Лютня (Франция, Нидерланды)

Le Roy, A. A briefe and plaine Instruction to set all Musicke... London, 15742. См. в британских источниках.

Francisque, Antoine. Le trésor d’Orphée. Paris, héritiers de Robert Ballard & Pierre Ballard, 1600 // Франсиск, Антуан. Сокровище Орфея. 32 ff. Собрание открывается орнаментальной обработкой «Susanne un jour» Лассо. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Besardus, Johannes Baptista. Thesaurus Harmonicus, Coloniae, 1603. См. в немецких источниках.

[ Bataille, Gabriel (éd.). Airs de différents autheurs mis en tablature de luth, livres 1-6. Paris, Pierre Ballard, 1608-1615 // Батай, Габриэль (изд.). Арии разных авторов, интабулированные для лютни, книги 1-6. Переложения для голоса с лютней airs de cour Гедрона, Батая, Боэссе и др., многие из которых в оригинале сочинены для четырехголосного ансамбля. Книги 7-8 вышли в 1616-17, кн. 9-16 – в 1620-43. В поздних книгах большинство арий — оригинальные композиции для голоса с лютней.]

Vallet, Nicolas. Le Secret des Muses, Amsterdam, 1615. См. в нидерландских источниках.

Besardus, J.B. Novus partus..., Augustae, 1617. См. в немецких источниках.

Mersenne, Marin. Harmonie universelle. Paris, Sébastien Cramoisy, 1636 // Мерсенн,Марен. Всеобщая гармония. 3 vols.

Vol. III, p. 90: интабуляция четырехголосной арии Антуана Боэссе «Divine Amarillis» для десятихорной лютни, настроенной в одной из раннебарочных систем: e1-c1-a-f-c-G-F-E-D-C. На      с. 92 та же ария переложена для голоса в сопровождении лютни (в старом, «ренессансном» строе). Факсимиле: Paris, CNRS, 1965/1986.

Б) рукописи

Vesoul, Bibliothèque Municipale, N° 711 & 9287. Два анонимных рукописных сборника конца XVI в. (утеряны). Ms.9287 (до 1598) содержал обработки 14 шансон и 2 мотетов Лассо, Ms.711 (1598) — 43 шансон Лассо[13].

Uppsala, Universitätsbiblioteket, Instr.mus.hs.412 (1560-е гг.). 36 ff. Танцы, шансон (Майар, Сертон, Жанекен, Аркадельт, Сандрен, Сермизи), «O Passi sparsi» К. Фесты.

Uppsala, Universitätsbiblioteket, Ms. Vocalmusik i h. 76b & 76c. 2-я половина XVI в. Рукописи вокальной музыки, свободное пространство в которых заполнено лютневыми интабуляциями (в т.ч. черновиками и фрагментами) мотетов (Лассо), шансон (Аркадельт, де Бертран, Котеле, Ла Грот, Сандрен, Сермизи), псалмов, испанских villancicos.

Paris, Bibliothèque Nationale, Rés.941: Pierre de Pouille, Tabulatura de leuto, 1609. См. в итальянских источниках.

––––––––––––––––––––––––––––––––

Нидерланды (Фландрия, Брабант, Голландия)

А) печатные издания

Vorsterman, Guillaume (éd.) Livre plaisant et tres utile pour apprendre a faire & ordonner toutes tablatures... Anvers, 15292 // Ворстерман, Гийом (изд.). Приятная и весьма полезная книга (о том), как научиться делать и приводить в должный вид разные табулатуры... 40 ff. Свободный перевод второй части книги Вирдунга «Musica getutscht» (15113), с заменой вирдунговской интабуляции фламандской пьесой «Een vrolijc wesen». Фламандский перевод: Jan van Ghelen, Dit is een zeer schoon Boecxken..., 15549 & 15688.



Лютня (Нидерланды)

Phalèse, Pierre (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Lut à deux, trois, et quatre parties. Avecq une briefve & familiare Introduction pour entendre & apprendre par soy mesmes à jouer dudict Lut. Livre premier. Louvain, 15453 // Фалез, Пьер (изд.). Двух-, трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. A также краткое и нетрудное введение (в то, как) научиться самостоятельно играть на оной лютне. Книга первая. 48 ff. 14 прелюдий и фантазий, 36 французских шансон (многие перепечатаны из                   П. Аттеньяна, 15293) и песен на фламандском языке, 11 танцев. Переиздания (с некоторыми вариантами и сокращениями): 15477, 15478, 15498. Факсимиле: Genève, Minkoff (с изд. 15477).

Phalèse, P. (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Luc à trois et quatre parties Livre deuxieme Louvain, 154618 // Фалез, П. (изд.). Трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. Книга вторая. 56 ff. 11 прелюдий и фантазий (в т.ч. 8 фантазий Нарваэса, перепечатанных из 15381), 44 шансон и иных светских вокальных композиций (Жоскен, Жанекен, Сермизи, Гомбер, Крекийон, Клеменс-Не-Папа...). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, P. Carminum Quae chely vel testudine canuntur... Liber secundus. Lovanii, 154619. Латинское издание того же сборника (154618).

Teghi, Pietro. Des Chansons & Motetz Reduictz en Tabulature de Luc, a quatre, cinque et six parties, Livre troixiesme. Louvain, P. Phalèse, 15479 // Теги, Пьетро. Шансон и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру, на четыре, пять и шесть голосов. Книга третья[14].      36 ff. 12 шансон (Сермизи, Сандрен, Жанекен, Клеменс-Не-Папа, Сертон), 1 мадригал (Аркадельт), 6 мотетов (Жоскен, Гомбер, Моралес и др.). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Teghius, Petrus. Carminum ad Testudinis usum compositorum Liber tertius. Lovanii, Apud Petrum Phalesium, 154710. Латинское издание того же сборника (15479). Переиздание: 15735.

Phalèse, P. (éd.) Des Chansons, Gaillardes, Paduanes & Motetz, reduitz en tabulature de luc... Livre cinquiesme. Louvain, [1547]11 // Фалез, П. (изд.). Шансон, гальярды, паваны и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру... Книга пятая. 32 ff. 5 фантазий (в т.ч. две – Франческо да Милано), 23 шансон (Сермизи, Жанекен, Сертон, Пайен...), 2 мотета (Мутон, Сермизи), танцы.

Phalèse, P. (éd.) Hortus musarum in quo tanquam flosculi quidam selectissimorum carminum collecti sunt ex optimis quibusque autoribus. Lovanii, 155211 // Фалез, П. (изд.). Сад муз, в коем собран цвет избраннейших песен лучших авторов. 56 ff. Фантазии (Вальдеррабано, Ротта, Франческо да Милано...), шансон (Жан де Латр, Крекийон, Сермизи, Сандрен, Сертон, Клеменс-Не-Папа, Вилье, Жоскен...), мадригалы (Аркадельт, Берхем), мотеты и части месс (Жоскен, Вилларт, Аркадельт, Мутон...). Вторая часть книги (начиная с р.81) представляет интабуляции и оригинальные композиции для двух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, P. (éd.) Horti musarum secunda pars, continens selectissima quaedam ac iucundissima carmina testudine simul et voce humana, vel alterius instrumenti Musici adminiculo modulanda. Lovanii, 155310 // Фалез, П. (изд.). Вторая часть сада муз, содержащая избраннейшие и приятнейшие песни, переложенные для лютни и человеческого голоса  или  же с участием иного музыкального инструмента. 16 ff. 21 шансон и 3 мотета (Жоскен, Лупус), переложенные для голоса с лютней. Совр. изд. в: «Chansons au luth et airs de cour français du XVIe siècle», Paris, Heugel, 1976. Факсимиле: Genève, Minkoff (вместе с «Hortus musarum», 155211).

Van Ghelen, Jan. Dit is een zeer schoon Boecxken... 15549. См. Vorsterman, 15292.

Matelart, Jean. Intavolatura de leuto. Roma, 15597. См. в итальянских источниках.



Лютня (Нидерланды)

Phalèse, P. (éd.) Theatrum musicum in quo selectissima optimorum quorumlibet autorum ac excellentissimorum artificum cum veterum tum etiam novorum Carmina summa diligentia ac industria expressa oculis proponuntur. Lovanii, 156312 // Фалез, П. (изд.). Музыкальный театр, в коем с наибольшим тщанием и особым прилежанием очам предлагаются избраннейшие песни разных лучших авторов и отличнейших мастеров, как старых, так и новых. 70 ff. Фантазии, танцы, шансон и мотеты, многие из которых перепечатаны с более ранних изданий самого Фалеза (154618, 15479, 155211) и с иностранных публикаций (Паладино, Ле Руа, Морле...). Ff.55-60: музыка для лвух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, P. (éd.) Luculentum theatrum musicum... Lovanii, 15687 // Фалез, П. (изд.). Прекрасный музыкальный театр... 92 ff. Материал издания в значительной степени почерпнут в более ранних публикациях Фалеза (особенно в 156312), но включает и новейшие композиции — в частности, сочинения О. Лассо (14 пьес). План собрания — тот же, что в 156312: (1) фантазии (ff.1-11), (2) интабуляции шансон, мадригалов и мотетов (ff.11v-58v), (3) музыка для двух лютен (ff.59-64v),  (4) танцы для лютни соло (с f.65v до конца). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Bakfark, Valentin. Harmoniarum musicarum in usum testudinis factarum Tomus primus. Antverpiae, Apud Viduam Johannis Latii, 15691 // Бакфарк, Валентин. Первый том музыкальных гармоний, приспособленных для лютни. 51 ff. Фламандское переиздание краковской книги Бакфарка (15651; см. в немецких и восточноевропейских источниках).

Phalèse, P. (éd.) Theatrum musicum, longe amplissimum cui (demptis quae vetustate viluerant) authorum praestantiss, tum veterum, tum recentiorum carmina selectissima sunt inserta... Lovanii, 15716 // Фалез, П. (изд.). Обширнейший музыкальный театр, содержащий (за вычетом устаревших и потому потерявших интерес) избраннейшие песни лучших авторов, как старых, так и современных. 126 ff. 34 фантазии, более 80 шансон (Крекийон, Клеменс-Не-Папа, Лассо), 26 итальянских канцонетт и мадригалов (в т.ч. «Io mi son giovinetta» Ферабоско, «Anchor che co’l partire» Роре и ок. 10 пьес Лассо), 14 мотетов (Жоскен, Лассо, Клеменс-Не-Папа...). 2-я часть: лютневые дуэты; 3-я часть: танцы. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, Pierre & Bellère, Jean (éd.) Thesaurus musicus continens selectissima Alberti Ripae, Valentini Bacfarci, et aliorum Praestantissimorum Carmina, ad usum Chelys, vel Testudinis accommodata. Lovanii, 15747 // Фалез, Пьер и Беллер, Жан (изд.). Музыкальная сокровищница, содержащая пьесы Альберто Рипы, Валентина Бакфарка и иных наилучших (авторов), приспособленные для лютни. 84 ff. Фантазии, шансон и мадригалы, мотеты, танцы. Репертуар вокальных моделей — более консервативный, чем в 15687 и 15716: господствуют Сандрен, Жанекен, Аркадельт; Лассо представлен пятью композициями.

Adriansen, Emanuel. Pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae. Ex Typographia Musica Petri Phalesii,... 15846 // Адриансен, Эмануэль. Прелестнейший музыкальный луг... 92 ff. 5 фантазий, интабуляции (шансон, мадригалы, napolitane), танцы. Большинство интабуляций приводят 2-4 голоса оригинала в мензуральной нотации для пения (ad libitum); иные выполнены для двух лютен (с пением) или для трех-четырех лютен. Переиздание (с дополнениями и вариантами): 1600. Факсимиле: Joachim Lüdtke, 2005.

Adriansen, Emanuel. Novum pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae, P. Phalesius & J. Bellerus, 15926 // Адриансен, Эмануэль. Новый прелестнейший музыкальный луг... 98 ff. Прелюдии, фантазии, интабуляции, танцы. Интабуляции сопровождаются 2-4 голосами в мензуральной нотации, для пения. Среди вокальных моделей преобладают композиции новейших авторов: Маренцио, Палестрины, Лассо, Ферретти, Лежёна... Факсимиле: Genève, Minkoff.

Hove, Joachim van den. Florida, sive Cantiones... ad testudinis usum accommodate. Ultraiecti, Apud Salomonem de Roy, & Ioannem Guilielmi de Rhenen, 1601 // Хове, Йоахим ван ден. Цветущая (книга), или песнопения, приспособленные для игры на лютне. Утрехт, 1601. Структура книги — та же, что в собраниях Адриансена: фантазии, интабуляции, танцы. Хове, как и Адриансен, предпочитает итальянский репертуар и приводит наряду с табулатурой голоса в мензуральной нотации. Факсимиле: издания Нидерландского лютневого общества (Nederlandse Luitvereniging).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: