьет и совершает массу всевозможных действий по приказу своей воли. Следует лишь подумать о том, сколько миллионов лет потребовалось людям, чтобы достигнуть этой ступени овладения своим физическим и психическим аппаратом. Все кажется так просто: открыл рот и заговорил. Но ведь были немые расы. И прежде чем приобрести способность речи, сколько нужно было провести тысячелетий в этих попытках овладеть звуком. Все это столь сложно, столь длительно и столь трудно для завоевания, что даже и представить себе невозможно. Эволюция ведет человечество к вершинам развития могущества духа, за которыми виднеются еще более высокие, еще более чудесные и превосходящие всякое человеческое воображение по своей красоте. (1968 г. 376)

 


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: