double arrow

Нивелирование трассы.

Трасса – это ось линейного сооружения типа: дороги, трубопроводы, линейные ускорители частиц, ЛЭП и другие

Трассирование – комплекс работ для получения оптимального варианта трассы по отношению к ландшафту местности, рельефу, в экономическом отношении.

Нивелирование трассы включает: рекогносцировку; разбивку пикетажа; производство нивелирования, обработку его результатов, построение и вычерчивание профиля трассы в заданном масштабе.

1.Рекогносцировка – осмотр местности и закрепление главных точек трассы начала трассы (НТ), конца трассы (КТ), створных точек (СТ), вершин углов поворота трассы (ВУ)деревянными или бетонными столбами высотой около одного метра. На столбах подписывают названия и номера точек.

2.Измерение углов поворота трассы – угла между предыдущим и последующим направлением трассы. Теодолитом измеряют правые по ходу горизонтальные углы и вычисляют углы поворота трассы. Если трасса поворачивает вправо, то φ1 = 180º- β1, угол поворота трассы влево вычисляют φ2 = β2 – 180º.

3.Разбивка трассы: расчистка и закрепление главных точек кривых, пикетов, плюсовых точек, поперечников. После вычисления углов поворота трассы выбирают из «Таблиц для разбивки круговых кривых» или вычисляют по формулам элементы кривых: тангенс (касательная к кривой, Т), биссектрису (Б), длину кривой (К), домер (Д).

После закрепления на местности трассы знаками, приступают к разбивке пикетажа.

Разбивку пикетажа проводят лентами или рулетками после провешивания трассы между поворотными столбами.

Пикет – это колышек, которым отмечают точку трассы. Расстояние между соседними пикетами обычно равно 100 м за пределами застроенной части территории, а в городах и на территории промышленных предприятий – 40 или 50 м.

Нумерацию пикетных точек начинают в начальной точке трассы с нуля и обозначают ПК 0. Каждая пикетная точка закрепляется двумя колышками: «точкой» и «сторожком». В точке вровень с землёй забивают колышек длиной 10 – 12 см и ставят на него рейку при нивелировании. Рядом с точкой забивают сторожок – кол высотой 20 – 25 см, который забивается на 1/3 высоты и служит для отыскания точки. На сторожке подписывают номер пикета.

В тех случаях, если пикет невозможно установить через положенное расстояние (камни, ямы), его закрепляют на расстоянии меньше заданного. Такие пикеты называют рубленными. В следующем пикете расстояние должно быть компенсировано.

На трассе закрепляют плюсовые точки – точки пересечения с характерными элементами ситуации и рельефа, определяют их пикетаж от предыдущего пикета. На косогорах или в местах неравномерного уклона трассы разбивают поперечники: закрепляют на трассе осевую точку поперечника, строят при помощи теодолита прямой угол к трассе вправо и влево от нее, то есть левое и правое плечи поперечника, на которых закрепляют плюсовые точки в местах изменения рельефа. Пикетаж этих точек определяют от осевой точки поперечника.

Промежуточные точки, подлежащие нивелированию, обозначают только сторожками. На них подписывают номер предыдущего пикета плюс расстояние в метрах от него до данной точки (ПК 3 + 45).

Одновременно с разбивкой пикетажа заполняют в пикетажную книжку - это полевой документ, в котором в произвольно выбранном масштабе указываются пикеты, все промежуточные точки, плюсовые точки, углы поворота трассы и снимаемая ситуация влево и вправо от оси трассы

методами промеров и перпендикуляров, в пределах заданной ширины (абрис съемки).

Ось трассы чертится посередине страницы вдоль длинной стороны. Ось показывают прямой линией с обозначениями углов поворота стрелками. Всё, что пересекается трассой (дороги, канавы, границы угодий), заносится в пикетажную книжку на основании измерений, производимых рулеткой. Также измеряются расстояния до постоянных предметов (строения, мосты, телеграфные столбы и т.п.).

Чтобы выполнить геодезические работы по трассе в общепринятой системе координат и высот, трассу привязывают к пунктам геодезической опорной сети в начале и конце трассы.

После разбивки пикетажа приступают к нивелированию.

По пикетажу трассы линейных сооружений в большинстве случаев производится техническим нивелированием. Если начальная и конечная точки трассы опираются на пункты, высоты которых определены

нивелированием высших классов, нивелирование трассы ведётся в одном направлении, и в двух направлениях по всем висячим ходам. Нивелирование ведётся способом из «середины». Километровые пикеты, реперы нивелируют как связующие точки, а плюсовые точки и точки поперечников – как промежуточные, только по черной стороне рейки. Результаты измерений заносятся в журнал нивелирования.

По окончании полевых работ получают следующие документы: пикетажный журнал и журналы нивелирования трассы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: