История библиотек духовных школ

Образованное протестантское и католическое духовенство, во время путешествия Петра Великого по Западной Европе, обратило на себя его внимание, невольно напрашиваясь на сравнение с православным русским. Сравнение оказалось далеко не в пользу русского духовенства.

Вот почему Петр вскоре после своего возвращения из-за границы укорял Патриарха Адриана, как главу русской церкви: «священники ставятся неграмотными; надобно позаботиться, чтобы и православные христиане, и иноверцы познали Бога и закон Его». Отсюда Петром издается ряд специальных приказов об обучении детей духовенства и об учреждении школ «лучшаго ради священства». 

Первым из епархиальных архиереев на желание царя откликнулся нижегородский епископ Питирим.   

В XVIII веке по ряду специальных указов Петра I для обучения детей духовенства повелевается создать в епархиях школы. А при них открывали небольшие библиотеки.

И в 1721 году последовал царский указ об открытии в Нижнем Новгороде предложенных епископом духовных школ: эллино-греческой и славяно-российской.

Но до создания духовной школы, первой была «цыфирная школа». Она появилась в Нижнем Новгороде осенью 1718 года. 66 учеников, набранных из посадских и солдатских детей, обучал «чтению, письму, цыфири и некоторой части геометрии» присланный из Петербурга учитель Михаил Крелов. При отъезде из столицы в провинцию Крелов был снабжен только что вышедшими тогда первыми русскими печатными учебниками. Два полных года школярам предстояло изучать аддицию, субстакцию, мультипликацию, дивизию. Другими учебниками были «Букварь словесно-российских письмен», «Феатр, или зеркало монархов» и руководство по географии – «Краткое земного круга описание». В то время книги стоили очень дорого. Из этого мы делаем вывод, что в школе существовала библиотека, состоявшая в основном учебников: «Арифметики» Л.Ф. Магницкого, «Грамматики» М. Смотрицкого, «Букваря словесно-российских письмен», «Феатра, или зеркала монархов», «Краткого земного круга описания» и другие. В расчете одна книга на десять учеников.

Четыре школы созданные Питиримом, архиепископом Нижегородским и Алаторским: Букварная, Славяно-Российская, Эллино-Греческая и Певческая. Первый набор был 200 учеников. Для этих школ была организована единая библиотека. По «Реестру посылаемых в Нижегородскую епархию таблицам и книгам» в библиотеку закупались: «таблицы для складов» церковной и гражданской печати, рукописи, а также учебники: Азбука церковной и гражданской печати, Букварь Феофана Прокоповича, Грамматика монаха Мелентия Смотрицкого, краткая Греческая грамматика братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, Катехизис ученический и для учителей, Арифметика, Физика, Математика и др. По реестру за год поступило 57 книг и таблиц.

Необходимо упомянуть и Нижегородскую семинарию - она оказала заметное влияние на нижегородскую культуру. В 30-е годы XVIII века на базе архиерейских школ возникла семинария для детей духовенства. Семинарская фундаментальная библиотека существовала, вероятно, с момента основания семинарии. К 1764 г. в ней числилось до 684 экземпляров книг. По распоряжению епископа Нижегородского Дамаскина (в миру – Семенова-Руднева Дмитрия Ефимовича) в 1790 г. в библиотеке были сделаны опись и каталог книгам. Сам Дамаскин, окончивший Геттингенский университет, дополнил библиотеку сочинениями лучших в то время иностранных авторов. Жемчужиной библиотеки семинарии был составленный по поручению Екатерины II двухтомный пятиязычный «Словарь языков разных народов, в Нижегородской епархии обитающихся». Книги были размещены в шкафах со стеклянными дверями, в особом помещении семинарского здания. Книги были переплетены, пронумерованы и подразделены по отделам и разрядам. В библиотеке было много древних рукописей. К сожалению, найти данную опись не удалось.

По данным из различных источников, можно установить, что в семинарской библиотеке хранились следующие книги: «Собственноручное поучение Дмитрия Ростовского»; черновой экземпляр «Татаро-мордовско-чувашско-черемисского словаря» в 2-х томах; «Нравственное богословие» преподанное в 1771 году доктором богословия Лессом, в рукописи; отрывок толкования на книгу «Бытия».

Согласно «Приходно-расходной книге» за 1798 год для семинарии были закуплены книги в Святейшем Синоде: «сентябрь 1798 года, оплачено за двадцать риторик французских и латинских»; у нижегородских купцов и мещан закуплено 5 книг «Богословия» и «Философии»; оплачено в Московский почтамт за «Всемирную историю»; выписано из Москвы, через его «высокобродие» Батыш-Каменского, триста восемнадцать книг, прописей, нот и газета «Московские ведомости». По данному реестру были закуплены: «Граматика» латинская, греческая и немецкая, прописи латинские и русские, нотные обиходы, «Лексиконы», «Фразеологий» и «Латинский исборник».

Книги для семинарской библиотеки приносили в дар многие нижегородцы, как люди знаменитые и почитаемые, так простые. В числе дарителей Архиепископ Питирим; Епископ Иоанн I, завещал книги на латинском и польских языках в семинарскую библиотеку, выписывал для учеников книги и журналы; епископ Дмитрий (Сеченов), увеличил расходы на семинарию в частности на покупку церковных книг и церковной утвари; епископ Вениамин I; епископ Феофан; епископ Дамаскин выписывал из-за границы книги и журналы.

Кроме того, при семинарии Дамаскиным было создано Церковное Древлехранилище. Архив Макарьевского Желтоводского мужского монастыря первоначально хранился в самом монастыре, а потом по предписанию епископа Нижегородского и Арзамасского Иакова, архимандрит Варлаам передал в Церковное Древлехранилище при духовной семинарии 829 документов XVII-XVIII вв.

Опись старопечатных церковно-славянских книг Церковного Древлехранилища (сорок семь экземпляров): книга «Иова» 1517 г. и книга «Иисуса сына Сирахова» 1517г.; «Апостол» 1564г. московской печати; «Евангелие» учительное 1569 г. «Апостол» 1597 г. московской печати; три «Евангелия» напрестольных; два «Евангелия» напрестольных 1628 г. (Филаретовские) московской печати; «Апостол» (книга «Деяний и апостольского послания») 1635 г. московской печати; два «Требника» 1636 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное 1637 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное 1640 г. московской печати; «Псалтырь» с возеледованием 1642 г. московской печати; «Номоканон» 1646 г. епископа Львовского Арсения Желиборского; «Апостол» 1653 г. московской печати; «Кормчая» 1653 г. московской печати; «Служебник» 1655 г. московской печати; «Евангелие» напрестольное 1657 г. московской печати; «Требник» («Евхологий» сиесть «Молитвослов») 1658 г. московской печати; три «Служебника» 1658 г. московской печати; «Служебник» 1658 г. (6-е издание) московской печати; «Шестодневец» 1660 г. московской печати; «Жезл правления» 1666 г.; «Минея» служебная (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1666 г. московской печати; «Служебник» 1667 г. московской печати; два «Евангелия» напрестольных 1668 г. московской печати; «Служебник» 1668 г. московской печати; «Пентикостарион» («Триодь» цветная) 1670 г. московской печати; «Служебник» 1676 г. московской печати; два «Евангелия» напрестольных 1677 г. московской печати; «Служебник» 1677 г.; «Требник» киевской печати; «Минея» служебная (месяц сентябрь) 1710 г. московской печати; «Благодарственное моление к всещедрому Богу за премистивый Его промысел во возведении на всероссийский престол императрицы Анны Иоанновны и к утверждению самодержавия ее» 1735 г.; «Триодь» постная 1742 г. московской печати; «Пентикостарион» 1742 г. московской печати; «Апостол» 1742 г. напечатан в Москве; «Молебное пение о победе на супостаты Христоименитому воинству» 1742 г. напечатано в Москве; «Требник» напечатанный в царствование Елизоветы Петровны; «Апостол» 1756 г. московской печати; «Библия» 1757 г.; «Служебник» 1762 г. напечатан в Киево-Печерской лавре; «Чинопоследование соединяемым из иноверных к православно-католической восточной церкви» 1772 г. московской печати; пространный «Катихизис» 1786 г. московской печати; «Слова Иоанна Златоуста» (в одном переплете находятся два разных издлания); «Служба на 5 сентября» (святой праздник Захарии и пресвятой Елизаветы) 1793 г. напечатана в Москве; «Библия» 1797 г. московской печати.

В 1787 году в Нижнем было открыто четырех классное светское Главное народное училище. Оно давало своим ученикам довольно разнообразные знания. В училище преподавались: арифметика, иностранные языки, священная история, «Катехизис», география общая и Российская, грамматика, геометрия и др. В библиотеке училища, соответственно преподаваемым предметам имелись учебники и книги, прописи, а также пособие «О должностях человека и гражданина».  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: