Гастрономический туризм - вид туризма, основной целью которого является знакомство и дегустация национальных кулинарных традиций определенных географических мест (сел, деревень, городов или целых государств). Он дает возможность прочувствовать вкусовые пристрастия, познакомиться с культурой питания и национальными кулинарными традициями стран мира. Гастрономический туризм относится к путешествиям, где местные продукты питания и напитки являются основным мотивирующим фактором путешествий.
В 1998 году, профессором Люси Лонгом (Университет Боулинг грин, Огайо, США) введено понятие «culinary tourism» - «КУЛИНАРНЫЙ туризм». Его суть заключается в том, что пища помогает проникнуться культурой той или иной страны.
В 2003 году Эриком Вульфом была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association), президентом которой он является и по сей день.
В первом официальном документе организации он делится своим пониманием гастрономического туризма. «Гастрономический туризм – поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой как на другом конце Земли, так и на соседней улице…». Среди целей организации организации - «Помогать людям, обществу и предприятиям развиваться путем налаживания взаимовыгодных отношений основанных на всеобщем интересе к еде и напиткам». В манифесте Международной ассоциации кулинарного туризма подчеркнута способность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню: «Еда – это квинтэссенция нации, ее характера и истории» [15, с.
|
|
181].
В 2006 году создается Международный институт кулинарного туризма, курирующий образовательные и учебные программы Международной ассоциации гастрономического туризма.
Массовое развитие кулинарного туризма привело к образованию соответствующих турфирм, специализирующихся на международном гастрономическом туризме, например: «Gourmet on Tour» (США), «The International kitchen» (Великобритания), «Gourmet Getaways» (Италия).
Несмотря на то, что Международная ассоциация кулинарного туризма появилась в США, первопроходцами данного направления по праву считаются итальянцы, которые под эгидой вкусной и здоровой пищи грамотно синхронизировали туристскую и производственную составляющие. В 1990-х годах именно они разработали туристские маршруты сочетающие в себе посещение как торговых, так и технологических предприятий.
В 2012 году, из-за того что большинство туристов считали КУЛИНАРНЫЙ туризм прерогативой элиты, в связи с чем игнорировали гастрономические туры, термин «КУЛИНАРНЫЙ туризм» заменяют на «ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ туризм».
В 2015 г ЮНВТО выделяет гастрономический туризм в отдельную нишу и гастрономия становится одной из ключевых составляющих культуры и нематериального наследия объекта путешествий.
|
|
Появлению и развитию гастрономического туризма способствовало множество факторов, среди которых:
· телевизионные кулинарные программы и шоу;
· youtube каналы посвященные путешествиям, авторы которых путешествуя по различным уголкам планеты, помимо прочего знакомят своих подписчиков с гастрономическими пристрастиями аборигенов.
· положительные отзывы путешественников, о посещении ими в ходе своих туров, национальных заведений питания с многолетней историей.
· приверженцами ЗОЖ и их поисками экологичных и качественных
продуктов питания.
· понимание владельцами предприятиятий общественного питания и туристских организаций, огромного потенциала и прибыльности кулинарного туризма в мире.
Гастрономический тур
Гастрономический тур – это специально разработанная программа кулинарного отдыха, включающая в себя дегустацию блюд и напитков, знакомство с технологией их приготовления, а также предусматривающая обучение у профессиональных поваров. кулинарного тура. Нередко гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок.
Гастрономические туры можно условно разделить на несколько направлений:
1) Сельские туры подразумевающие уклон в чистоту и экологичность. Это могут быть сбор дикоросов, охота на трюфеля, сбор овощей и фруктов на фермах. Это могут быть и туры по местам знаменитым благодаря своим продуктам питания, таким как испанский хамон, пармская ветчина, брюссельское прамине, с целью их последующей дегустации;
2) Городские туры подразумевающие посещение с целью дегустации урбанизированной пищевой составляющей. Это могут быть различные предприятия питания, кондитерские фабрики, колбасные цеха, сыроварни или рестораны с предложением блюд от именитых поваров;
В зависимости от цели поездки, и в первом, и во-втором случаях гастрономический тур может включать в себя как несколько мероприятий (носить характер комбинированного тура), так и какое-то одно. В обоих случаях это могут быть событийные туры (фестивали или праздники посвященные конкретным блюдам) или туры просто носящие культурно-познавательный характер (образовательные туры), так как в тур могут быть включены не только наблюдение и дегустация, но и непосредственное участие в приготовления блюд, или предусматриваться посещение всевозможных авторских кулинарных курсов.
Важно также учитывать, что гастрономические туры могут предполагать ознакомление туристов не только с разнообразием деликатесов в какой то одной местности, но и с особенностями одного и того же продукта или блюда в разных населенных пунктах.