Лекция по курсу «История отечественных политических учений».
России в ХІХ - первой половины ХХ вв.
9.2 Либеральное направление в развитии политической мысли:
1. Политические взгляды К.Д. Кавелина (1818-1885);
2. Политические воззрения Б.Н. Чичерина (1828-1904);
3. Теория национально-прогрессивного государства А.Д. Градовского (1841-1889).
4. Религиозно-философские и нравственно-философские основания политических взглядов В.С.Соловьева (1853-1900);
5. Социальный либерализм П.И. Новгородцева (1866-1924);
6. Правовая теория Б.А. Кистяковского (1868-1920);
7. Теория организованного порядка С. А. Муромцева (1859-1910) и М.М. Ковалевского (1851-1916);
8. Буржуазный либерализм П.Б. Струве (1870-1944);
Либерализм как мировоззрение и как политико-философское учение начал формироваться в России с конца XVIII в., однако именно на вторую половину XIX и начало XX веков. приходится его наивысший расцвет. Реформы Александра II, имевшие ярко выраженную либеральную направленность, были, с одной стороны, подготовлены ходом интеллектуального и общественного развития страны, с другой — сами стали мощным импульсом к усилению влияния либерального мировоззрения в жизни России.
В отличие от ряда стран Западной Европы, где либерализм опирался в основном на политические и экономические доктрины, в России он основывался в первую очередь на правовых и философско-правовых идеях. Не случайно ведущие теоретики либерализма в России были крупнейшими теоретиками права, а сама либеральная теория формировалась в рамках их философско-правовых учений. Такая особенность русского либерализма во многом связана с теми задачами, которые стояли перед Россией в это время. Ей предстояло осуществить крупнейшие в своей истории государственные и общественные преобразования посредством права.
Однако сама идея управления Россией посредством права встречала мощное сопротивление в обществе и подвергалась нападкам со стороны самых разнообразных идейных и политических течений. Консерваторы видели в праве не только ограничение принципа самодержавия, но также и отречение от традиций русской государственности. Социалистические и народнические политические течения также крайне отрицательно относились к праву, рассматривая его лишь как форму выражения и закрепления неравенства и эксплуатации. Многие русские писатели негативно относились к правовым формам организации общественной жизни. Так, Л.Н. Толстой видел в праве, как и в государстве, только «организованное насилие», противоречащее основной заповеди христианства — заповеди любви. В целом негативно к праву относились и славянофилы. Они хотя и признавали сложившиеся в народе правовые обычаи, но право как рациональную систему, на которой должна основываться жизнь общества и государства, они отрицали. В России, считали славянофилы, нет того атомизированного индивида, к которому апеллируют западные правовые системы, поэтому и само юридическое мировоззрение абсолютно чуждо нашему народу.
Для русских либералов и в целом для русского либерализма на протяжении всей его истории главной темой размышлений стало так называемое «оправдание права», то есть исследование и разъяснение подлинного значения права, его роли в совершенствовании общественных отношений и развитии свободы. Эта тема была центральной как для представителей «раннего» (Т.Н. Грановский, 1813–1855; К.Д. Кавелин,1818–1885) и классического русского либерализма (Б.Н. Чичерин, 1828–1904; А.Д. Грановский, 1841–1889), так и для представителей «нового» или социального либерализма начала XX века (П.И. Новгородцев, 1866–1924; Б.А. Кистяковский, 1868–1920).
Основная заслуга классического русского либерализма состояла в том, что он обосновал необходимость развития личной свободы в качестве основного условия развития общества в целом. Он также показал пагубность опеки над личностью со стороны государства и особенно со стороны сельской общины, поскольку такая опека насильно удерживала лицо в состоянии «гражданского младенчества». Именно право создает независимое, самостоятельное и дееспособное лицо, и только такое лицо способно строить эффективное взаимодействие с другими лицами. Гарантируя гражданские права и свободы, право разрушает все то, что сковывает самодеятельность лица, и создает пространство для его самореализации. Критика сельской общины резко отличала русских либералов от всех других идейных и политических течений в России. Под гражданскими правами в России второй половины XIX века понимали, прежде всего, основные неотчуждаемые права личности, которые гарантируют ей право на частную жизнь, на самостоятельную деятельность, в первую очередь, экономическую, на частную собственность. Гражданские права охраняют лицо от вмешательства в его жизнь и обеспечивают ему самоопределение и свободу договорных отношений. Часто к гражданским правам и свободам относились также свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний и объединений, не имеющих политических целей.
Настаивая на развитии и закреплении гражданских прав и свобод, на независимости гражданского общества, на невмешательстве в его жизнь государства, классический либерализм не придавал политическим правам и свободам, то есть правам, связанным с участием в управлении государством, большого значения и рассматривал их в качестве второстепенных. Считалось, что политические права несамостоятельны и лишь служат обеспечению прав гражданских, что требование политических прав возникает только тогда, когда в обществе не обеспечены гражданские права и свободы, а поэтому надежное правовое обеспечение последних и гарантия их судебной защиты делают политические права не столь актуальными.
Как правило, в политической сфере либералы настаивали лишь на развитии местного самоуправления (губернские и уездные земства) и на необходимости формирования представительных учреждений с правом совещательного голоса. Такая «осторожность» либералов объяснялась не только тем, что они в принципе недооценивали значение политических прав и свобод, но также и рядом других причин. Классический либерализм вообще и российский в частности с опаской смотрел на демократические учреждения, видя в них потенциальную угрозу правам личности: полновластие демократического субъекта может быть столь же опасным, как и всевластие монарха. Не случайно подавляющее большинство русских либералов именно в конституционной монархии видели наилучшую, наиболее сбалансированную форму правления для России.
В конце XIX века в России формируется «новый», или социальный, либерализм. Его основные представители — П.И. Новгородцев (1866–1924), Е.Н. Трубецкой (1863–1920), Б.А. Кистяковский (1868–1920), С.И. Гессен (1887–1950). Новгородцев и Трубецкой испытали сильное влияние нравственной философии Владимира Соловьева и его учения о праве человека на достойное существование. Кистяковский и Гессен в начале своего пути примыкали к социал-демократии и разделяли многие положения ее идеологии.
В отличие от либерализма классического, социальный либерализм большее внимание уделял социально-экономическим правам, вопросам обеспечения определенного минимума благосостояния, необходимого для «поддержания достойного человеческого существования», вопросам защиты малоимущих и лиц наемного труда. Так называемый «рабочий вопрос» также разделял представителей классического и «нового» либерализма. Первые считали, что нет необходимости создавать специальное «рабочее законодательство», которое бы защищало лиц наемного труда и особым образом регулировало отношения работников и работодателей. Так, Чичерин был убежден, что для установления справедливых отношений в сфере труда достаточно уже существующих законов, устанавливающих свободу договорных отношений и равенство сторон. Однако факты российской жизни говорили об обратном: за формальным юридическим равенством подчас скрывалось не только имущественное, но фактическое правовое неравенство.
Социальный либерализм в сравнении с либерализмом классическим значительно большее внимание уделял политическим правам и свободам граждан, вопросам развития представительного правления, конституционализма и демократии. Соответственно, он и политически был более активен. Либерализм из чисто теоретического и идейного течения превращается в политическое движение, на его основе создаются центристские и правоцентристские партии. Однако политическая борьба постепенно приводила к радикализации значительной части либералов, а главная их политическая партия, партия кадетов, пошла на сближение с правыми социал-демократами и эсерами.
В политической теории также стало происходить «полевение». Кистяковский после революции 1905 года, а Гессен уже в эмиграции развивали концепцию «правового социализма». По своей сути, однако, это были все-таки либеральные концепции не социалистического, а правового государства с активной социальной политикой.
Несмотря на различия исторических форм либерализма в России, все же можно говорить о его идейном единстве. В основе этого единства лежит признание личности в качестве ключевого элемента общественного устройства и необходимости обеспечения условий для ее самореализации.