double arrow

Классификация коворкинг-пространств

Гимадеева Ясмина Низамовна

магистрант

E-mail: yasminaagim@gmail.com

Киносьян Наталья Станиславовна

старший преподаватель, кандидат архитектуры.

E-mail: kinosa@mail.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

 

История и развитие коворкинг-пространств. Казанский опыт внедрения в структуру города.

Аннотация

Поставленные задачи. Коворкинг как тип «пространства для работы» существует уже 15 лет. Однако функциональная наполняемость и архитектурно-планировочное решение в разных пространствах может значительно различаться. Цель данной статьи состоит в установлении взаимосвязи архитектурной среды коворкинга и его функциональнообразующего ядра.

Результат. Основным результатом исследования является анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования коворкингов, анализ казанского опыта внедрения коворкингов в структуру города.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры заключается в выявлении общих признаков проектирования коворкинг-пространств на основе мирового опыта, определении зависимости коворкинг-функции и архитектурно-планировочной составляющей как условия комфортного пребывания в данных пространствах. В статье разобрана классификация коворкингов: по типу рабочего пространства, по тематическим признакам, уровню доступности, экономическим признакам, типу архитектуры; рассмотрен казанский опыт возникновения и функционирования коворкинг-центров.

  

 

Ключевые слова: коворкинг, рабочее пространство, офис нового типа, удаленная работа, рабочая среда.

 

Введение

Феномен коворкинга интересует исследователей в силу своей многогранности. Это и бизнес-модель, и форма профессиональных отношений разных специалистов, и архитектурное пространство для интеллектуальной работы [1].

Появление интернета позволило работать удаленно, посредством сети, что выявило нецелесообразность постоянного личного присутствия в корпоративном офисе. Однако, необходимость в рабочем пространстве как таковом сохранилась. Использование же неприспособленных для удаленной (интеллектуальной) деятельности мест, таких как жилое пространство, кафетерий, парки имеют свои недостатки: шум, отвлекающие факторы, отсутствие доступной сети Wi-Fi или достаточного количества электрических розеток. Все это способствовало появлению альтернативного рабочего пространства – коворкинга.

Важной особенностью коворкинга является стихийность и непостоянство сообщества внутри коворкинга. Е.В. Борисенко рассматривает коворкинг с позиции акторно-сетевого подхода, через идеи Джона Ло, и приходит к выводу, что коворкинг участвует в производстве пространства потоков. Такой подход позволяет рассматривать коворкинг в динамике, как развивающийся элемент [2]. «Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в разделенном времени, работающих через потоки» - так писал Мануэль Кастельс, введший в обиход этот термин. Под потоками же он рассматривал «целенаправленные повторяющиеся программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы» [3].

Коворкинг (от англ. coworking), в широком смысле — подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком —пространство, коллективный офис (англ. coworking space).

История коворкингов как пространств начинается 9 августа 2005 года в Сан-Франциско, США, когда программист Брэд Ньюберг решил открыть альтернативную площадку для работы, в которой за ежемесячную плату коворкеры получали помимо рабочего места Wi-Fi, ланчи, а также время для медитаций и совместные велопрогулки.

Коворкинг – это не просто пространство для работы, оно воспринимается резидентами как сообщество или движение. Так, в честь пятилетия, коворкинг-движение провело первый #CoworkingDay.

Сейчас, спустя пятнадцать лет после возникновения коворкингов, можно отметить, что их популярность интенсивно увеличивается. Существуют посвященные им журналы, сайты, такие как Deskmag, Coworking Handbook, Kovorkingi.ru, на которых можно найти адреса коворкингов, данные социальных опросов, рейтинги и другую не менее важную информацию. Также, с 2011 года проводятся конференции, такие как Global Coworking Unconference Conference, на которых обсуждаются развитие коворкинга как бизнес-стратегии, способы повышения рентабельности.

В России первое коворкинг-пространство появилось лишь в 2008 году, в Екатеринбурге, под названием «Башня». Идею подхватили и другие крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Киров, Новосибирск. Однако в нашей стране коворкинги не сразу стали популярны среди фрилансерев. Оказалось, что не каждый готов платить за стул, стол и доступ к интернету, предпочитая удаленную работу дома [4].

Для того, чтобы оставаться успешным проектом коворкинг не может существовать как отдельная функция. «Он должен быть частью кластера, элементом крупного бизнес-проекта» [4]. Так появились коворкинги второй волны. Они включают в себя не только рабочие пространства, но также и образовательные, выставочные, а иногда и хостел.

Для коворкингов в большинстве стран характерна стратегия возникновения «снизу вверх», по инициативе коммерческих компаний. Обратная стратегия «сверху вниз» и государственная поддержка кроме Москвы существует еще во Франции, Израиле. Интерес государственного сектора основан на потенциале коворкингов способствовать экономическому развитию страны [5].

Одной из особенностей цифровой экономики, характеризующейся компьютеризацией, является преобладание дистанционных трудовых отношений и децентрализация самого труда. Приоритетной становится интеллектуальная деятельность, а работника отличает мобильность и профессиональная подвижность [6].

Совместная интеллектуальная деятельность удаленных работников проходит в виртуальном пространстве, вне связи с конкретной географической точкой. Работа начинает носить персональный характер, а самоорганизация становится делом самого индивида [7].

Пространство коворкингов можно рассматривать как пример городских ситуаций, которые рассматривает Скотт Маккуайр в своей книге «Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство», ситуаций, когда происходит вынужденное взаимодействие незнакомых друг другу людей. Такой совместный опыт «со-бытия с другими» учит принимать иноковатость и расширяет мировоззрения, что в свою очередь создает «культуру публичной корректности» (public civility) [8].

Статистика последних лет отмечает рост количества фрилансеров (нежелание работать наемным сотрудником, необходимость дополнительного заработка), среди которых наиболее популярны профессии в сфере дизайна, копирайта, программирования, рекламы. Эта тенденция вызвала развитие коворкингов. Важно отметить популярность такой жизненной стратегии как «flexibility» (англ. гибкость), которая отражает современную тенденцию к независимости не только от конкретного работодателя, но и от корпоративного офиса [9].

Коворкинг можно рассматривать как одну из форм профессиональных отношений. Фрилансеры же, которые составляют ключевую аудиторию коворкингов, в условиях современного общества имеют ресурсный потенциал, несмотря на их нестабильное положение на рынке труда. Коворкинги используют начинающие предприниматели, сотрудники международных компании, не привязанные к конкретному офису [5].

Также важной особенностью является независимость резидентов друг от друга в процессе работы, они не связаны «отношениями власти и подчинения» и могут свободно взаимодействовать между собой [2]. Это минимизирует «давление», вызванное конкуренцией между сотрудниками, столь частое в корпоративных офисах.

Классификация коворкинг-пространств

Архитектурные и функциональные границы коворкинга как пространства не регламентированы. Однако 15 лет существование коворкингов сформировало следующие классификации.

Таблица 1

Классификация коворкингов по типу рабочего пространства [10]

Тип коворкинга Характеристика Пример
1 Офисный Стандартный рабочий офис «125 W 25TH ST». Wework. Нью-Йорк, США [11].
2 Производственный коворкинг Производственное помещение, снабженное оборудованием для производства продукта или группы продуктов. «Дар труда». Москва [12].
3 Творческие мастерские Пространство для реализации творческого потенциала посетителей и проведения мастер-классов, снабженное соответствующим оборудованием. «Творческая мастерская». Ижевск. Россия [13].
4 Ремесленный Полноценные цехи, сдаваемые в аренду: ювелирный, столярный коворкинги «Артель». Нижний Новгород, Россия [14].
5 Коворкинг для детей Детская зона с разными творческими «кружками») Иногда детские коворкинг-центры расположены в одном здании со взрослым, что позволяет родителям оставить там ребенка на время работы. «Big And Tiny». Санта-Моника, США [15].
6 Уличный коворкинг Это любой из вышеперечисленных типов, только все необходимое для работы будет расположено под открытым небом. Размещаются такие центры в парках и скверах, что в летний период может быть очень актуально. Движение «WePark». Апрель, 2019 Сан-Франциско, США [16].
7 Антикафе Тоже своеобразный вид коворкинга. Оплачивается время, проведенное в помещении, которое оборудовано как кафе. «Циферблат». Казань, Россия [17].
8 Коворкинг, совмещенный с мини-хостелом   «Дерево». Москва, Россия [18].

 

 

Тематические коворкинги [19]:

· По национальной принадлежности;

· По гендерному разделению;

· По специализации

Инка Санкари рассматривает коворкинг как место «совместной работы» - co-working и предлагает следующие категории классификации: в зависимости от бизнес-модели и по уровню доступности. Так, относительно бизнес-модели выделяются коммерческие и некоммерческие коворкинги.

 К коммерческим относятся коворкинги, открытые на базе отелей и имеющие минимальный пакет услуг с краткосрочным периодом аренды; инкубаторы, предоставляющие рабочее пространство для определенной группы предпринимателей для поддержки их бизнеса; «студия», где рабочие зоны сдаются в долгосрочную аренду (более месяца).

К некоммерческим же относятся государственные учреждения, основанные, например, на базе библиотек, которые предоставляют бесплатно рабочее пространство; «центры сотрудничества», способствующие совместной работе членам определенной группы, например, учебный хаб, открытый на базе университета; «третье место», представленное в большей степени кафетериями, где оплачиваются только дополнительные услуги, такие как еда или напитки.

Эти же шесть типов коворкингов также разделяются по уровню доступа пользователей. Так, к публичным и предоставляющим свободный доступ относятся государственные учреждения-офисы и «третьи места». К полуобщественным – «центры сотрудничества» и коворкинги, открытые на базе отелей, а к частным – инкубаторы и «студии» [20].

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: