Цель работы - ознакомиться с этапами и требованиями составления поперечного и продольного профилей, а также с сопутствующими проектными работами.
Материалы, приборы и принадлежности – журнал технического нивелирования, миллиметровая бумага формата А 4 – 2 листа, чертежные инструменты и калькулятор.
Задание:
- По результатам, полученным в журнале нивелирования построить продольный профиль в масштабах: горизонтальный 1:2000 и вертикальный 1:200 и поперечный профиль в масштабе 1:200.
- На профильные линии нанести проектные линии и сделать соответствующие расчеты.
- Оформить профили согласно требованиям.
Содержание работы
Продольный и поперечный профили трассы автодороги являются итоговыми документами технического нивелирования. Они необходимы при вертикальной планировке оси сооружения и для производства земляных работ.
Составление продольного профиля. Профиль составляется по данным журнала нивелирования от ПК0 до ПК4 на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный 1:2000 и вертикальный 1:200..
|
|
1. Выбирают условный горизонт (УГ) с таким расчетом, чтобы профиль трассы в самой низкой своей точке располагался на 5—7 см выше линии условного горизонта; при этом отметка УГ должна быть кратной 10 м.
- Ниже линии УГ строят сетку профиля, в отдельных графах которой размещают фактические и проектные данные по профилю. Для определенного типа сооружений установлено стандартное содержание и расположение линий и граф сетки, назначение которых определяется подписями. Последовательность граф и их размеры (в мм) показаны на рис. 18.
- Заполняют графу расстояний, где дают положения пикетов и плюсовых точек в масштабе 1:2000. Ниже подписывают номера пикетов. В графу отметки земли из нивелирного журнала выписывают абсолютные отметки всех точек (пикетных и плюсовых), округляя их до сантиметров. Наносят ось проектной линии красной тушью в графе «План трассы».
4. На перпендикулярах в этих точках откладывают в вертикальном масштабе 1:200 профильные отметки, определяемые как разности абсолютных отметок точек и условного горизонта, т. е.
Нпроф=Набс-УГ
Соединив полученные точки, получают линию профиля (поверхности земли).
- По нанесенному профилю местности и фактическим отметкам в соответствии стребованиями технических условий проектируют расположение проектной линии в профиле. При проектировании проектной линии необходимо соблюдать основные условия проектирования — предельный уклон, минимальное количество и баланс земляных работ. На рис. 18 проектная линия проведена с примерно равным числом насыпей и выемок, позволяющим использовать грунт из выемок в насыпи, с небольшими размерами глубин выемок и высотой насыпей.
|
|
Рис.18. Продольный профиль трассы
Построение поперечных профилей. Профили поперечников строят в одном масштабе 1:200 (рис. 20). Условный горизонт берут с таким расчетом, чтобы высота ординат поперечника была бы в среднем около 5 см. На профиле дают черные отметки пикетов поперечника и расстояния между ними. С продольного профиля выписывают отметку проектной линии и и строят ее на профиле. Затем определяют рабочие отметки земляных работ.
Рис.20. Поперечный профиль трассы
Лабораторная работа № 14
РАБОТА С КАРТОЙ
Цель работы: - научится пользоваться планом (картой) для решения различных прикладных задач, определять координаты точек и измерять ориентирующие углы, а также строить профили линий по горизонталям.
Материалы, приборы и принадлежности – карта масштаба 1:50 000, чертежные инструменты, транспортир.
Задание:
- Определить географические координаты (φ, λ) двух заданных точек (табл.18).
- Определить прямоугольные координаты (х, у) двух точек.
- Измерить дирекционный угол (α) заданного направления по карте.
- Определить истинный и магнитный азимуты (Аи, Ам) заданного направления.
- Построить профиль линии по отметкам горизонталей (табл. 19).
Основные понятия и формулы