Лютня (Италия), виуэла (Испания)

Lucca, Biblioteca Statale, MS.774: «Intavolatura di leuto da sonare e cantare» // «Лютневая табулатура для пения и игры», ок.1595-97. 26 + 23 ff. Три переплетенные вместе рукописи, 2-я и 3-я из которых содержат интабуляции «легкого» вокального репертуара, сольные и для аккомпанемента.

Haslemere, частная библиотека Карла Долмеча (Carl Dolmetsch), MS.II.C23: «Лютневая книга Медичи», ок.1590-1600. 72 ff. (ff.1-5, 22-38 и 40-71 отсутствуют). Ркп., связанная с «Сиенской книгой» (Den Haag 20.860), написанная в большой части тем же почерком. Фантазии, танцы. Мадригалы: «Nasce la pena mia» Стриджо (f.9, f.14v, тж. начало f.9v), «Vivo sol di speranza» Лассо (f.12v), «A la dolce o[m]bra» Падовано (f.20), «Vestiva i colli» Палестрины (f.20v).

Montreal, Conservatoire de Musique: «Intavolatura di liuto: Orazio Vecchi e discépoli» // «Табулатура для лютни: Орацио Векки и ученики», Ломбардия, ок. 1595-1610. 116 pp. 71 пьеса, в т.ч. интабуляции 4 мадригалов (в т.ч. «Vestiva i colli» Палестрины, f.56, и «Anchor che co’l partire» Роре, f.65) и многочисленных канцонетт и napolitane (Векки, Каваччо, Роре и др.).

Roma, Biblioteca Angelica, Ms.Mus.1608 (ок.1590-1615). Интабуляции (все — без заглавий и имен авторов): «Anchor che co’l partire» Роре (f.7v), «Susanne» Лассо (f.13v), «Io son ferito» Палестрины (f.23v).

Como, Biblioteca comunale, Ms.1.1.20: «Libro de Sonate Diverse di Pietro Paolo Raymondo Comascho, Luglio 1601» // «Книга разных пьес Пьетро Паоло Раймондо из Комо, июль 1601» (дополнено в 1609). 58 танцев и фантазий; 3 интабуляции типа passeggiato: «Susannе» Лассо (f.58v: «Susanna del Cavagliere» [обработка Лоренцини?]), «Nasce la pena mia» Стриджо (f.67), «Vestiva i colli» Палестрины (f.82v).

[ Napoli, Conservatorio di Musica, Ms.7664 (1607 г.). Ff.82 и 84v: два варианта табулатурной реализации континуо для «монодии» Дж. Каччини «Fillide mia» (из «Nuove musiche», 1601/2).]

Paris, Bibliothèque Nationale, Rés.941: Pierre de Pouille, «Tabulatura de Leuto» // Пьер (Пьетро) из Апулии, «Табулатура для лютни», 1609, 1616. F.5: «Tant que viv[e]ray», по мотивам шансон Сермизи.

Bruxelles, Conservatoire Royal de Musique, 16.662 & 16.663 (начало XVII в.). Вокальные пьесы, некоторые из которых интабулированы с текстом, и др.

16.663, f. 14v: «Vestiva i colli» Палестрины (без заглавия и имени автора, с упрощениями полифонии, но также с некоторой самостоятельной мотивной разработкой). Факсимиле: Bruxelles, 1960.

Kraków, Biblioteka Jagellonska, Mus.Ms.40591 (Рим, 1605-20). Среди пьес для теорбы (N.B.): «Ung gai bergier» Крекийона (f. 5, без заглавия и имени автора).

––––––––––––––––––––––––––

Испания (музыка для виуэлы)

Вся музыка для виуэлы нотирована в итальянской лютневой табулатуре, за исключением «El Maestro» Луиса Милана (15365), в котором используется перевернутый вариант той же системы: верхняя линия табулатуры представляет верхнюю по звучанию струну.

А) печатные источники

N.B. В наш список не включены собрания Венегаса де Энестросы (15572) и Кабесона (15783), содержащие пьесы, исполнимые на виуэле, но нотированные в клавирно-арфовой табулатуре. Описание этих изданий см. в разделе о клавирных источниках.

[ Milán, Luís. Libro de musica de vihuela de mano. Intitulado El maestro. Valencia, Francisco Diaz Romano, 15365 // Милан, Луис. Книга музыки для виуэлы под заглавием «Учитель». 102 ff. Книга Милана — единственное из виуэльных собраний, не содержащее сольных интабуляций. Многочисленные песни для голоса с виуэлой на испанском, португальском и итальянском языках, по-видимому, являются оригинальными сочинениями, а не переложениями контрапунктических оригиналов.]



Виуэла (Испания)

Narváez, Luis de. Los seys libros del Delphin de musica de cifras para tañer Vihuela. Valladolid, Diego Hernandez de Cordova, 15381 // Нарваэс, Луис де. Шесть книг «музыкального дельфина», в цифрах (табулатуре) для игры на виуэле. 4 + 102 ff. Интабуляциям посвящена третья книга: обработки трех духовных пьес и четырех шансон (Жоскена, Гомбера, Ришафора). Пятая книга: романсы и villancicos для голоса и виуэлы. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Mudarra, Alonso. Tres libros de musica en cifras para vihuela. Sevilla, Juan de Leon, 154614 // Мударра, Алонсо. Три книги музыки в цифрах для виуэлы. 117 ff. Книга первая: фантазии, танцы, две интабуляции отрывков из месс Жоскена, пьесы для четыреххорной гитары. Книга вторая: восемь сюит (по числу «тонов»); каждая сюита включает «тьенто» (здесь: краткая прелюдия), одну или несколько фантазий и «глос» на отрывки из месс Жоскена и Февена. Третья книга: музыка для голоса с виуэлой — три обработки мотетов, большое количество светской музыки на испанском и латинском языках, два псалма. В мотетах вокальная партия обозначена апострофами при цифрах табулатуры, в остальных произведениях — выписана отдельной строчкой в мензуральной нотации. Факсимиле: Monaco, Editions Chanterelle, 1980.

Valderrábano, Enriquez de. Libro de musica de vihuela, intitulado Silva de sirenas! Valladolid, Francisco Fernandez de Cordovo, 15475 // Вальдеррабано, Энрикес де. Книга музыки для виуэлы под названием «Лес Русалок». 8 + 104 ff. В семи книгах. Книга первая: два канона (fugas) и пять интабуляций отрывков из месс. Вторая и третья книги: музыка для голоса и виуэлы (интабуляции духовной и светской полифонии, романсы, villancicos), причем во второй книге петься должен один из нижних голосов (нотирован красными цифрами в табулатуре), в третьей же — верхний голос (изложен мензуральной нотацией). Четвертая книга: музыка для двух виуэл (в основном интабуляции), пятая: фантазии, шестая: интабуляции полифонии (в основном духовной) и «сонеты», седьмая: паваны и вариации для одной и двух виуэл. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Pisador, Diego. Libro de musica de vihuela... Salamanca, Guillermo Millis, 15527 // Писадор, Диего. Книга музыки для виуэлы. 112 ff. В семи книгах. Книга первая: вариации, романсы для голоса и виуэлы, фантазии. Книга вторая: villancicos для пения и виуэлы. Книга третья: фантазии. Книга четвертая: интабуляции четырех месс Жоскена Депре, в которых надлежит петь cantus firmus (выделенный красными цифрами). Книга пятая: еще четыре мессы Жоскена для виуэлы соло. Книга шестая: мотеты разных авторов (большинство — с пением одного из голосов). Книга седьмая: итальянская и французская светская вокальная музыка (вилланеллы, мадригалы, шансон) для виуэлы соло и для голоса с виуэлой. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Fuenllana, Miguel de. Libro de Musica para Vihuela, intitulado Orphenica lyra. Sevilla, Martin de Montesdoca, 15543 // Фуэнльяна, Мигель де. Книга музыки для виуэлы под названием «Лира Орфея». 10 + 175 ff. В шести книгах. Книга первая: двух- и трехголосные композиции — интабуляции вокальных пьес и «дуэты» и фантазии; в трехголосных интабуляциях один из голосов выделен красным (для пения). Книга вторая: четырехголосные мотеты (один из голосов напечатан красным для пения) и фантазии. Книга третья: пяти- и шестиголосные мотеты (один из голосов поется, будучи иногда изложен в мензуральной нотации; в некоторых пьесах петь нужно два голоса). Книга четвертая: части месс и гимны для виуэлы соло или с голосом, фантазии. Книга пятая: итальянские и испанские мадригалы, villancicos, романсы для пения и виуэлы. Книга шестая: тоже смесь разных жанров; пьесы для пятихорной виуэлы и для четыреххорной гитары (в т.ч. несколько интабуляций). Факсимиле: Genève, Minkoff.

[ Bermudo, Juan. Declaracion de instrumentos musicales. Ossuna, Juan de Leon, 15551. Подробнее см. в разделе о клавирных источниках и в библиографии. Ff. 101-101v – два романса в сопровождении один шести-, другой семихорной виуэлы.]

Daza (Daça), Esteban. Libro de Musica en cifras para Vihuela, intitulado el Parnasso... Valladolid, Diego Fernandez de Cordova, 15761 // Даса, Эстебан (Эстеван). Книга музыки в цифрах для виуэлы под названием «Парнас»... В трех книгах. Книга первая: фантазии. Книга вторая: мотеты (с пением одного из голосов). Книга третья: романсы и villancicos для пения с виуэлой; две шансон для виуэлы соло. Факсимиле: Genève, Minkoff.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: