Личные библиотеки нижегородцев

Интерес к письменности у нижегородцев был значительный. Книги были дороги, но, несмотря на это, их приобретали люди разных сословий.

Для управления городом из Москвы приезжал воевода и дьяк; последний был всегда грамотным человеком. В 1626-27 годах в Нижнем Новгороде был дьяком Иван Тимофеев, человек не только грамотный, но и причастный к литературе, автор известных мемуаров о событиях в России конца XVI и начала XVII века. Судя по записям на старопечатных книгах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника, среди владельцев книг князь М.Я Черкасский, князь И.И. Хованский, обладатель крупнейшей фамильной библиотеки, библиотеки нижегородских помещиков Б.Ф. Дементьева и Т.Д. Лодыгина. Значительное количество книг принадлежало белому и черному духовенству, владельцами книг были так же купцы и крестьяне (книга Апостол, изданная в Москве в 1635 году, принадлежала крестьянину И.Б. Качигину).

В 1672 году учреждается Нижегородская епархия, во главе которой стояли митрополиты, архиепископы и епископы - люди умные, образованные и прогрессивные.

Митрополитом Нижегородским и Алатырским Филаретом (1672-1686гг.) были сделаны дары из личного собрания: в Прилуцкий монастырь – Евангелие, в Георгиевскую церковь – Евангелие в лист без оклада. Также известны его вклады во Владимирский Рождественский монастырь.

Сильвестр (Волынский), митрополит Нижегородский и Алатырский (1708-1719гг.). О личной библиотеке митрополита ничего не известно. Но есть факт дарения ему книг «…Книгу одну безденежно отпустил преподобию твоему в келию, благоволи любезно принять…», а также отправку в святую Лавру Сильвестром Миней месячных: июнь, июль, август и иных житий святых с марта по июнь из личного собрания.

Сподвижник Петра I - нижегородский архиепископ Питирим (1665-1738гг.) ученый - богослов и выдающийся проповедник, автор знаменитой «Пращицы духовной противу вопросов раскольнических» (1721г.). Питирим проявил себя крупным деятелем просвещения первой половины XVIII в., поборником школьной реформы. Питирим ратовал о распространении «образования домашнего и общественного, почитая сие верным средством духовного и гражданского исправления», источником «богатства, силы и славы отечества». Жизнь и дела этого носителя высшей духовной власти в крае, ревнителя образования и первого наставника школьных учителей, оставили заметный след в истории нижегородских школ. Обладал он и большой библиотекой до 1000 книг и рукописей церковного и светского содержания.

Много было собрано им старопечатных и рукописных книг для состязания с раскольниками. Так же известно, что в 1718 году, по просьбе Питирима ему были высланы копии десяти древних книг, одна из которых была с подлинника «Соборного деяния, бывшего в 1157 году на еретика Мартина Сниха с его последователями».

О библиотеке, а также ее количественном составе мы узнаем их из книги сената № 8/1035, л. 366, «Опись пожиткам, оставшимся по смерти нижегородского архиерея Питирима».

Его библиотека включала более 100 книг духовного и светского содержания на русском, греческом и латинском языках. Она состояла из двух частей, одна находились в Санкт - Петербурге, печатных и рукописных книг более 70 экземпляров, другая в Нижнем Новгороде – сорок четыре книги.

В библиотеке у Питирима в Нижнем находились следующие печатные и рукописные книги: печатное Евангелие; Евангелие киевской печати; Анфологион или цветословие, или трефелогион; Требник; две книги Кирилла Архиепископа Иерусалимского; Патерик Скитский, рукописный; Деяние Апостольское; Москаталагис греческий; книга Толемос Агапис на латино-греческом; книга Досифея Патриарха Иерусалимского на греческом диалекте; различных книг печатных и рукописных на различных языках 33 экземпляра.

Опись книг, находящихся в Санкт – Петербурге:

Сорок две книги гражданской и церковной печати: «Атлас» большой, «Календарь» повсеместный в лицах, «География» генеральная гражданской печати, «Полидора» - Вергилия Урбинского гражданской печати, «Краткое описание Земли» гражданской печати, «Описание о коронации Ее Императорского Величества» гражданской печати, «Симфония или согласие на священное четвероевангелие и деяние святых апостолов» церковной печати, «Рассуждения о шведской войне», «Часослов» киевской печати, «Феатрон «церковной печати, «Феатрон» киевской печати, «Историография о славянском народе гражданской печати», «Краткое описание комментариев академии наук на 1726 год гражданской печати», две тетради печатные огородных уборов, «Вопросы с ответами раскольника дьякона Александра», книга греческой печати, Примечания киевской печати 1732 года греческой печати, «Эблемат» с фигурами, «О поливательном крещении церковной печати», «Артаксерс» - драма на музыку действующая в зимнем доме 1738 года на латинском и русских языках, «Предисловие увещевательное к раздирателям ризы Христовы» церковной печати, «Синопсис» киевской печати, «Календарь» киевской печати на 1732 год, «Сокращение математическое» гражданской печати, два «Расположения учения к отрокам» гражданской печати, «Истинная политика знатных и благородных особ», гражданской печати, «О должности человека – гражданина» гражданской печати, «Синопсис» гражданской печати, Р»ассуждения о Шведской войне» гражданской печати, «Артикул воинский вместе с процессом» гражданской печати, «Аполлодора» Граматика Афинейского гражданской печати, «Тестамент» церковной печати, «Последование о исповеди» церковной печати, «Указы» от 1714 и 1719 годов гражданской печати, «О браках православных лиц с неверными» церковной печати, «Духовный регламент», «Прибавление духовного регламента», «Грамматика» церковной печати, «Календари» на 1733 и 1734 годы, «Артикулы воинские надлежащие к Российскому флоту», «Начало христианского учения», Книга инженерная в фигурах в тетрадях, «Грамматика» на немецком и русских языках разных форматов в тетрадях, «Пращица» в тетрадях.

Более тридцати рукописных, написанных скорописью и уставом: Книга «Вопросы Иеромонаха Неофита и ответы раскольнические», «Ответы раскольника дьякона Александра», «Феатрон» в тетрадях переведенная Иваном Григорьевым, «Летописец», «Повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими», Тетрадь – вопросы и ответы о различных церковных чинах, Канон Пресвятой Богородицы, написанный уставом в тетрадях, два «Реестра торжественным и викториальным дням», «Архирейский выход», «Толкование и сказание о милости господней», «Катихис» - написанный скорописью, «Устав» старинный – написанный уставом на пергаменте, два «Евангелия» – написанные уставом, «Беседы апостольские» – написанные уставом, книги Максима Грека – написанные скорописью, «Житие Архимандрита Дионисия» и о прочих, «Реестр имен Великих князей от Рюрика», «Разговор с раскольниками», «Житие боярыни Морозовой», четвертая часть книги «Фисафрося» в тетрадях, «Житие Ефросина нового чудотворца» в тетрадях, «Вопросы и ответы от начала Крещения Всероссийской земли» в тетрадях, Коллурий» «о лютой страсти очеболънiя капитонскаго, учиненной Софронiемъ Лиходеевымъ».

После смерти архиепископа все вещи и книги из Санкт - Петербурга, были возращены в Нижний Новгород.

Иоанн  I (Дубинский), епископ Нижегородский и Алатырский (1739-1742гг.). Исключительно образованный человек, изучал все науки, преподаваемые в то время в духовных училищах, знал много иностранных языков. Точный количественный и качественный состав его личной библиотеки не известен. Но бывшие у него книги на латинском и польском языках поступили в библиотеку Нижегородской семинарии. О благоустройстве которой он заботился: добился сборов с монастырей для ее содержания и позволения обучаться священно – церковно - служительским детям, казенного содержания детям-сиротам, выписывал для учеников книги.

Вениамин I (Пуцек-Григорович), епископ Нижегородский и Алатырский (1748-1753гг.) окончил Киевскую академию, был преподавателем в Казанском славяно-латинском училище, потом в семинарии. Точных данных о библиотеке епископа нет. Но после пожара в Киевской академии он пожертвовал из личной библиотеки много дорогих сочинений: большую библиотеку отцов Церкви, сочинения Блаженного Августина, Иеронима и других, лучшие толкования на Священное писание и т.д.

Вениамин заботился о просвещении иноверцев и об обустройстве нижегородской семинарии. В 1782 году архипастырь отказал свою библиотеку Казанской семинарии, чем значительно обогатил ее.

Феофан (Чарнуцкий), епископ Нижегородский и Алатырский (1753-1773гг.) окончил Киевскую академию, был учителем, пострижен в монашество, был наместником Сергиевой лавры. С заботливостью о просвещении иноверцев, Феофан соединял в себе заботу об устройстве семинарии. Построил семинарскую церковь, открыл класс философии, преподавание французского языка. В 1771 году лично Феофану было прислано несколько печатных тетрадей для совершения молебствия и печатные листы «о предохранении и врачевании от моровой заразительной язвы», с которых он приказал снять копии по числу епархиальных церквей, и  разослал по епархии.

Иосаф (Заболотский), епископ Нижегородский и Алатырский (1782-1783гг.) оставил после себя собрание своих поучительных слов и речей. Из слов и речей произносимых им в Нижнем Новгороде известны в рукописях четыре слова: в Нижегородском кафедральном соборе перед избранием судей, по случаю открытия Дворянского училища от Приказа общественного призрения, два - направленные против раскольников, а так же речь к предстоявшему дворянству. Все документы, относящиеся к Нижнему Новгороду переданы им в духовную семинарию.

Заметное влияние на нижегородскую культуру, в том числе и книжную, оказал и епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин (1783-1794гг.) – в миру Дмитрий Ефимович Семенов-Руднев.

Он был весьма образованным и просвещенным человеком, окончившим Геттингенский университет. Особым попечением епископа пользовалась духовная семинария, в которой владыка расширил круг семинарского преподавания и ввел ученые диспуты, ставшие широко известными и полюбившиеся нижегородцам. При нем семинарская библиотека обогатилась многочисленными изданиями, которые он пожертвовал из собственного книжного собрания, а также книгами, специально выписываемыми из-за границы.

Из Германии Руднев вывез много рукописных книг, которые впоследствии были переданы в библиотеку нижегородской семинарии. Из всего многочисленного собрания этих книг до нас дошли только «Нравственное богословие» доктора богословия Лесса на немецком языке в рукописи и отрывок толкования на книгу «Бытия».

В 1783 году он собрал все свои проповеди и издал в одной книге. В этом собрании помещено 14 слов, две речи и два рассуждения (так же переданы в библиотеку семинарии).

В 1784 году Дамаскин приступил к составлению словаря на четырех языках, которыми говорили инородцы в Нижегородской епархии. Весь словарь в 1785 году был переписан и отослан императрице, а список его в двух томах, содержащий в себе более 1000 листов, отдан в Нижегородскую семинарскую библиотеку «для хранения в вечные роды, яко достопамятный монумент премудрых узаконений императрицы».

В 1787 году «для поднесения мудрой императрице в память ее 25-летнего царствования» была составлена опись хода диспута со всеми произнесенными речами и разговорами. Экземпляр этого поднесенного императрице печатного семинарского акта в 4-ю долю листа хранится в библиотеке семинарии.

В семинарских расходных книгах есть записи об издержках на книги, которые семинаристы получали в награду от преосвященного Дамаскина в процессе диспутов.

Д. Е. Семенов-Руднев участвовал и в так называемом «Собрании, старающемся о переводе иностранных книг на Российский язык», созданном императрицей для ознакомления россиян с литературными сокровищами мировой культуры. По всей видимости, к этому мероприятию он привлек и нижегородца Савву Сергиевского, книга которого увидела свет в 1783 году. Это был первый в России перевод трагедии Шекспира «Король Ричард III».

Важнейшим трудом просвещенного епископа, сделавшим его широко известным среди ученых-библиографов, явилась составленная им в Нижнем Новгороде «Библиотека Российская, или Сведения о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших» с 1517 до 1785 года. Описанные в библиографии славяно-русские книги (несколько тысяч названий) он расположил хронологически – по периодам русской истории, а сами сочинения по выходным датам. «Это был первый в России случай применения хронологической систематики, которая оказалась значительным шагом вперед по сравнению с алфавитной систематикой…и по типографиям». Однако этот его труд в то время не был издан.

Епископ занимался изысканием древнейших рукописных памятников в местных монастырях. В 1792 году он отправляет в Синод рапорт, в котором указывает, что в Печерском монастыре найден Летописец на 329 листах и Хронограф на 533 листах. А в Благовещенском он обнаружил «Летописец от создания мира до царства Константина Палеолога, с прибавлением описания о Турции, Венеции и православных патриархах» на 417 листах, а также список с грамоты царя и великого князя Михаила Федоровича 1639 года. «Нижегородский летописец» Дамаскин издал в «Древней российской вивлиофике» Н.И. Новикова.

Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798-1811гг.). Личная библиотека архиепископа насчитывала 185 экземпляров книг различного содержания. Он собирал древние летописи и рукописи по истории и археологии. Перевел требник Гоаров (Rituale Graecorum) с латинского на русский (не издан), так же «Историю о животных бессловесных, с присовокуплением нравоучительных употреблений, из природы их взятых, сочинена на русском языке священная история для малолетних детей, написана «Новая скрижаль».

Перевел толкование Брентзия на евангелиста Луку с латинского на русский. Перевод этот в нескольких томах хранится в библиотеке Нижегородской семинарии.

Как библиотеку семинарскую, так и церковные библиотеки по всей епархии, он обогащал различными книгами, выписывая их через Н. Батыш-Каменского и Ф. Розанова.

Одна из ранних личных библиотек жителей Нижнего Новгорода XVII века – это книжное собрание из девяти книг. В 1680 году думный дьяк Иван Курбатов «за службу за московское осадное сиденье в королевичем приходе под Москвой» был награжден «сельцом с церквушкой» да книгами: двумя Триодями: цветной и постной, двумя Охтаями рукописными, Минеей общей московской печати, Минеей рукописной, Евангелием напрестольным и Апостолом. Сельцо Толоконцево является частью Приокского района города Нижнего Новгорода.

В 1670 г. один из Строгановых - Григорий Дмитриевич - стал нижегородским землевладельцем, купив у служилых дворян Жедринских небольшую часть земли в селе Гордеевка, которое соседствовало с Кунавином. В 1680-х гг. Григорий Строганов решил начать строительство домовой каменной церкви в Гордеевке, и почти такой же храм стали возводить в далекой Устюжне-Железопольской. Григорий Дмитриевич Строганов пробыл в Гордеевке до 1705 г. Строганов с успехом занимался собиранием рукописных сокровищ; из обращенной к нему просьбы святителя Димитрия, митрополита Ростовского, выслать ему книгу, «глаголемую Хронограф, или Летописец», видно, что Строганову принадлежал один из двух вообще существовавших в то время экземпляров этой рукописи.

XVIII век – это время активного развития домашних библиотек. Основной круг ценителей и собирателей книг группировался в городе. Это были люди богатые и нередко весьма образованные. Родовитые книголюбы приобретали и читали светские и теологические, русские и западные, перерабатывали их, вели дискуссии и переписку на книжные темы.

Многие образованные нижегородцы - помещики имели собственные библиотеки. К сожалению, о количестве и составе их мы имеем отрывочные сведения.

Следует отметить библиотеку С.А. Москотильникова – поэта, приписываемого к кругу радищевцев. К его приезду в 1788 году в Нижнем Новгороде уже сложился своеобразный литературный кружок местной творческой интеллигенции, куда входили ардатовский помещик Я.П. Чаадаев, поэт И. Ильинский, М.Н. Веревкин, Я.В. Орлов, С.И. Иванов, Е.Х. Эвениус и П.И. Прокудин. Последний, будучи близким приятелем Н.И. Новикова, имел книжную лавку, в которой не только торговал разными новиковскими книгами и журналом «Утренний свет», но и оформлял на него подписку.

В «Реестре книг», составленном им самолично до 1793 года указано 112 книг, большинство из которых масонского содержания. Кроме этого, среди книг его библиотеки были: сочинения Вольтера, «Персидские письма» Монтескье, поэмы Мильтона и Тассо, сочинения М.М. Хераскова, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гуливеровы путешествия» и «Жизнь Робинзона Крузо», «История Российская» князя Щербатова, «История древняя и новая» аббата Милота в девяти частях, Соборное уложение 1649 года, «Тысяча и одна ночь» и даже «Руководство краткое к гражданской архитектуре» и другие издания подписку [66, С. 568].

Граве Христиан Христианович – артиллерийский генерал- майор, нижегородский чиновник. В 1786 году подарил местному народному училищу более ста книг на голландском, латинском, французском, немецком и русских языках.

Известно о библиотеке нижегородского купца Якова Свешникова за 1786 год. Книг в ней было немного, всего одиннадцать, но большинство из них светского содержания. Из них упоминается «Российская история», «Эзоповы басни», «Нравоучительные басни», «Устав купеческого водоходства», трагедия «Дмитрий Самозванец», «Учреждение о управлении губернией», «Открытие нравоучительных новостей». А также книги духовного содержания: Новый завет, два Каноника, Патерик Печерский.

Имеются сведения о том, что в 1767-69 годах в Нижнем торговал изданными Академией наук книгами Алексей Краснов.

Епископ Дамаскин состоял в дружеских отношениях с управляющим коллегией Нижегородской губернии П.И. Прокудиным, который был в близких отношениях с известным просветителем Н.И. Новиковым. Он имел в городе книжную лавку, в которой не только торговал разными книгами и новиковским журналом «Утренний свет», но и оформлял на него подписку. Имел личную библиотеку. Его дочь Наталья Прокудина перевела французскую «Благодетельную пастушку» - первое художественное издание Нижегородской типографии.

Многие образованные нижегородцы помещики имели собственные библиотеки. К сожалению, о количестве и составе их мы имеем отрывочные сведения. В основном об этом мы узнаем из имущественных наследственных разделов.

Например, в 1801 году скончался помещик капитан Михаил Волков. Книжное собрание, которое насчитывало 106 наименований, в том числе 22 рукописные книги, но не древние. Капитан увлекался мировой, римской и российской историей, историей покорения Мексики. Имелись некоторые журналы, в том числе и новиковский «Утренний свет» за 1778-1779 годы. Упоминались три жалованные грамоты за 1683, 1684 годы и «Ежемесячные сочинения» за июль 1756 года.

Профессиональной библиотекой обладал и инженер - механник Иван Пуадебард. По сохранившемуся ее реестру в библиотеке насчитывалось 98 наименований (334 тома) изданий на русском и французском языках. В основном это были книги технического содержания, издания по архитектуре, словари.

Сведения о частных книжных собраниях можно узнать и из «описей журналов Нижегородского Наместнического Правления», «описей дел Нижегородского Городского Магистрата» и «описей дел Нижегородского Уездного суда».

В 1782 году при описи имущества за долги нижегородского купца Александра Трушенникова записаны следующие книги: шесть Часословов, три Псалтыри, Регламент духовный, книга Историография и (?) книжек баргаментовых.

При описи имущества купца Лоскутова в 1789 году выявлено наличие книги «Страсти господни».

Нижегородский купец Михаил Ветошников обладал библиотекой в которую входило сорок восемь книг светского и духовного содержания: два «Путешествия Вальяна», две «Минеи нравоучительные, две книги «Правосудный судья», три «Поваренного словаря», «Старые погудки на новый лад», «Ананис», «Плачевное следствие», «Неслыханный чудодей», «Новый пересмешник», «Нефелогия», «Наставление греческого устава», «Наставление греческого языка», «Мореплавание», «Волшебное зеркало», «Рыцарь добродетели», «И даль(?)», «Календарь», «Странствие молодого вартолга», Песенник, Служебник, Ирмолог, Канонник, три «Азбуки», «Обычай нынешнего света», «Регламент» и пятнадцать книжек (?).

Старшая дочь И.П. Кулибина была замужем за нижегородцем Андреем Ивановичем Поповым ( деревня Карповка находилась на территории города, ныне Автозаводской район). Они вели активную переписку с проживающим в Санкт – Петербурге Иваном Петровичем. Из письма, написанного в 1798 году, мы узнаем, что Кулибин регулярно посылал дочери и зятю «Санкт – Петербургские вести» вплоть до своего переезда в 1801 году. Это говорит о наличии в семье Поповых собрания периодических изданий.

Частные библиотеки в Нижнем Новгороде сыграли важную культурную роль в жизни нижегородцев, с их помощью многие жители города и прилежавших населенных пунктов, может быть впервые смогли познакомиться с лучшими произведениями отечественной и мировой литературы, развить в себе вкус и любовь к чтению.

 

 

Заключение

Мы рассмотрели историю библиотечного дела в Нижнем Новгороде XVII – XVIII веков. В данный период книги накапливались в основном в монастырских, церковных, храмовых библиотеках. Самыми крупными библиотеками обладали Печерский и Благовещенский монастыри, в совокупности там было более тысячи печатных и рукописных книг. Фонд этих библиотек в XVII и XVIII веках имел тенденцию к увеличению. В 32 рассматриваемых церквях насчитывалось более 619 книг, более точную цифру назвать невозможно, потому что в источниках даны неопределенные данные. И количество книг в церквах разнообразно от пятидесяти в Соборе Благовещения Пресвятой Богородицы, до одной в церкви Успения Святой Богородицы. В среднем почти по 20 книг на храм. Преобладают в основном рукописные книги, почти в два раза, над печатными, и предположительно треть книг не обозначены, печатные ли они или рукописные.

В XVII и XVIII веках личные библиотеки имели солидные собрания печатных и рукописных документов. Например, хорошими библиотеками обладали церковные деятели архиепископ Питирим, епископ Дамаскин. В XVIII веке можно отметить библиотеки: поэта С. А. Москотильникова, инженера Ивана Пуадебарда, генерала Х.Х. Граве. И еще одной особенностью библиотечного дела Нижнего Новгорода является то, что хорошими личными библиотеками обладали купцы, проживающие непосредственно в городе, а не представители аристократии, имеющие загородные имения. Но данные по библиотекам купечества, к сожалению, мы узнаем из дел Нижегородского Наместнического Правления или Нижегородского Уездного суда, при их описи после разорения или неуплаты долгов.

Необходимо обратить внимание на собрания документов различных учреждений: Приказной избы и Таможни (XVII век), Нижегородского Наместнического Правления, Врачебной управы (XVIII век), а также Нижегородской Духовной Консистории, на протяжении двух этих веков. В данные собрания входили не только документы делопроизводства, но и книжные собрания и собрания периодической печати.

Школьные библиотеки были немногочисленны по своему составу, данные за XVIII век. Исключение составляет библиотека Нижегородской Духовной семинарии. К 1764 году в ней числилось до 684 экземпляров книг, а также 289 документов Церковного Древлехранилища, созданного при семинарии. Отдельно велся учет учебной литературы.

На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Книжность в основном еще сосредотачивалась в монастырях, церквях, соборах и храмах;

2. Появление библиотек при различных учреждениях (государственных и церковных);

3. Формирование библиотеки при учебных заведениях (первоначально при духовных школах, впоследствии светских);

4. Усиление позиции личных библиотек, книги приобретаются различными слоями населения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архимандрит Макарий Памятники церковных древностей [Текст] / Архимандрит Макарий. – Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 1999. – 701 с. – (Нижегородские были).

2. «Библиотеки Нижегородской области: страницы истории» [Текст]: материалы научно-практической конференции / ред. Н.А. Румянцев. – Нижний Новгород: РИО НГОУНБ, 2000. – 71 с.

3. Бородин, Ф.Н. Из истории нижегородской – горьковской полиграфии [Текст] / Ф.Н. Бородин // Записки краеведов: Очерки. Статьи. Документы. Хроника / сост. Н.И. Куприянова. – Горький, 1977. – С. 90-102.: ил.

4. Галай, Ю.Г. Книжный Нижний [Текст] / Ю.Г. Галай. – Нижний Новгород: Книги, 2007. – 288 с.: ил.

5. Галай, Ю.Г. Нижегородское культурное гнездо конца XIX столетия [Текст] / Ю.Г. Галай //Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края. Материалы международной научной конференции (16-17 июня 1997 г.). – Нижний Новгород, 1997. – С. 119-122.

6. Гациский, А.С. Нижегородский летописец [Текст] / А.С. Гацисский. – Нижний Новгород: Нижегородская ярмарка, 2001. – 716 с. – (Нижегородские были).

7. Гациский, А.С. Нижегородское содержание «Д.Р.Б.» [Текст] / А.С. Гацисский // Сборник статей, сообщений, описей и документов. – Нижний Новгород, 1900. - Т. 4. – С. 51-59.

8. Гвоздаво-Голомбиевский, А.А. Некоторые сведения об архиепископе Питириме [Текст] / А.А. Гвоздаво-Голомбиевский // Действия Нижегородской Губернской Ученой Архивной Комиссии: сборник – Нижний Новгород, 1897. – Т. 3. - С. 537-540.

9.оГорячев, А. От времен протопопа Аввакума [Текст] /
 А. Горячев, В. Горячев // Памятники Отечества. – 1995. - № 3/4. – С. 105-111.

10. Днепровский, Д.П. Духовные школы в Нижнем Новгороде перед открытием семинарии (1721-1738гг.) [Текст] / Д.П. Днепровский // Действия Нижегородской Губернской Ученной Архивной Комиссии: сборник. – Нижний Новгород, 1912. – Т.16, Вып. 1. - С. 1-8.

11. Кирьянов И.А. Пропавшие сокровища [Текст] / И.А. Кирьянов // Горьковский рабочий. – 1986. – 12 февр. – С. 2.

12. Коновалова, А.Н. Нижегородская рукописная азбука в XVII веке [Текст] / А.Н. Коновалова // Записки краеведов. Очерки. Статьи. Документы. Хроника / сост. Н.И. Куприянова. – Горький, 1979. – С. 163-167: ил.

13. Лаппо- Данилевский А.С. Писцовая и переписная книги XVII века по Нижнему Новгороду [Текст] / А.С. Лаппо-Данилевский. – СПб.: Синодальная типография, 1896. – 29 с.

14. Машенцева Л.П. Деятели книжной культуры Поволжья (XIV – начала XX вв.) [Текст]: библиографический словарь / Л.П. Машенцева; СГАКИ. – Самара: Изд-во СГАКИ; Изд-во АСГАРД, 2010. - 572 с.: ил.

15. Монастыри и храмы Нижнего Новгорода [Текст] / авт.-сост. М. Пчелинцева. – Нижний Новгород: Глагол, 2008. – 172 с.

16. Нижегородская Духовная семинария. К 15-летию возрождения [Текст]. – Нижний Новгород: РИДО, 2008. – 84 с.: ил.

17. Нижегородская школа XVIII – начала XX вв. Очерки истории образования [Текст] / под. ред. И.В. Берельковского. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 272 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: